СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России в 8 классе по теме "Елизавета Петровна и ее окружение. Внутренняя политика Елизаветы Петровны."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические цели:

  •  образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;
  • воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;
  • развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

Знать, уметь: Характеризовать внутреннюю политику Елизаветы Петровны Составлять характеристики (исторические портреты) Елизаветы Петровны, М. В. Ло­моносова; объяснять значение дея­тельности Ломоносова для русской науки и культуры

Описывать изменения в положении отдельных сословий в период правления Елизаветы Петровны

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы. Иван Антонович и Анна Леопольдовна. Борьба за власть после кончины Анны Иоанновны. Воцарение Елизаветы Петровны. Личность и образ жизни новой императрицы. А. Г. Разумовский, И. И. Шувалов. Явление фаворитизма.

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта:

Елизавета Петровна, Иоанн VI Антонович

Даты: 1741-1761 – Елизавета Петровна, 1756-1763 – Семилетняя война

Образовательные ресурсы: 1) Андреев И.Л. История России: конец XVII – XVIIIв. 8 класс: учебник/ И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Федоров. – М.: Дрофа, 2017.

2) Симонова Е. В. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, Л. М. Лишснко, И. В. Амосовой, И. А. Артасова, И. Н. Фёдорова «История России: конец XVII—XVIII век. »- М.: Дрофа, 2016.

 Наглядность, ТСО: настенные карты, репродукции картин, учебные фильмы, компьютер, медиа проектор.

План

  1. Орг. момент.
  2. Повторение опорных знаний
  3. Усвоение новых знаний

1.Воцарение дочери Петра Елизаветы.

2. Дела государственные.

3. Внутренняя политика.

4. Социальная политика.

5. Он стал «первым нашим университетом».

  1. Закрепление, формирование умений и навыков

Д/з § 10, вопросы и задания. Допол­нительное задание: по желанию учащиеся могут подгото­вить проект на тему: «М. В. Ломоносов — ученый-энцик­лопедист».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России в 8 классе по теме "Елизавета Петровна и ее окружение. Внутренняя политика Елизаветы Петровны."»

8 класс. Тема II. Россия в 1725—1762 гг.

уроки 16-17 Елизавета Петровна и ее окружение. Внутренняя политика Елизаветы Петровны

Дата проведения уроков:

Педагогические цели:

  • образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;

  • воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;

  • развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

Знать, уметь: Характеризовать внутреннюю политику Елизаветы Петровны Составлять характеристики (исторические портреты) Елизаветы Петровны, М. В. Ло­моносова; объяснять значение дея­тельности Ломоносова для русской науки и культуры

Описывать изменения в положении отдельных сословий в период правления Елизаветы Петровны

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы. Иван Антонович и Анна Леопольдовна. Борьба за власть после кончины Анны Иоанновны. Воцарение Елизаветы Петровны. Личность и образ жизни новой императрицы. А. Г. Разумовский, И. И. Шувалов. Явление фаворитизма.

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта:

Елизавета Петровна, Иоанн VI Антонович

Даты: 1741-1761 – Елизавета Петровна, 1756-1763 – Семилетняя война

Образовательные ресурсы: 1) Андреев И.Л. История России: конец XVII – XVIIIв. 8 класс: учебник/ И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Федоров. – М.: Дрофа, 2017.

2) Симонова Е. В. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, Л. М. Лишснко, И. В. Амосовой, И. А. Артасова, И. Н. Фёдорова «История России: конец XVII—XVIII век. »- М.: Дрофа, 2016.

Наглядность, ТСО: настенные карты, репродукции картин, учебные фильмы, компьютер, медиа проектор.

План

  1. Орг. момент.

  2. Повторение опорных знаний

  3. Усвоение новых знаний

1.Воцарение дочери Петра Елизаветы.

2. Дела государственные.

3. Внутренняя политика.

4. Социальная политика.

5. Он стал «первым нашим университетом».

  1. Закрепление, формирование умений и навыков

Д/з § 10, вопросы и задания. Допол­нительное задание: по желанию учащиеся могут подгото­вить проект на тему: «М. В. Ломоносов — ученый-энцик­лопедист».

