СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике в 8 классе "Способы изменения внутренней энергии тела"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен по учебнику физика 8 класс  автора Перышкин А.В. Целью урока является:  сформировать понятие о способах изменения внутренней энергии тела и ввести определение понятия      теплопередачи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике в 8 классе "Способы изменения внутренней энергии тела"»

Урок по физике в 8 классе по теме

«Способы изменения внутренней энергии тела»

Дербина Г.А., учитель физики и математики БОУ «Косковская средняя школа»


Технологическая карта урока.

Предмет: физика Класс: 8

Базовый учебник: А.В. Пёрышкин, физика 8 класс, 2013

Тема урока: Способы изменения внутренней энергии тела.

Цель урока: сформировать понятие о способах изменения внутренней энергии тела и ввести определение понятия теплопередачи.

Задачи урока: образовательные: продолжить формирование понятия о внутренней энергии тела, обеспечить усвоение учащихся двух способов изменения внутренней энергии, а также определения понятия теплопередачи;

Развивающие: развитие способности учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, развивать интерес к предмету через выполнения разных заданий (практических и теоретических);

Воспитательные: продолжение развития компетентности учащихся - коммуникационной (обмен мнениями), информационной (приобретение нового знания), оценочной (соотнесение новой информации имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Тип урока: изучение нового материала

Необходимое оборудование: компьютер, экран, проектор, стаканы с горячей водой, куски картона, алюминиевые проволоки, свечка, коробок спичек, спиртовка, ложка металлическая, железная спица, стеклянный сосуд, закрытый пробкой, насос .




СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный

Организует деятельность по подготовке к уроку

Готовит рабочее место

Личностные (нравственно – этического оценивания)

Коммуникативные (умение слушать)

2

Актуализация знаний

Организует индивидуальную работу с тестами, самопроверку и самооценку

Работает с листом самооценки, отвечая на вопросы теста, осуществляет самопроверку

Познавательные (анализируют, работаю самостоятельно)

Регулятивные (проводят самооценку, коррекцию)

3

Целеполагание

Организует проведение проблемного эксперимента и обсуждение результатов; создаёт условия для формулировки темы и цели урока.

Выдвигают гипотезы, обсуждают их, проводят собственные опыты, анализируют их, формулируют выводы, проводят их коррекцию, формулируют тему и цель урока, записывают тему урока.

Личностные (умение ориентироваться в социальных и межличностных отношениях)

Регулятивные (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, внесение необходимых дополнительных корректив)


4

Изучение нового материала

Организует исследовательскую работу в группах и обсуждение результатов, проводит демонстрационный опыт и организует его обсуждение, корректирует ответы, организует самостоятельную работу учащихся с учебником, задаёт вопросы

Проводят исследования, выполняя задания 1 – 2, анализируют результаты своих исследований, обсуждают, сравнивают, дополняют, озвучивают свои выводы, наблюдают демонстрационный эксперимент, рассуждают, выдвигают свои гипотезы, пытаясь объяснить результаты его, читают по учебнику объяснение опыта, формулируют вывод, находят в учебнике определение теплопередачи, заполняют таблицу, озвучивают общий вывод по изучению нового материала.

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в связи с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи)

Познавательные (составление плана и последовательности действий, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

5

Закрепление полученных знаний

Предлагает задание на закрепление нового материала, создаёт условия для сотрудничества в парах, проводит фронтально проверку ответов

Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, сравнения, обобщения, работают в парах, слушают сообщение одноклассника

Личностные (построение логической цепи рассуждений)

Коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении проблем)

6

Рефлексия

Организует обсуждение результатов по достижению цели урока

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов своей деятельности (называют тему и цель урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока)

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении)





Конспект урока физики в 8 классе по теме

«Способы изменения внутренней энергии тела».


Тип урока: изучение нового материала по теме.

Цель: сформировать понятие о способах изменения внутренней энергии тела и ввести определение понятия теплопередачи.

