СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ урока по информатике и информационным технологиям в 9 классе. Тема: «Введение в базу данных»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Введение в базу данных. Тип урока: вводный урок. Информатика, 9 класс Цели: Образовательная: - освоение основных понятий: база данных, структура базы данных, поля, записи, ячейка; Развивающая: - развитие умений анализировать полученную информацию, выделять главное; Воспитательная: - профессиональная ориентация на профессии, связанные с применением базы данных. Общеучебные навыки и умения: Познавательная деятельность: Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях: в мысленном, изобразительном (на бумаге, экране). Информационно-коммуникативная деятельность: Приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности, применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Рефлексивная деятельность: Организация самостоятельной деятельности с информационными продуктами. Техническое оснащение урока: компьютер, проектор, экран. Оборудование урока: компьютерный класс, таблички с новыми терминами.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ урока по информатике и информационным технологиям в 9 классе. Тема: «Введение в базу данных»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Аксайского средняя общеобразовательная школа №1



















КОНСПЕКТ

урока по информатике и информационным технологиям

в 9 классе





Тема: «Введение в базу данных»



Учитель: Копылова О.В.












г.Аксай

2016 г.


Тема: Введение в базу данных.

Тип урока: вводный урок.

Информатика, 9 класс







Цели:

Образовательная:

- освоение основных понятий: база данных, структура базы данных, поля, записи, ячейка;

Развивающая:

- развитие умений анализировать полученную информацию, выделять главное;

Воспитательная:

- профессиональная ориентация на профессии, связанные с применением базы данных.


Общеучебные навыки и умения:

Познавательная деятельность:

Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях: в мысленном, изобразительном (на бумаге, экране).

Информационно-коммуникативная деятельность:

 Приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности, применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Рефлексивная деятельность:

Организация самостоятельной деятельности с информационными продуктами.

Техническое оснащение урока: компьютер, проектор, экран.


Оборудование урока: компьютерный класс, таблички с новыми терминами.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Мотивационное начало урока.

– Здравствуйте, меня зовут Копылова Ольга Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок информатики.

Посмотрите внимательно на экран. (Демонстрируется кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»)

Вопрос: Скажите, пожалуйста, о чем идет речь в данном фрагменте?

Вариант ответа: Милиционер пытается выяснить фамилию, имя, отчество и адрес задержанного.

Вопрос: А что такое адрес, фамилия, имя отчество?

Вариант ответа: Данные.

- Совершенно верно, данные. А если мы имеем большой объем данных и о многих людях, то, как его можно назвать?

Вариант ответа: База данных.

- Совершенно верно. База данных.

2. Выход на тему урока. Целеполагание.

- Тема нашего урока «Введение в базу данных»

- Давайте определим цели нашего занятия. Что мы должны знать о базе данных?

Варианты ответа: 1) определение базы данных; 2) какова ее структура; 3) где применяется база данных.

- Итак, во-первых нам необходимо дать определение базы данных, во-вторых узнать какова ее структура и в-третьих ее применение.

3. Изучение нового материала.

- А скажите, пожалуйста, в каких профессиях могут применяться база данных?

Вариант ответа: милиционер, бухгалтер, библиотекарь, секретарь.

- А скажите, пожалуйста, все ли базы данных в этих профессиях будут одинаковыми.

Вариант ответа: Нет. Они имеют различную структуру.

Вопрос: Совершенно верно. А что мы можем делать с данными?

Варианты ответа: хранить, обрабатывать, создавать.

- Совершенно верно. А теперь давайте вместе сформулируем определение базы данных. Кто попробует дать формулировку.

Вариант ответа: База данных – это информация, которая может храниться, обрабатываться и создаваться определенным образом.

- Да. Но не совсем точно. База данных – это совокупность данных о конкретном объекте, хранящаяся во внешней памяти и организованная определенным образом. А теперь будем знакомится со структурой базы данных. Есть ли у вас сотовые телефоны?

- Да.

- В каждом телефоне есть телефонная книга, в которой хранится информация. Включите свои сотовые телефоны и найдите телефонную книгу. Расскажите мне, как вы сохраняете информацию в телефонной книге, а я буду ее фиксировать.

Вариант ответа: Фамилия, имя, телефон, адрес, дата рождения, e-mail, факс.

- В виде чего у нас получилась база данных? (на доске появляется таблица)

Фамилия

Имя

телефон

адрес

Дата рождения

e-mail

факс























- Таблица.

- Это самый простой и распространенный способ создания базы данных. Как его можно назвать?

- Табличный способ создания базы данных.

- А в таблице что мы имеем?

- Строки и столбцы.

- Да, но в базе данных они называются поля и записи. (вывешиваются таблички с понятиями над столбцом и возле строки). А как будет хранится информация записанная в поле и записи?

- Ячейка

- Итак, составные части табличной базы данных: поле, запись и ячейка.

  1. Самостоятельная работа учащихся с базой данных.

- А теперь я всех попрошу сесть за компьютеры. Откройте, пожалуйста, папку мои документы и найдите в ней документ «Данные по ЦЗН». Открыли? Хорошо. Скажите сколько полей и записей в данной базе данных.