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

III. Усвоение новых знаний

1.Воцарение дочери Петра Елизаветы. 2. Дела государственные

Приступая к изучению темы, учащиеся должны ознакомиться с главным вопросом урока. Учитель расска­зывает учащимся об обстоятельствах воцарения дочери Петра Елизавета Петровна родилась в 1709 г. Красивая, весе­лая, влюбчивая («в обращении ее много ума и приятно­сти»), она была грамотна, в совершенстве владела фран­цузским и немецким языками, понимала итальянский, шведский, финский, а танцевала лучше всех в Санкт-Пе­тербурге. У нее сложились хорошие отношения с племян­ником — Петром II. Попытки придворных выдать Елиза­вету замуж и удалить от двора не увенчались успехом. После неожиданной смерти Петра II в 1730 г. Елизавета по завещанию Екатерины I должна была наследовать престол, но Верховный тайный совет признал ее неза­коннорожденной и пригласил Анну Иоанновну.

В свою очередь, Елизавета Петровна при поддержке ряда дипломатов и гвардейцев в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. совершила государственный переворот. В своем Манифесте она указала, что вступила на престол «по за­конному праву». Английский дипломат М. Виш писал о новой императрице: «Провидение ее достаточно одари­ло всеми качествами и всеми талантами... но ее любовь к удовольствиям портит все». Увеселительные поездки, балы, маскарады, бесконечные наряды (оставила после себя более 15 тысяч платьев, «частью один раз надеван­ных, частью совсем не ношенных, 2 сундука шелковых чулок»), фавориты, главными из которых были А. Е. Разу­мовский и И. И. Шувалов, и неспешное течение госу­дарственных дел создали ей соответствующую репута­цию.

По мнению Н. М. Карамзина, при Елизавете «Россия пришла в себя. На высших местах управления снова яви­лись русские люди, и когда на место второстепенное на­значали иностранца, то Елизавета спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русского. Народная деятельность распеленывается уничтожением внутренних таможен; банки являются на помощь землевладельцу и купцу; на востоке начинается сильная разработка рудных богатств; торговля со Среднею Азиею принимает обширные разме­ры; южные степи получают население из-за границы, на­селение, однородное с главным населением, поэтому лег­ко с ним сливающееся, а не чуждое; которое не перева­ривается в народном теле; народ, пришедший в себя, начинает говорить от себя и про себя, и является литера­тура, является язык достойно говорящего о себе народа, являются писатели, которые остаются жить в памяти и мысли потомства, являются народный театр, журнал, в старой Москве основывается университет... Для буду­щего времени приготовляется новое поколение, воспи­танное уже в других правилах и привычках, чем те, кото­рые господствовали в прежние царствования, воспиты­вается, приготовляется целый ряд деятелей, которые сделают знаменитым царствование Екатерины II».

Историк С. Ф. Платонов, в свою очередь, писал: «Зна­чение времени Елизаветы оценивалось и до сих пор оце­нивается различно. Елизавета пользовалась большою популярностью, но были люди, и весьма умные люди, современники Елизаветы, которые с осуждением вспо­минали ее время и ее порядки. Таковы, например, были Екатерина II и Н. И. Панин». Историк С. М. Соловьев считал, что «возвращение Елизаветы к национальной по­литике и внутри и вне России в связи с мягкостью прие­мов ее правительства сделало ее очень популярной госу­дарыней в глазах современников и дало ее царствованию иной исторический смысл в сравнении с темным време­нем предшествовавших правлений. Мирные наклонности правительства во внешней политике, гуманное направле­ние во внутренней симпатичными чертами обрисовали царствование Елизаветы и повлияли на нравы русского общества, подготовив его к деятельности екатерининско­го времени».

Петр III был сыном дочери Петра I Анны Петровны и племянника шведского короля Карла XII герцога Гол­штинского Карла Фридриха. Рано потеряв обоих родите­лей, с детства подвергался жестоким наказаниям за лю­бую провинность. Он являлся наследником шведского и российского престолов. В 1742 г. Елизавета Петровна вы­звала своего племянника в Санкт-Петербург, крестила под именем Петра Федоровича и объявила наследником российского престола. В 1745 г. его женили на принцессе Софье Августе Фредерике Ангальт-Цербстской (будущей Екатерине II).

