Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Аксайского средняя общеобразовательная школа №1
КОНСПЕКТ
урока по информатике и информационным технологиям
в 9 классе
Тема: «Введение в базу данных»
Учитель: Копылова О.В.
г.Аксай
2016 г.
Тема: Введение в базу данных.
Тип урока: вводный урок.
Информатика, 9 класс
Цели:
Образовательная:
- освоение основных понятий: база данных, структура базы данных, поля, записи, ячейка;
Развивающая:
- развитие умений анализировать полученную информацию, выделять главное;
Воспитательная:
- профессиональная ориентация на профессии, связанные с применением базы данных.
Общеучебные навыки и умения:
Познавательная деятельность:
Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях: в мысленном, изобразительном (на бумаге, экране).
Информационно-коммуникативная деятельность:
Приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности, применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Рефлексивная деятельность:
Организация самостоятельной деятельности с информационными продуктами.
Техническое оснащение урока: компьютер, проектор, экран.
Оборудование урока: компьютерный класс, таблички с новыми терминами.
Ход урока.
Оргмомент. Мотивационное начало урока.
– Здравствуйте, меня зовут Копылова Ольга Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок информатики.
Посмотрите внимательно на экран. (Демонстрируется кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»)
Вопрос: Скажите, пожалуйста, о чем идет речь в данном фрагменте?
Вариант ответа: Милиционер пытается выяснить фамилию, имя, отчество и адрес задержанного.
Вопрос: А что такое адрес, фамилия, имя отчество?
Вариант ответа: Данные.
- Совершенно верно, данные. А если мы имеем большой объем данных и о многих людях, то, как его можно назвать?
Вариант ответа: База данных.
- Совершенно верно. База данных.
2. Выход на тему урока. Целеполагание.
- Тема нашего урока «Введение в базу данных»
- Давайте определим цели нашего занятия. Что мы должны знать о базе данных?
Варианты ответа: 1) определение базы данных; 2) какова ее структура; 3) где применяется база данных.
- Итак, во-первых нам необходимо дать определение базы данных, во-вторых узнать какова ее структура и в-третьих ее применение.
3. Изучение нового материала.
- А скажите, пожалуйста, в каких профессиях могут применяться база данных?
Вариант ответа: милиционер, бухгалтер, библиотекарь, секретарь.
- А скажите, пожалуйста, все ли базы данных в этих профессиях будут одинаковыми.
Вариант ответа: Нет. Они имеют различную структуру.
Вопрос: Совершенно верно. А что мы можем делать с данными?
Варианты ответа: хранить, обрабатывать, создавать.
- Совершенно верно. А теперь давайте вместе сформулируем определение базы данных. Кто попробует дать формулировку.
Вариант ответа: База данных – это информация, которая может храниться, обрабатываться и создаваться определенным образом.
- Да. Но не совсем точно. База данных – это совокупность данных о конкретном объекте, хранящаяся во внешней памяти и организованная определенным образом. А теперь будем знакомится со структурой базы данных. Есть ли у вас сотовые телефоны?
- Да.
- В каждом телефоне есть телефонная книга, в которой хранится информация. Включите свои сотовые телефоны и найдите телефонную книгу. Расскажите мне, как вы сохраняете информацию в телефонной книге, а я буду ее фиксировать.
Вариант ответа: Фамилия, имя, телефон, адрес, дата рождения, e-mail, факс.
- В виде чего у нас получилась база данных? (на доске появляется таблица)
Фамилия | Имя | телефон | адрес | Дата рождения | e-mail | факс |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
- Таблица.
- Это самый простой и распространенный способ создания базы данных. Как его можно назвать?
- Табличный способ создания базы данных.
- А в таблице что мы имеем?
- Строки и столбцы.
- Да, но в базе данных они называются поля и записи. (вывешиваются таблички с понятиями над столбцом и возле строки). А как будет хранится информация записанная в поле и записи?
- Ячейка
- Итак, составные части табличной базы данных: поле, запись и ячейка.
Самостоятельная работа учащихся с базой данных.
- А теперь я всех попрошу сесть за компьютеры. Откройте, пожалуйста, папку мои документы и найдите в ней документ «Данные по ЦЗН». Открыли? Хорошо. Скажите сколько полей и записей в данной базе данных.
№ п/п | профессия | Стаж работы | пол | возраст | образование | Требуется Кол-во |
1 | бухгалтер | | м/ж | От 20 и старше | Среднее / высшее | 11 |
2 | Главный инженер | От 5 лет | м | От 25 до 55 лет | Высшее профессиональное | 10 |
3 | инженер | От 2 лет | м | От 29 до 55 лет | высшее | 4 |
4 | Кассир | - | ж | До 45 лет | Начальное профессиональное | 25 |
5 | Менеджер | От 1 года | М / Ж | От 25 до 45 лет | Среднее специальное/ высшее | 25 |
6 | Научный сотрудник | - | м/ж | От 25 до 55 лет | высшее | 7 |
7 | Оператор ПК | От 3 лет | м/ж | От 20 до 60 лет | Среднее специальное/ высшее | 24 |
8 | программист | От 1 года | м | От 25 до 45 лет | высшее | 1 |
9 | финансист | От 3 лет | м | От 25 до 45 лет | высшее | 1 |
10 | экономист | От 3 лет | м/ж | От 25 до 50 лет | высшее | 7 |
- 10 записей и 7 полей.
