Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "Работа на плоскости. Алфавит. Буквица"»
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Шаран муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан» - основная общеобразовательная школа д.Енахметово
Конспект открытого урока по изобразительному искусству.
Тема: Работа на плоскости. Алфавит из буквиц.
Выполнила: Минликаева Виктория Григорьевна, учитель начальных классов.
Енахметово – 2018
Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе.
Учитель: Минликаева Виктория Григорьевна
Дата: 31.01.18
Тема: Работа на плоскости. Алфавит из буквиц.
Цель урока: формирование у обучающихся представления о буквице, как части русской культуры и элементе оформления книги на основе коллективной проектной и творческой художественной деятельности.
Задачи:
Приобщать к русской художественной культуре на основе православных традиций в книжной графике на примере буквицы.
Познакомить с понятиями буквица и инициал, с видами начертания рукописных буквиц, с историей рукописной книги.
Развивать навыки декорирования силуэта (буквица) в технике рисования.
Развивать и закреплять умения компоновки на листе (странице) элементов книжной графики и составления орнамента.
Формировать бережного и уважительного отношения к книге и слову.
Формировать навыки творчества.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные результаты: Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
уважать и принимать традиции, самобытные культурные ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родной страны.
Метапредметные результаты: Извлекать необходимую информацию из книг, иллюстраций и других источников для решения учебной задачи;
осваивать нормы коммуникативного взаимодействия и способы решения проблем творческого и поискового характера;
развивать художественно-образный, эстетический тип мышления.
Предметные результаты: Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах;
использовать стилизацию форм для создания орнамента;
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (орнамент);
продумывать и выстраивать композицию рисунка;
использовать художественные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Оборудование для учителя: рисунки для показа, компьютерная презентация.
Оборудование для учащихся: альбом, непроливайка, кисточки, гуашь или акварель, найденный текстовый материал.
Оформление доски: тема урока, новые слова (буквица, инициал, орнамент)
Ход урока.
№ | Содержание урока | t | УУД, ОМУ |
1 | Мотивация к учебной деятельности. -Здравствуйте, сегодня урок изобразительного искусства проведу с вами я, меня зовут Виктория Григорьевна. Ну- ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Гуашь, кисточка и альбомка? Все ли правильно стоят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку «пять». - Поднимите руку, кто уверен, что справиться со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний день принесет радость общения друг с другом. -Посмотрите на экран, какую картинку выберите, какое у вас настроение? Если плохое – тучу, если хорошее – солнышко. | 3 | Слайд 1 Слайд 2 |
2 | Постановка учебной проблемы. - Ребята сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать. Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней — Станешь вчетверо умней. (Книга) Чёрные птички на каждой страничке Молчат, ожидают, кто их отгадает. (Буквы) - Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке? + О книгах и буквах. - А сейчас рассмотрите книги, которые лежат у вас на партах. - Книга – одно из величайших изобретений человечества. А всегда ли они выглядели так, как сейчас? - Когда на Руси появились первые книги, они не печатались, как сегодня, а писались и рисовались (были рукописными). Они пришли к нам вместе с принятием христианства. - А как вы думаете, какие книги были первыми на Руси? Первые рукописные книги были большей частью религиозными (духовного содержания). Это Евангелие, Жития святых, Псалтырь. - Посмотрите на экран и рассмотрите русские рукописные книги и опишите, как украшены их страницы. - К какому виду изобразительному искусству относится художественное оформление и иллюстрации книг? Как вы думаете? + (книжная графика) - Для того чтобы начать работу нам необходимо познакомиться с элементами оформления книг. - Как вы думаете, что это? (красивые заглавные буквы – буквицы) | 5-7 | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 |
3 | Открытие знаний. Поиск решения проблемы. - Самым главным украшением книг были красивые заглавные буквы – буквицы. Беседа на тему «Рукописная буквица» - История возникновения буквицы тесно связана с историей письменности. Основателями славянской письменности являются святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на славянский язык. Каждая буква славянской азбуки имеет название – имя. Эта азбука и по сей день используется в церковнославянском языке. Буквица являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она, как правило, в начале абзаца. Буквицы часто выполняли красной краской (киноварью), отсюда и название "красная строка". Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами. Древнерусский книжник не просто украшал букву орнаментом, он прежде всего передавал и украшал мысль. - Буквицу очень часто путают с инициалом, хотя это не совсем одно и то же. - А как вы думаете, чем они отличаются? Буквица - производное от слова "буква", а инициал, как первоначальная буква имени от латинского инициал (initialis - начальный). Но самое главное отличие - в том, что буквица может существовать только в книге - настолько органична их связь, а инициал может, украшая, обозначать принадлежность многих других предметов владельцу начальной буквы - инициалу. С развитием письменности изменялся и вид оформления буквицы. - Рассмотрите и определите особенности каждого стиля начертания буквицы. Буквицы древнерусского стиля построены на сочетании простейших геометрических мотивов с мотивами растительного царства. Звериный стиль - использовались изображения животных или птиц. Буквицы плетеного стиля как бы стянуты в разных частях узлами. В растительном (гуслицкий или поморский) стиле оформления буквицы отражены разнообразные растительные мотивы. | 5 | Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 |
4 | Самостоятельная работа детей. - А сейчас мы с вами начнем работу над нашей рукописной книгой – азбукой. Я уже вам подготовила странички, украсив их орнаментами, так как нередко рукописи украшались многочисленными рисунками, причем не только на отдельных страницах, но и на полях, а в начале текста помещались орнаментальные заставки. - Представьте, что мы древнерусские книжники, и нам нужно написать азбуку имён. Вы должны нарисовать первую букву вашего имени. Посмотрите я нарисовала первую букву моего имени. И я использовала плетенный стиль. Значит, вы выбираете понравившийся вам стиль и начинаете украшать свою буквицу. - Прежде чем мы выполнять работу, давайте немного разомнёмся и взбодримся. (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА) Организует самостоятельная работа детей в парах Раздает на каждую парту шаблоны силуэта выбранной буквы. Направляет и корректирует работу детей, помогает советом. По окончании работы предлагает наклеить буквицы на «странички» и свое имя. | 17 | |
5 | Анализ и оценивание детских работ. -Что тебе нужно было сделать? -Как ты думаешь с заданием справилась (справился)? - Ты рисовал самостоятельно или кто-то тебе помог? - Как бы ты оценил свою работу? - Молодцы! На этом уроке все были настоящими древнерусскими книжниками. | 3 | |
6 | Итог урока. - что нового вы узнали на уроке? - чем отличается буквица от инициала? - Какие стили буквицы существует? (древнерусский, звериный, плетеный, растительный) - что в творческой работе вам наиболее удалось? - что вызвало затруднения? | 3 | |
7 | Рефлексия. - А сейчас пришло время оценивать себя. Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Урок: 1. Интересно. 2.скучно. 3. Безразлично. Я на уроке: 1. Работал. 2.отдыхал. 3. Помогал другим. Итог: 1. Понял материал, 2.Узнал больше, чем знал. 3. Не понял. | 3 | Слайд 12,13 |