Предмет, класс | физика, 11 класс |
Тема учебного занятия | Устройство, принцип действия рубинового лазера. |
Форма учебного занятия | Урок - изучения нового материала. |
Цели занятия | личностные | метапредметные | предметные |
Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности | Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся | Изучение понятия лазер, история развития, устройство, принцип действия, применение. |
Задачи занятия | личностные | метапредметные | предметные |
1.Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении лазера, его устройства и принципа действия. 2.Провести рефлексию деятельности после рассмотрения темы лазер. | 1.Организовать работу в группах при работе с текстом и при систематизации знаний. 2.Выслушать устные ответы учащихся при объяснении наблюдаемых явлений. | 1.Формировать у учащихся понятия по теме лазер. 2.Формировать у учащихся умения наблюдать и объяснять физические явления, встречающиеся в жизни с точки зрения науки. |
Планируемые результаты | личностные | метапредметные | предметные |
Самоопределение: -рефлексивная самооценка учебной деятельности Смыслообразование: -мотивация образовательной деятельности на основе демонстраций; -самостоятельность в приобретении новых практических умений. | Коммуникативные: -формирование умений работать в группе, -умения выражать свои мысли; -способности выслушивать собеседника, Познавательные: -смысловое чтение, -действия со знаково-символическими средствами, -анализ, -структурирование знаний, Регулятивные: -алгоритмизация, -волевая саморегуляция, -самооценка. | Факты: Объяснение возможности перехода электрона с уровня на уровень. Эмпирические понятия: -уровень энергии, -инверсная населенность, -долгоживущий уровень. Умения: Умение объяснить принцип действия лазера на основе кристалла рубина. |
Технологические особенности | Мультимедиа-проектор; компьютерная презентация; интерактивная доска. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
ЭТАП 1 | Организационный момент |
Цель | Подготовка учащихся к работе на уроке. |
Длительность этапа | 1 минут |
Формирование УУД | Регулятивные: волевая саморегуляция, Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Основной вид деятельности | -готовность учащихся к уроку, - заслушать рапорт дежурных по классу, -приветствие учащихся с приглашением занять свои места. |
ЭТАП 2 | Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного |
Цель | При демонстрации опыта сформулировать тему и цель урока. |
Длительность этапа | 5 минут |
Формирование УУД | Познавательные: Анализ, выдвижение гипотез, самостоятельное выдвижение, формирование познавательной цели. Регулятивные: актуальный контроль на уровне произвольного внимания, целеполагание. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, слушать мнение другого человека. |
Основной вид деятельности | Обсуждение опыта. |
Форма организации деятельности учащихся | Наблюдение физического эксперимента. Обсуждение. |
Функции преподавателя на данном этапе | Организация и демонстрация эксперимента. Подведение методом наводящих вопросов к правильному формулированию темы и целей. Отслеживание ответов учащихся. |
Основные виды деятельности преподавателя | С помощью учащихся формулирует проблему, координирует ход рассуждений, подводит учащихся к формулировке правильных выводов. Организация беседы. |
Промежуточный контроль | Формулировка темы и цели урока. |
ЭТАП 3 | Изучение нового материала |
Цель | Изучение понятия лазер, его устройства и принципа действия, применения. |
Длительность этапа | 20 минут |
Формирование УУД | Познавательные: Анализ, действия со знаково–символически средствами, смысловое чтение, Регулятивные: алгоритмизация, контроль, . Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества, |
Основной вид деятельности | Проблемная беседа. |
Форма организации деятельности учащихся | Через актуализацию знаний учащиеся вспоминают учебный материал: 1.Строение вещества. Протонно-нейтронная модель атома. 2.Историческая справка по разработке лазеров. 3.Определение лазера. 4.Устройство лазера. 5.Принцип действия лазера. 6.Использование лазера. |
Функции преподавателя на данном этапе | Подведение методом наводящих вопросов к правильному ответу. Отслеживание ответов учащихся. |
