Методическая разработка урока
«Механические колебания. Колебания почвы. Землетрясения».
Авторы-составители: Митина М.А., учитель физики, МБОУ Гимназия № 24,
Шипулина М.И., учитель физики МБОУ Гимназия № 24
Предмет: физика
Класс: 9
Цель: формирование представления школьников о механическом колебательном движении, о колебаниях почвы, об эпицентре и очаге землетрясения.
Задачи:
Познакомить обучающихся с понятием механического колебательного движения.
На примере механических колебаний и использования информационных источников познакомить школьников с землетрясениями, способами эвакуации, приборами регистрации землетрясений.
Научить определять физические характеристики механических колебаний с использованием необходимых формул.
Продолжить формирование умений анализировать информацию, формулировать выводы; развивать познавательные умения.
Формировать культуру поведения при эвакуации о время землетрясения.
Тип урока: комбинированный: изучение новой темы и формирования предметных навыков, овладения предметными умениями.
Учебно-методическое обеспечение:
- опорный конспект по теме «Механические колебания и их характеристики» с задачами;
- электронная авторская презентация (Microsoft Office Power Point), подготовленная учителем, содержащая необходимые для работы рисунки, анимации, графики, тексты заданий, кроссворд, памятку.
Материально-техническое обеспечение урока:
- компьютер, мультимедиа-проектор, экран;
- маятники пружинный и математический;
- камертон или музыкальный струнный инструмент;
- линейка, прикреплённая к столу;
- волновая машина;
- стопка книг.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: знание основных понятий темы, представление о механических колебаниях, о возможных колебаниях, колебаниях почвы, об эпицентре и очаге землетрясения, знание оборудования, предназначенного для регистрации колебаний земной коры.
Метапредметные результаты: умение описывать процессы механических колебаний, землетрясений и объяснять причины их возникновения с использованием разных источников информации: учебник, дополнительную литературу, электронные приложения, рассчитывать физические характеристики колебательной системы.
Личностные результаты: формирование культуры поведения при эвакуации во время землетрясении, повысить познавательный интерес к мировосприятию законов природы, содействовать в ходе урока созданию обстановки сотрудничества.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации: фронтальная демонстрация учителем различных колебательных систем (маятник пружинный и математический; камертон или музыкальный струнный инструмент; линейка, прикреплённая к столу; волновая машина; стопка книг)
-Ребята, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (О колебаниях)
-Все представленные демонстрации являются колебательными. Их можно разделить на 2 вида по источнику колебаний: искусственные (человеком созданные) и естественные (созданные природой). Назовите их или приведите примеры.
- Какие еще науки занимаются изучением и объяснением механических колебаний (ОБЖ, география, биология, история).
-Назовите колебания, приносящий масштабный вред человечеству (Землетрясения)
Демонстрация видеоролика о землетрясении. (https://www.youtube.com/watch?v=FRZaoSszwFE)
– 08.04.2015 г. в ночь на среду землетрясение произошло в Кемеровской области)
III. Изучение нового материала
Работа в тетрадях: запись новой темы, создание опорного конспекта, заполнение таблицы.
1. Тема урока: (на доске) «Механические колебания. Колебания почвы. Землетрясения»
2. Введение понятия механических колебаний, причины их возникновения (формулируют определение в парах, обобщают).
- Механические колебания — это механическое движение тела или системы тел, которое обладает повторяемостью во времени и происходит в окрестности положения равновесия.
- Перечислите все возможные причины возникновения колебаний (Вынуждающая сила, периодически повторяющаяся сила). Причины записывают в тетради.
3. Введение формулировок физических характеристик, описывающих механическое колебательное движение. Заполнение таблицы (делают общие выводы, введение новых терминов).
№п/п | Физическая характеристика колебаний | Обозначение | Единицы измерения | Формула | Графическое изображение |
1 | Амплитудой колебания называется наибольшее значение смещения тела от положения равновесия | А | м | | |
2 | Период - время одного полного колебания | Т | с | Т=t/n Т=1/ V |
3 | Частота-число колебаний за единицу времени | V | Гц | V=1/Т |
- Ребята, кто из вас знает, что такое землетрясение и какие причины возникновения этого явления? Какое отношение имеет это понятие к теме нашего урока? (Варианты ответов учеников).
Землетрясения – это подземные удары (толчки) и механические колебания земной поверхности, вызываемые геофизическими и техногенными причинами.
-Можно ли как-то предсказать эти опасные природные явления?
4. Выступление школьников с короткими сообщениями о землетрясении. (Темы сообщений: «Как животные чувствуют землетрясение», «Сейсмограф», «Последствия после землетрясений», «Правила безопасного поведения при землетрясении»)
- Какой вывод мы можем сделать из полученной информации?
