СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству "Работа на плоскости. Алфавит. Буквица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект составлен по программе "Начальная школа XXI века"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "Работа на плоскости. Алфавит. Буквица"»

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Шаран муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан» - основная общеобразовательная школа д.Енахметово








Конспект открытого урока по изобразительному искусству.

Тема: Работа на плоскости. Алфавит из буквиц.

















Выполнила: Минликаева Виктория Григорьевна, учитель начальных классов.









Енахметово – 2018

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе.

Учитель: Минликаева Виктория Григорьевна

Дата: 31.01.18

Тема: Работа на плоскости. Алфавит из буквиц.

Цель урока: формирование у обучающихся представления о буквице, как части русской культуры и элементе оформления книги на основе коллективной проектной и творческой художественной деятельности.

Задачи:

  1. Приобщать к русской художественной культуре на основе православных традиций в книжной графике на примере буквицы.

  2. Познакомить с понятиями буквица и инициал, с видами начертания рукописных буквиц, с историей рукописной книги.

  3. Развивать навыки декорирования силуэта (буквица) в технике рисования.

  4. Развивать и закреплять умения компоновки на листе (странице) элементов книжной графики и составления орнамента.

  5. Формировать бережного и уважительного отношения к книге и слову.

  6. Формировать навыки творчества.


Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты: Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;

развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

уважать и принимать традиции, самобытные культурные ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родной страны.

Метапредметные результаты: Извлекать необходимую информацию из книг, иллюстраций и других источников для решения учебной задачи;

осваивать нормы коммуникативного взаимодействия и способы решения проблем творческого и поискового характера;

развивать художественно-образный, эстетический тип мышления.

Предметные результаты: Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах;

использовать стилизацию форм для создания орнамента;

создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (орнамент);

продумывать и выстраивать композицию рисунка;

использовать художественные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.


Оборудование для учителя: рисунки для показа, компьютерная презентация.

Оборудование для учащихся: альбом, непроливайка, кисточки, гуашь или акварель, найденный текстовый материал.

Оформление доски: тема урока, новые слова (буквица, инициал, орнамент)

Ход урока.

Содержание урока

t

УУД, ОМУ

1

Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, сегодня урок изобразительного искусства проведу с вами я, меня зовут Виктория Григорьевна.

Ну- ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Гуашь, кисточка и альбомка?

Все ли правильно стоят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «пять».

- Поднимите руку, кто уверен, что справиться со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний день принесет радость общения друг с другом.

-Посмотрите на экран, какую картинку выберите, какое у вас настроение? Если плохое – тучу, если хорошее – солнышко.

3

Слайд 1




















Слайд 2


2

Постановка учебной проблемы.

- Ребята сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. (Книга)

Чёрные птички на каждой страничке

Молчат, ожидают, кто их отгадает. (Буквы)

- Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

+ О книгах и буквах.

- А сейчас рассмотрите книги, которые лежат у вас на партах.

- Книга – одно из величайших изобретений человечества. А всегда ли они выглядели так, как сейчас?

- Когда на Руси появились первые книги, они не печатались, как сегодня, а писались и рисовались (были рукописными). Они пришли к нам вместе с принятием христианства.

- А как вы думаете, какие книги были первыми на Руси?

Первые рукописные книги были большей частью религиозными (духовного содержания). Это Евангелие, Жития святых, Псалтырь.

- Посмотрите на экран и рассмотрите русские рукописные книги и опишите, как украшены их страницы.

- К какому виду изобразительному искусству относится художественное оформление и иллюстрации книг? Как вы думаете?

+ (книжная графика)

- Для того чтобы начать работу нам необходимо познакомиться с элементами оформления книг.

- Как вы думаете, что это?

(красивые заглавные буквы – буквицы)

5-7







Слайд 3


Слайд 4









Слайд 5







Слайд 6

Слайд 7









Слайд 8


3

Открытие знаний. Поиск решения проблемы.

- Самым главным украшением книг были красивые заглавные буквы – буквицы.

Беседа на тему «Рукописная буквица»

- История возникновения буквицы тесно связана с историей письменности. Основателями славянской письменности являются святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на славянский язык. Каждая буква славянской азбуки имеет название – имя. Эта азбука и по сей день используется в церковнославянском языке.

Буквица являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она, как правило, в начале абзаца. Буквицы часто выполняли красной краской (киноварью), отсюда и название "красная строка". Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами.

Древнерусский книжник не просто украшал букву орнаментом, он прежде всего передавал и украшал мысль.

- Буквицу очень часто путают с инициалом, хотя это не совсем одно и то же.

- А как вы думаете, чем они отличаются?

Буквица - производное от слова "буква", а инициал, как первоначальная буква имени от латинского инициал (initialis - начальный). Но самое главное отличие - в том, что буквица может существовать только в книге - настолько органична их связь, а инициал может, украшая, обозначать принадлежность многих других предметов владельцу начальной буквы - инициалу.

С развитием письменности изменялся и вид оформления буквицы.

- Рассмотрите и определите особенности каждого стиля начертания буквицы.

Буквицы древнерусского стиля построены на сочетании простейших геометрических мотивов с мотивами растительного царства.

Звериный стиль - использовались изображения животных или птиц.

Буквицы плетеного стиля как бы стянуты в разных частях узлами.

В растительном (гуслицкий или поморский) стиле оформления буквицы отражены разнообразные растительные мотивы.

5









Слайд 9


















Слайд 10













Слайд 11

4

Самостоятельная работа детей.

- А сейчас мы с вами начнем работу над нашей рукописной книгой – азбукой.

Я уже вам подготовила странички, украсив их орнаментами, так как нередко рукописи украшались многочисленными рисунками, причем не только на отдельных страницах, но и на полях, а в начале текста помещались орнаментальные заставки.

- Представьте, что мы древнерусские книжники, и нам нужно написать азбуку имён. Вы должны нарисовать первую букву вашего имени. Посмотрите я нарисовала первую букву моего имени. И я использовала плетенный стиль. Значит, вы выбираете понравившийся вам стиль и начинаете украшать свою буквицу.

- Прежде чем мы выполнять работу, давайте немного разомнёмся и взбодримся.

(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)

Организует самостоятельная работа детей в парах

Раздает на каждую парту шаблоны силуэта выбранной буквы.

Направляет и корректирует работу детей, помогает советом.

По окончании работы предлагает наклеить буквицы на «странички» и свое имя.

17


5

Анализ и оценивание детских работ.

-Что тебе нужно было сделать?

-Как ты думаешь с заданием справилась (справился)?

- Ты рисовал самостоятельно или кто-то тебе помог?

- Как бы ты оценил свою работу?

- Молодцы! На этом уроке все были настоящими древнерусскими книжниками.

3


6

Итог урока.

- что нового вы узнали на уроке?

- чем отличается буквица от инициала?

- Какие стили буквицы существует? (древнерусский, звериный, плетеный, растительный)

- что в творческой работе вам наиболее удалось?

- что вызвало затруднения?

3


7

Рефлексия.

- А сейчас пришло время оценивать себя.

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок: 1. Интересно. 2.скучно. 3. Безразлично.

Я на уроке: 1. Работал. 2.отдыхал. 3. Помогал другим.

Итог: 1. Понял материал, 2.Узнал больше, чем знал. 3. Не понял.

3








Слайд 12,13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!