п/п

профессия

Стаж работы

пол

возраст

образование

Требуется

Кол-во

1

бухгалтер


м/ж

От 20 и старше

Среднее / высшее

11

2

Главный инженер

От 5 лет

м

От 25 до 55 лет

Высшее профессиональное

10

3

инженер

От 2 лет

м

От 29 до 55 лет

высшее

4

4

Кассир

-

ж

До 45 лет

Начальное профессиональное

25

5

Менеджер

От 1 года

М / Ж

От 25 до 45 лет

Среднее специальное/ высшее

25

6

Научный сотрудник

-

м/ж

От 25 до 55 лет

высшее

7

7

Оператор ПК

От 3 лет

м/ж

От 20 до 60 лет

Среднее специальное/ высшее

24

8

программист

От 1 года

м

От 25 до 45 лет

высшее

1

9

финансист

От 3 лет

м

От 25 до 45 лет

высшее

1

10

экономист

От 3 лет

м/ж

От 25 до 50 лет

высшее

7

- 10 записей и 7 полей.

- Какие профессии востребованы на рынке труда нашего района, где требуются знания компьютера и информационных технологий. Воспользуйтесь таблицей для ответа.

- Бухгалтер, главный инженер, инженер, кассир, менеджер, научный сотрудник, оператор ПК, программист, финансист, экономист.

5. Выход на результат урока.

- А теперь что бы проверить все ли вы усвоили, проведем небольшое компьютерное тестирование. Найдите на рабочем столе программу PCTesting. Запустите ее, в меню тесты выберете «База данных», ответьте на вопросы, и компьютер выдаст вам оценку за ваши знания.

  1. Подведение итогов, анализ занятия.

Итак, мы сегодня познакомились с вами с базой данных, одним из видов баз данных и основными составляющими табличной базы данных. Тестирование показало, что вы усвоили полученную информацию. На следующих уроках вы будете углублять и расширять знания по данной теме.

  1. Рефлексия.

Скажите, пожалуйста, пригодятся ли вам знания, полученные на данном уроке? А где в своей жизни вы будете использовать данные знания?

Спасибо за работу, занятие окончено.




Анализ урока.

Тема моего урока «Введение в базу данных». На данный урок были поставлены цели:

Образовательная:

- освоение основных понятий: база данных, структура базы данных, поля, записи, ячейка;

Развивающая:

- развитие умений анализировать полученную информацию, выделять главное;

Воспитательная:

- профессиональная ориентация на профессии, связанные с применением базы данных.


Общеучебные навыки и умения:

Познавательная деятельность:

Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях: в мысленном, изобразительном (на бумаге, экране).

Информационно-коммуникативная деятельность:

 Приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности, применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Рефлексивная деятельность:

Организация самостоятельной деятельности с информационными продуктами.

Этот урок первый, является вводным, его назначение дать общее представление о базе данных. На последующих уроках материал будет конкретизироваться и углубляться, достаточно большое место будет отводиться практическим занятиям. Урок проводился на деятельностной основе. Здесь присутствуют все элементы такого урока: мотивационное начало урока, целеполагание, знания учащиеся получали в результате поисковой деятельности, выход на результат, рефлексия. На уроке я продумала выход на результат; учащиеся работали с готовыми базами данных. Учащиеся анализировали и применяли знания на конкретном примере. Содержание этой базы была построена на личностнозначимой информации, по данным ЦЗН – это способствовало профориентации учащихся.

Я считаю, что содержание материала было подобрано оптимально, т.к. урок являлся вводным. В классе, в котором я проводила урок, есть база на которую можно опереться.

Я считаю, что урок цели достиг. Это подтверждают результаты тестирования. Кроме этого я продумала и запасной вариант урока. Во время проведения урока могли отключить свет, а так как компьютерный класс это энергозависимые машины, то урок мог пойти по-другому. Разработан безмашинный вариант урока. Для этого были заготовлены карточки с базой данных и мотивационное начало было бы построено иначе.




п/п

профессия

Стаж работы

пол

возраст

образование

Требуется

Кол-во

1

бухгалтер


м/ж

От 20 и старше

Среднее / высшее

11

2

Главный инженер

От 5 лет

м

От 25 до 55 лет

Высшее профессиональное

10

3

инженер

От 2 лет

м

От 29 до 55 лет

высшее

4

4

кассир

-

ж

До 45 лет

Начальное профессиональное

25

5

Менеджер

От 1 года

М / Ж

От 25 до 45 лет

Среднее специальное/ высшее

25

6

Научный сотрудник

-

м/ж

От 25 до 55 лет

высшее

7

7

Оператор ПК

От 3 лет

м/ж

От 20 до 60 лет

Среднее специальное/ высшее

24

8

программист

От 1 года

м

От 25 до 45 лет

высшее

1

9

финансист

От 3 лет

м

От 25 до 45 лет

высшее

1

10

экономист

От 3 лет

м/ж

От 25 до 50 лет

высшее

7


п/п

профессия

Стаж работы

пол

возраст

образование

Требуется

Кол-во

1

бухгалтер


м/ж

От 20 и старше

Среднее / высшее

11

2

Главный инженер

От 5 лет

м

От 25 до 55 лет

Высшее профессиональное

10

3

инженер

От 2 лет

м

От 29 до 55 лет

высшее

4

4

кассир

-

ж

До 45 лет

Начальное профессиональное

25

5

Менеджер

От 1 года

М / Ж

От 25 до 45 лет

Среднее специальное/ высшее

25

6

Научный сотрудник

-

м/ж

От 25 до 55 лет

высшее

7

7

Оператор ПК

От 3 лет

м/ж

От 20 до 60 лет

Среднее специальное/ высшее

24

8

программист

От 1 года

м

От 25 до 45 лет

высшее

1

9

финансист

От 3 лет

м

От 25 до 45 лет

высшее

1

10

экономист

От 3 лет

м/ж

От 25 до 50 лет

высшее

7























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!