Место в земной коре или мантии, где начинается землетрясение и начинается подвижка пород, называется – очагом.
Точка на земной поверхности над очагом – эпицентром землетрясения. В эпицентре сила землетрясения самая большая. По мере удаления от него их интенсивность уменьшается.
Техногенные процессы, преобразование земной поверхности деятельностью человека. По своим результатам они сопоставимы с природными процессами. Эндогенные стихийные бедствия связаны с внутренней энергией Земли (землетрясения, цунами, извержения вулканов). Экзогенные стихийные бедствия обусловлены солнечной энергией и силой тяжести (наводнения, штормы, тропические штормы, оползни, засухи и др.)
Для обнаружения и регистрации сейсмических колебаний используются специальные приборы - сейсмографы. Сейсмографы чувствительны к горизонтальным движениям почвы и к вертикальным. Колебания регистрируются вибрирующим чувствительным пером на движущейся бумажной ленте, так же существуют и электронные сейсмографы.
В зависимости от интенсивности колебания грунта на поверхности земли землетрясения подразделяются по международной 12-ти бальной шкале MSK-86 (шкала Меркалли).
5.Физкультминутка.
6. Решение задач на применение формул колебательного движения. Задача оформляется учеником на доске.
Задача №1 Сейсмограф зафиксировал колебания земной коры. Определите по сейсмограмме период, частоту и амплитуду колебаний. Будут ли такие колебания носить разрушительный характер?
Дано: СИ
А=0.2 см 0.002 м
T=4 * 10 с 0.0004 с
Найти: ν
Ответ: ν = 4000 Гц
Решение:
ν =1/Т
ν = 1/ 0.0004 с= 4000 Гц
Задача №2 За 6 с сейсмограф зарегистрировал 12 полных колебаний маятника. Чему равна частота и период колебаний земной коры?
Дано: Решение:
t = 6 c ν = n/t
n = 12 ν = 1/Т
Найти: Т ν = 12/6 с = 2 Гц
ν Т=1/2 Гц = 0.5 с
Ответ: ν = 2 Гц; Т = 0.5 с
8. Закрепление устного материала. Ребята работают в группах. Составляют синквейн.
Синквейн
Первая строка: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (землетрясение)
Вторая строка: ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ(сильное, природное)
Третья строка: ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ (пугает, разрушает)
Четвертая строка: ФРАЗА (Все в жизни можно не допустить, если к этому быть готовым)
Пятая строка: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (победа)
IV. Домашнее задание
Придумать и решить задачу про механические колебания. Создать памятки о правилах поведения в случае землетрясения.
Список информационных источников
1. Физика. 9 класс: учебник. Перышкин А.В. Гутник Е.М. М.: Дрофа, 2009
2. https://www.youtube.com/watch?v=FRZaoSszwFE.
3. http://festival.1september.ru/articles/615892/
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Землетрясение
5. http://ria.ru/spravka/20130416/932944104.html
6. https://www.google.ru/search?q=механические+колебания
Приложение
Презентация к уроку
Памятка школьнику
«Если начались толчки землетрясения»
При первых толчках старайтесь как можно быстрее покинуть здание.
По пути следования на улицу, стучите по все двери, набирайте по телефону знакомых и близких, родных, детей, если те не с вами
Если же вы решили остаться в квартире или доме, в любом здании, из которого вам не выбраться за полминуты, встаньте в дверной проем или в угол комнаты (возле несущей стены). Как можно дальше от окон, люстр, навесных полок, зеркал, шкафов
После основного удара землетрясения, постарайтесь как можно скорей покинуть здание, прижимаясь спиной к стене
По мере покидания здания или после того, как все вещи вынесены, окажите посильную помощь всем, кто в ней нуждается. Если вы слышите крики, выламывайте двери, оказывайте первую помощь
Если землетрясение вас на железной дороге, не паникуйте.
Если вы находитесь в прибрежной зоне, постоянно следите за сводками информационных служб и штаба чрезвычайных ситуаций
По мере возможности, соблюдайте в любой из перечисленных ситуаций спокойствие.
Постоянно следите за обстановкой в вашем регионе после катастрофы (радио, ТВ, интернет). После землетрясений существует угроза химического, радиационного загрязнений, вследствие аварий на производствах и заводах. В таких случаях нужно принимать меры в зависимости от сложившейся ситуации.
Эти основные правила поведения в случае землетрясения помогут выжить не только вам, но и другим. Будьте готовы к решительным действиям в случае землетрясения. Если вы находитесь в сейсмоопасной зоне и землетрясения для вас обычное явление – подготовьте все необходимые вещи в отдельный рюкзак или сумку, чтобы сборы при эвакуации занимали минимальное время.