Задачи: образовательные: продолжить формирование понятия о внутренней энергии тела, обеспечить усвоение учащихся двух способов изменения внутренней энергии, а также определения понятия теплопередачи;

Развивающие: развитие способности учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, развивать интерес к предмету через выполнения разных заданий (практических и теоретических);

Воспитательные: продолжение развития компетентности учащихся - коммуникационной (обмен мнениями), информационной (приобретение нового знания), оценочной (соотнесение новой информации имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы, индивидуальной, работы в парах и малых группах.

Технология: элементы критического мышления и проблемного обучения, индивидуальные опережающие задания.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, стаканы с горячей водой, куски картона, алюминиевые проволоки, свечка, коробок спичек, спиртовка, ложка металлическая, железная спица, стеклянный сосуд, закрытый пробкой, насос.

Предметные результаты: определять способы изменения внутренней энергии тела.

Метапредметные результаты: планировать и организовывать свою деятельность по учебной задаче, анализировать, обобщать, вести наблюдение и формулировать выводы.

Личностные результаты: формирование творческих способностей учащихся, самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Мини тест с инструкцией по заполнению и самооценке в листе самооценки.

Вопросы теста:

  1. Кинетическая и потенциальная энергия – это виды… энергии

А) механической

Б) внутренней

2. Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют … энергию тела.

А) механическую

Б) внутреннюю

3. Внутренняя энергия тела …. от механического движения тела и от положения этого тела относительно других тел.

А) зависит

Б) не зависит

4. Кинетическая и потенциальная энергии… превращаться друг в друга.

А) могут

Б) не могут

5. В один стакан налита холодная вода, а в другой – столько же горячей. Одинакова ли внутренняя энергия воды в этих стаканах?

А) в стакане с холодной водой больше

Б) в стакане с горячей водой больше

В) в обоих стаканах одинакова

Ответы: 1 – А, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – Б.

После самопроверки, по предложенной шкале проводится оценка с выставлением отметки в лист самооценки.

Самооценка: Отметить + ( - ) ответы при совпадении (неправильном ответе) на вопрос теста; сосчитать количество « +» и поставить отметку:

«5» - 5 правильных ответов,

«4» - 4 правильных ответа,

«3» - 3 правильных ответа,

«2» - менее 3 правильных ответов.

Обратная связь фронтально (поднятием руки показать количество ошибок), коррекция.

  1. Изучение нового материала.

На каждый стол выдаётся стакан горячей воды, монета, кусок картона (работа в парах)

Проблемный эксперимент.

Проблема: Как можно изменить температуру монеты, используя картон и стакан с горячей водой?

Предложить свои способы и проверить их опытным путём.

Ответить на вопрос: «Что произошло с внутренней энергией монеты в каждом из проделанных опытов?»

Возможные варианты ответов: монету можно потереть о картон; подержать у стенок стакана; подержать над стаканом; опустить в стакан с горячей водой.

Учащиеся проводят эксперимент, обсуждают и делают вывод.

Вывод: внутренняя энергия зависит от температуры тела: при повышении температуры тела – внутренняя энергия увеличивается, а при понижении температуры тела – уменьшается, т.е. внутреннюю энергию тела можно изменить.

Учитель предлагает сформулировать тему урока. Ребята обсуждают, озвучивают (коррекция, дополнение).

Слайд 1. Объявляется тема урока. Запись в рабочих тетрадях.

Слайд 2. Учитель предлагает проанализировать проделанные опыты и сформулировать цель урока.

Учитель: Сейчас каждый из вас выступит в роли исследователя. Вам предлагается провести работу « Выяснение способов изменения внутренней энергии тела»

(работа в малых группах).

Группа получает необходимые приборы и лист с инструкцией.

Задание 1.

Задание 2.

  • Потрите монету о картон 20 раз.

  • Отпустите ложку в стакан с горячей водой.

  • Согните и разогните алюминиевую проволоку несколько раз.

  • Зажечь свечку и поднести к ней ладони.

  • Потереть ладонь друг о друга.

  • Нагрейте спицу над спиртовкой.

  • Объясните, за счёт чего изменилась внутренняя энергия в каждом случае 1-3.

  • Сделайте вывод о способе изменения внутренней энергии.