Основные виды деятельности преподавателя | Организация беседы, в входе которой будет рассматриваться новый материал. Контроль за быстрым включением в деловой ритм. |
Промежуточный контроль | Записи в рабочих тетрадях (Определение лазера, устройство лазера, принцип действия лазера). |
ЭТАП 4 | Отработка и систематизация полученных знаний |
Цель | Закрепление полученных на уроке знаний о лазерах. |
Длительность этапа | 14 минут |
Формирование УУД | Познавательные: структурирование знаний Регулятивные: самооценка, волевая саморегуляция Коммуникативные: формирование умений работать в группе, умения выражать свои мысли; способности выслушивать собеседника |
Основной вид деятельности | Заполнение кластера. |
Форма организации деятельности учащихся | Групповая работа (работа в парах). |
Функции преподавателя на данном этапе | Координировать правильность работы. |
Основные виды деятельности преподавателя | Контроль выполнения заданий. |
Промежуточный контроль | Правильность заполнение кластера. |
ЭТАП 5 | Организационный момент окончания урока |
Цель | анализ урока по значимости для ученика. |
Длительность этапа | 5 минут |
Формирование УУД | Познавательные: Рефлексия, контроль Регулятивные: оценивать значимость для себя проделанной работы |
Основной вид деятельности | Беседа. |
Форма организации деятельности учащихся | Ответы на вопросы. |
Функции преподавателя на данном этапе | Анализ ответов учащихся. |
Основные виды деятельности преподавателя | Организация работы на этапе рефлексии и подведении итогов. |
Промежуточный контроль | Контроль адекватности самооценки. |
Итоговый контроль, подведение итогов | Оценка за урок (ответы на вопросы, оценка за заполнение кластера) |
Слайд презентации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (1 мин) |
| -контроль готовности учащихся к уроку, - заслушать рапорт дежурных по классу, -приветствие учащихся с приглашением занять свои места. | -занимают свои места около парт, -дежурные сдают рапорт: класс, отсутствующие, -присаживаются на свои места |
2.Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного ( 5 мин) |
| 1.Демонстрация использования лазерной указки. 2.Задает вопрос: «Что за устройство вам продемонстрировано?». 3.Почему луч красного цвета? 4.Подводит методом наводящих вопросов к правильному формированию темы и целей. Отслеживание ответов учащихся | Предлагают различные: -варианты названий, в том числе и лазер. Формулируют тему урока и цель, задачи. Записывают тему урока в тетради. |
3.Изучение нового материала (20 мин) |
| Задает вопрос: «Как вы думаете, давно люди начали строить лазерные установки?». Комментирует слайд. | Предлагают различные варианты, объяснения свое предположение. Слушают, делают записи в тетрадях. |
| Комментирует слайд. | Слушают, делают записи в тетрадях. |
| Комментирует слайд. Просит выписать в тетрадь все определения понятия –лазер. Для дальнейшего анализа после рассмотрения устройства и принципа действия. | Слушают, делают записи в тетрадях. |
| Комментирует слайд. | Отвечают на задаваемые в процессе комментария вопросы. |
| Комментирует слайд. | Делают соответствующие записи в тетради. |
| Комментирует слайд отражающий принцип действия лазера. | Отвечают на задаваемые в процессе комментария вопросы. Делают соответствующие записи в тетради. |
| Комментирует слайд отражающий принцип действия лазера. | Делают соответствующие записи в тетради. |
| Комментирует слайд отражающий принцип действия лазера. | Делают соответствующие записи в тетради. |
| Комментирует слайд отражающий принцип действия лазера. | Отвечают на задаваемые в процессе комментария вопросы. Делают соответствующие записи в тетради. |
| Комментирует слайд. | Слушают. |
| | Делают соответствующие записи в тетради. |
4.Систематизация полученных знаний (14 мин) |
| Контролирует выполнение задания при работе в парах. Центральное слово в кластере лазер. | Работают с текстом учебника, заполняют кластеры работая в парах. |
| Проводит опрос по теме урока, отслеживая причинно-следственные связи. | Отвечают на вопросы. |
5. Организационный момент окончания урока (5 мин) |
| Проводит рефлексию. | Отвечают на вопросы слайда. |
| Подведение итогов работы. Благодарит за работу. | Отвечают на вопросы. Преодолевая силу тяжести, уходят из кабинета. |