- Какие профессии востребованы на рынке труда нашего района, где требуются знания компьютера и информационных технологий. Воспользуйтесь таблицей для ответа.
- Бухгалтер, главный инженер, инженер, кассир, менеджер, научный сотрудник, оператор ПК, программист, финансист, экономист.
5. Выход на результат урока.
- А теперь что бы проверить все ли вы усвоили, проведем небольшое компьютерное тестирование. Найдите на рабочем столе программу PCTesting. Запустите ее, в меню тесты выберете «База данных», ответьте на вопросы, и компьютер выдаст вам оценку за ваши знания.
Подведение итогов, анализ занятия.
Итак, мы сегодня познакомились с вами с базой данных, одним из видов баз данных и основными составляющими табличной базы данных. Тестирование показало, что вы усвоили полученную информацию. На следующих уроках вы будете углублять и расширять знания по данной теме.
Рефлексия.
Скажите, пожалуйста, пригодятся ли вам знания, полученные на данном уроке? А где в своей жизни вы будете использовать данные знания?
Спасибо за работу, занятие окончено.
Анализ урока.
Тема моего урока «Введение в базу данных». На данный урок были поставлены цели:
Образовательная:
- освоение основных понятий: база данных, структура базы данных, поля, записи, ячейка;
Развивающая:
- развитие умений анализировать полученную информацию, выделять главное;
Воспитательная:
- профессиональная ориентация на профессии, связанные с применением базы данных.
Общеучебные навыки и умения:
Познавательная деятельность:
Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях: в мысленном, изобразительном (на бумаге, экране).
Информационно-коммуникативная деятельность:
Приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности, применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Рефлексивная деятельность:
Организация самостоятельной деятельности с информационными продуктами.
Этот урок первый, является вводным, его назначение дать общее представление о базе данных. На последующих уроках материал будет конкретизироваться и углубляться, достаточно большое место будет отводиться практическим занятиям. Урок проводился на деятельностной основе. Здесь присутствуют все элементы такого урока: мотивационное начало урока, целеполагание, знания учащиеся получали в результате поисковой деятельности, выход на результат, рефлексия. На уроке я продумала выход на результат; учащиеся работали с готовыми базами данных. Учащиеся анализировали и применяли знания на конкретном примере. Содержание этой базы была построена на личностнозначимой информации, по данным ЦЗН – это способствовало профориентации учащихся.
Я считаю, что содержание материала было подобрано оптимально, т.к. урок являлся вводным. В классе, в котором я проводила урок, есть база на которую можно опереться.
Я считаю, что урок цели достиг. Это подтверждают результаты тестирования. Кроме этого я продумала и запасной вариант урока. Во время проведения урока могли отключить свет, а так как компьютерный класс это энергозависимые машины, то урок мог пойти по-другому. Разработан безмашинный вариант урока. Для этого были заготовлены карточки с базой данных и мотивационное начало было бы построено иначе.
№ п/п | профессия | Стаж работы | пол | возраст | образование | Требуется Кол-во |
1 | бухгалтер | | м/ж | От 20 и старше | Среднее / высшее | 11 |
2 | Главный инженер | От 5 лет | м | От 25 до 55 лет | Высшее профессиональное | 10 |
3 | инженер | От 2 лет | м | От 29 до 55 лет | высшее | 4 |
4 | кассир | - | ж | До 45 лет | Начальное профессиональное | 25 |
5 | Менеджер | От 1 года | М / Ж | От 25 до 45 лет | Среднее специальное/ высшее | 25 |
6 | Научный сотрудник | - | м/ж | От 25 до 55 лет | высшее | 7 |
7 | Оператор ПК | От 3 лет | м/ж | От 20 до 60 лет | Среднее специальное/ высшее | 24 |
8 | программист | От 1 года | м | От 25 до 45 лет | высшее | 1 |
9 | финансист | От 3 лет | м | От 25 до 45 лет | высшее | 1 |
10 | экономист | От 3 лет | м/ж | От 25 до 50 лет | высшее | 7 |
№ п/п | профессия | Стаж работы | пол | возраст | образование | Требуется Кол-во |
1 | бухгалтер | | м/ж | От 20 и старше | Среднее / высшее | 11 |
2 | Главный инженер | От 5 лет | м | От 25 до 55 лет | Высшее профессиональное | 10 |
3 | инженер | От 2 лет | м | От 29 до 55 лет | высшее | 4 |
4 | кассир | - | ж | До 45 лет | Начальное профессиональное | 25 |
5 | Менеджер | От 1 года | М / Ж | От 25 до 45 лет | Среднее специальное/ высшее | 25 |
6 | Научный сотрудник | - | м/ж | От 25 до 55 лет | высшее | 7 |
7 | Оператор ПК | От 3 лет | м/ж | От 20 до 60 лет | Среднее специальное/ высшее | 24 |
8 | программист | От 1 года | м | От 25 до 45 лет | высшее | 1 |
9 | финансист | От 3 лет | м | От 25 до 45 лет | высшее | 1 |
10 | экономист | От 3 лет | м/ж | От 25 до 50 лет | высшее | 7 |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_10.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_14.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/01/s_5a97f7564d0ef/846104_3.png)