  • Объяснить, каким способом изменилась внутренняя энергия в случае 1-3.

Сделайте вывод.

Проанализируйте задания 1- 2, выводы из них и сформулируйте способы изменения внутренней энергии тела.

Учитель предлагает озвучить вывод (дополняет, корректирует).

Демонстрация (проводит учитель).

Опыт: В толстостенный стеклянный сосуд, закрытый пробкой, накачивают воздух через специальное отверстие в ней. Через некоторое время пробка выскочит из сосуда. В момент, когда пробка выскакивает из сосуда, внутри сосуда образуется туман.

Вопрос: Как изменилась внутренняя энергия воздуха после вылета пробки и каким способом это произошло?

Совместное обсуждение проделанного опыта и вывод.

Вывод: Внутренняя энергия воздуха уменьшилась, т.е. внутренняя энергия тела уменьшается, когда работу совершает само тело.

Объяснение опыта:

Туман на улице образуется чаще всего, когда после тёплой погоды наступает резкое похолодание. Пары воды, содержащиеся в воздухе, при понижении температуры воздуха переходят в жидкое состояние, в воздухе образуются мелкие капельки воды, и поэтому виден туман.

Т.к. в сосуде наблюдается туман, то воздух в сосуде стал холоднее. Внутренняя энергия газа при этом уменьшилась.

Находящийся в сосуде сжатый воздух, выталкивая пробку, совершает работу. Эту работу он совершает за счёт своей внутренней энергии, которая при этом уменьшается.

Если учащиеся затрудняются объяснить опыт, то им предлагается прочитать его объяснение в учебнике «Физика – 8» на стр.8.

На стр. 9 учебника учитель предлагает найти, как по другому называется процесс изменения внутренней энергии без совершения работы?

Учащиеся находят, озвучивают.

Учитель: Назовите, какие два способа изменения внутренней энергии мы узнали? (теплопередача и совершение работы).

По ходу выполнения опытов учащиеся заполняют таблицу.

Слайд 3. Тема: Способы изменения внутренней энергии тела.

  1. Совершение работы.


Внутренняя энергия тела увеличивается, когда совершается над телом работа.


Внутренняя энергия тела уменьшается, когда тело само совершает работу.

  1. Теплопередача.


Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом называется теплопередачей.


  1. Отработка учебных действий.

(закрепление полученных знаний).

(работа в парах).

Слайд 4. Ответить на вопросы:

  • Имеет ли внутреннюю энергию тело, температура которого 0 ºС?

  • Как изменяется внутренняя энергия детали при обработке её напильником?

  • Каким способом – совершением работы или теплопередачей – изменялась внутренняя энергия детали при её нагревании в печи перед закалкой? При сверлении в ней отверстия? При быстром охлаждении детали в воде?

(проверка фронтально).

  1. Рефлексия.

Совместное обсуждение результатов по достижению целей урока. Оценивание учащихся.

Вопрос: А где в современном производстве используется внутренняя энергия?

(учащиеся высказывают свои мнения).

Сообщение учащегося, который заранее получил задание.

Все тепловые машины (тепловая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель и др.) работают за счёт внутренней энергии. Технологические процессы при плавке, ковке, штамповке, закалке связаны с нагреванием и охлаждением, т.е. тоже с использованием внутренней энергии. Электроэнергия на тепловых электростанциях вырабатывается за счёт использования внутренней энергии. Таким образом, внутренняя энергия – один из видов энергии, используемых в народном хозяйстве. Поэтом вопрос о способах изменения внутренней энергии является одним из главных для современной энергетики и производства.

Учитель: Вот насколько важна тема сегодняшнего урока.

Учитель предлагает высказать своё мнение по следующим вопросам:

  1. Что сегодня узнали новое для себя на уроке?

  2. Что понравилось на уроке выполнять?

  3. А что не понравилось?

  4. В чём встретили затруднения?

Слайд 5. Домашнее задание: §3, вопросы, задание 1 (стр. 10)

Для желающих:

  • Подготовить доклад об образовании снега и льда.

  • Собрать коллекцию «Хорошие и плохие проводники тепла».















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!