После смерти Елизаветы Петровны Петр III вступил на престол. Однако проводил непопулярную внутреннюю политику, которая вызвала недовольство дворянства и гвардии. Исторические суждения о Петре III носят чрез­вычайно противоречивый характер. По традиции, иду­щей от Екатерины II, он обычно представляется невеже­ственным, ограниченным, неспособным правителем (см. работы С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др.). Пози­тивно его оценивали В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и др. Н. М. Карамзин писал: «Обманутая Европа все это время судила об этом государе со слов его смертельных врагов или их подлых сторонников. Строгий суд истории, без сомнения, его упрекнет во многих ошиб­ках, но та, которая его погубила, звалась — слабость».

3. Внутренняя политика. 4. Социальная политика

Учащимся следует поработать с учебником и от­ветить на вопросы. Обобщая их ответы, учитель предлага­ет учащимся ознакомиться с документами. Одновременное заполнение кластера.

ИВАН VI АНТОНОВИЧ (троюродный прав­нук Петра I). Регент­ство Бирона, затем Анны Леопольдовны (1740-1741 гг.)

(Э. И. Бирон,

А. И. Остерман)


Амнистия ряда категорий арестованных, возвращение из тюрем и ссылок представи­телей семей Голицыных, Долгоруких и др. Разрешено всем строить каменные дома во всех городах империи

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (дочь Петра I) (1741-1761 гг.)

(А. Г. Разумовский, И. И. Шувалов)

  • Изменение некоторых структур госу­дарственного управления:

  • ликвидация Кабинета министров и вос­становление роли Сената как высшего орга­на исполнительной и судебной власти;

  • создание личной императорской Канце­лярии.

  • Замена смертной казни каторгой, нака­занием кнутом, клеймением, пожизненным заковыванием в кандалы.

  • Упорядочение системы налогообложе­ния (1744-1747 гг. — проведение переписи податного населения).

  • 1753 г. — учреждение первых в России государственных заёмных банков — Дво­рянского и Купеческого.

1754 г. — отмена внутренних таможен­ных пошлин.

— 1754 г. — начало Генерального межевания помещичьих владений.

— Усиление крепостничества:

• 1742 г. — запрет крепостным крестьянам по собственной воле поступать на военную службу;

• 1747 г. — разрешение дворянам продавать своих крестьян в рекруты;

• 1760 г. — предоставление права помещикам ссылать неугодных крестьян в Сибирь.

Русско-шведская война (1741-1743 гг.)— Абоский договор (1743 г.): сохранение Россией своих позиций на Балтике, подтверждение условий Ништадтского мира.

Участие России в Семилетней войне (1756—1763 гг.) (крупнейшие сражения:

1757 г. — у деревни Гросс-Егерсдорф,

1758 г. — у Цорндорфа, 1759 г. — при деревне Кунерсдорф, 1760 г. — русские войска вошли в Берлин, 1761 г. — взятие русскими крепости Кольберг) —» присоединение к России Восточной Пруссии (г. Кёнигсберг и окрестности).

— Продолжение процесса присоединения Казахстана к России:

• 1740-1743 гг. — добровольное вхождение Среднего жуза

5. Он стал «первым нашим университетом».

Учащимся предлагается ознакомиться с учебным фильмом (или текстом учебника) и подготовить ответы на вопросы. 1. Благодаря каким чертам характера М. В. Ло­моносов сумел пройти путь от рыбака до выдающегося ученого? 2. Почему М. В. Ломоносова называют энцикло­педистом?

При помощи учителя учащимися по желанию может быть подготовлена выставка книг из школьной библиоте­ки о М. В. Ломоносове.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) — один из выдающихся ученых своего времени. Не было ни од­ной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. Ломоносов был одним из основоположников физической химии, одним из первых отметивших атомно-молекулярное строение вещества, он открыл за­кон сохранения энергии, занимался изучением атмосфер­ного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки.

Ломоносову принадлежат многочисленные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил про­тив норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Его «Российская грамматика» стала первой научной грамматикой русского языка. Перу Ломоносова принадлежат многие замечательные оды и стихотво­рения.

Выдающуюся роль сыграл Ломоносов как организатор русской науки. Его ученики и коллеги (академики) — астроном С. Я. Румовский, математик М. Б. Головин, гео­графы и этнографы С. П. Крашенинников и И. И. Лепе­хин, физик Г. В. Рихман и др. — обогатили русскую науку многими открытиями.

Ломоносова интересовало и изобразительное искус­ство. Он обратился к забытой в то время области — моза­ике, еще в Киевской Руси достигшей высокого совершенства. В период 1751—1769 гг. под его руководством было создано свыше 40 мозаик, в их числе портреты Петра I и Елизаветы Петровны и грандиозная мозаичная картина «Полтавская баталия». В большом портрете Елизаветы Петровны представлено редкостное сочетание монумен­тальности композиции с тонкой живописностью и красо­той колорита. Набор смальт передает легкое мерцание света на напудренных волосах и плечах императрицы, ломкость кружева и тяжесть парчи ее платья.

Важным этапом в процессе развития русской светской общеобразовательной школы было основание в 1755 г. Московского университета. В отличие от всех европей­ских университетов обучение в Московском университе­те в XVIII в. было бесплатным. Более того, ломоносовский проект университета предусматривал содержание 30 сту­дентов на казенный счет.

По замыслу Ломоносова, в Московском университете должно было быть три факультета: философский, меди­цинский и юридический. Главным отличием университе­та от аналогичных учебных заведений было то, что в его структуре отсутствовал богословский факультет, считав­шийся главным во всех западноевропейских университе­тах, и ни на одном из факультетов не предусматривалось преподавание богословия. Такой подход создавал благо­приятные, свободные от религиозных догматов условия для развития наук, расширял сферы светской культуры.

Самые одаренные студенты, отучившись в Москве, за­вершали курс обучения в лучших европейских универ­ситетах, стажируясь у крупнейших ученых. Это способ­ствовало не только повышению уровня подготовки, но и расширению контактов с европейской научной средой и культурой.

В целях обеспечения органичной связи научной и учебной работы в университете были созданы лаборато­рии, кабинеты, анатомический театр, обсерватория, биб­лиотека и типография. Издательская деятельность уни­верситета стала заметным явлением в жизни страны.

По мнению Ломоносова, университет должен был по­пуляризировать научные знания. Следуя этому курсу, университет уже через год после своего открытия начал выпуск первой в Москве постоянной газеты, а затем це­лой серии различных журналов и приложений к газете — научных, литературных, сельскохозяйственных, мораль­но-политических, женских, детских. Университетская типография наладила печатание оригинальных и пере­водных учебников для гимназистов и студентов, издание научных работ, русской и переводной общественно-по­литической и философской литературы, русской класси­ческой и современной западноевропейской художествен­ной литературы, а также имевших огромное научное и политическое значение работ Вольтера, Руссо, Дидро и других просветителей. В течение 10 лет университет­скую типографию возглавлял Н. И. Новиков, известный в России просветитель, отличавшийся независимым взглядом на существующие в России порядки, критико­вавший праздный образ жизни дворян.

Ломоносов придавал большое значение работе гимна­зии при университете. Показателен тот факт, что в 1761 г. гимназию окончили 46 учащихся, из которых 30 были солдатскими детьми, 4 — детьми купцов, 3 — ремесленни­ков, 2 — приказных, 2 — учителей, 2 — духовенства, 3 — представителей других низших сословий. После смер­ти Ломоносова гимназия пришла в упадок: сократилось финансирование и соответственно численность учащих­ся. По сути, Московский университет и гимназия стали первым опытом создания всесословной школы. Однако в университет и гимназию было запрещено принимать «крепостных и помещиковых людей». А в Регламенте университета, подписанном графом И. И. Шуваловым, указывалось, что главная задача обучения в гимназии и университете — воспитание «истинного христианина... раба и честного человека», поэтому науки должны быть доступны лишь людям, «свободою пользующимся», кре­постные же «через учение познав цену вольности, восчув­ствуют более униженное состояние», станут высказывать непослушание своим господам.

IV. Закрепление, формирование умений и навыков Какие меры, предпринятые Елизаветой Петровной для развития государства, позволили считать императрицу продолжательницей дела ее отца?

Домашнее задание: § 10, вопросы и задания. Допол­нительное задание: по желанию учащиеся могут подгото­вить проект на тему: «М. В. Ломоносов — ученый-энцик­лопедист».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!