СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии для 8 класса. "Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по химии для 8 класса. Тема "Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов".

Девиз урока: "Изучая, применяем".

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии для 8 класса. "Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов".»


Конспект урока по химии для 8 класса

Тема «Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов».

Цели: образовательная: ознакомить учащихся с физическими свойствами кислот; сформировать знания о химических свойствах кислот; учить выявлять связь между строением и свойствами кислот; усовершенствовать навыки

составления уравнений химических реакций.

Ознакомить учеников с рядом активности металлов; сформировать умение

применять ряд активности металлов для прогнозирования возможности хода

химических реакций.

Повторить правила техники безопасности во время работы с кислотами;

развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, делать выводы;

воспитательная: воспитывать самостоятельность, умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ряд активности металлов, таблицы-игры, опорная таблица, ИКТ, пробирки; реактивы: индикаторы, соляная кислота, металлы,

гидроксид натрия.

Базовые понятия: ряд активности металлов.

Межпредметные связи: с биологией, ОБЖ.


Ход урока.

I. Организация класса (обсудить,накопительное оценивание)

II. Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний.

На предыдущих уроках мы познакомились с физическими и химическими

свойствами оксидов. Что такое оксиды, с какими классами

неорганических веществ взаимодействуют оксиды? Работа с опорной

таблицей: «Поставьте знак плюс там, где реакция возможна». Чтобы

заполнить другие клетки, мы должны выучить химические свойства

других классов неорганических соединений. В конце урока мы вновь

продолжим заполнение таблицы.

Для изучения нового материала нам необходимо вспомнить, что такое

кислоты, их строение и классификацию.

Поиграем:

1. «Найди формулу»,

2. «Составь формулу»,

З. «Третий лишний».

Для того, чтобы вещества были нам полезны, мы должны изучить их

свойства. Свойства бывают? (Физические и химические). Тема нашего

урока: «Физические и химические свойства кислот».

И так в чём состоит важность изучения этого материала?

Девиз нашего урока: «Изучая, применяем»).

III. Изучение нового материала.

Физические свойства кислот.

Строение — Свойства.

1. Низкие температуры плавления, почти все кислоты жидкие (кроме

Нз ВОз , Нз РО4).

2. Большинство растворяются в воде (кроме Н2SiОз ).

З. Летучие имеют запах (H2S, HCl, НNОз ).

Химические свойства кислот.

Изучение свойств связано с проведением экспериментов, поэтому

необходимо повторить правила безопасности во время работы с

кислотами. Поиграем в игру: «Вставьте слово»).

1. Действие растворов кислот на индикаторы. Выполнение

лабораторного опыта №1. Какой индикатор нельзя использовать для

определения кислот? Практическое применение этого свойства-

определение кислотности среды.

2. Взаимодействие с металлами. С выделением водорода, кроме азотной

кислоты. Демонстрация: взаимодействие металлов (Mg, Zn, Cu) с

соляной кислотой. Проблема (почему металлы неодинаково реагируют

с кислотами?). На это обратил внимание выдающийся отечественный

химик Николай Николаевич Бекетов. Учёный разместил

все металлы, согласно их активности в ряд, от самых активных до

менее активных. Этот ряд называется рядом активности металлов.

Водород присутствует среди металлов не случайно. Он разделяет

металлы на активные, которые вытесняют водород из растворов кислот

и те, которые не вытесняют. Этот ряд позволяет определить

возможность осуществления реакций между металлом и кислотой.


Mg + 2НС1 = MgC122 реакция замещения


Zn + 2НС1 = ZnС12 H2реакция замещения


Cu+HCl #


В реакцию вступают простое вещество и сложное, образуются новые

простое и сложное вещества, данные реакции, называются реакциями

замещения. Практическое применение-получение водорода в

лаборатории.


3. Взаимодействие с основаниями. Демонстрация

NаОН+НС1 = NaCl +Н2О

Основание + Кислота = Соль + Вода реакция нейтрализации

Для визуального определения протекания реакции в щёлочь добавляется

фенолфталеин, при добавлении в раствор соляной кислоты, наблюдается

обесцвечивание. Почему? Среда стала нейтральной, подобные реакции

называются реакциями нейтрализации. Практическое применение-для t

лечения гастрита пациентам назначают препарат «Алмагель»,

содержащий гидроксид алюминия, как вы думаете, почему?





4. Взаимодействие с основными оксидами. Я предлагаю вам посмотреть

- эксперимент, но при этом вы должны записать в тетрадях уравнения протекающих реакций. Практическое применение -снятие оксидной плёнки с поверхности металлов.

5. Взаимодействие с солями. Кислоты моryт вытеснять более слабые

кислоты из их солей. .Демонстрация:

Na2СОз + 2HCl = 2NaC1 +H2O +CO2


Практическое применение-для р€азрыхления теста.


IV. Закрепление изученного материала. Подведём итоги урока:

а). Продолжим заполнение опорной таблицы. В какие клетки ещё мы

можем поставить знак плюс?

б). Блиц-опрос: «Да», «Нет».

- Химические свойства кислот зависят от их устойчивости, летучести,

растворимости (Да).

- Индикатор лакмус в кислотах красный (Да).

- Индикатор метилоранж не изменяет своей окраски в кислотах (Нет).

- Фенолфталеин - это индикатор, с помощью которого нельзя определить

кислоты (Да).

- Серебро вытесняет водород из растворов кислот (Нет).

- Олово вытесняет водород из растворов кислот (Да).

- Алюминий более активный металл, чем цинк (Да).

- Кислоты взаимодействуют с кислотными оксидами (Нет).

- Реакция между металлом и кислотой, называется реакцией

замещения (Да).

- При взаимодействии азотной кислоты с металлами водород не

выделяется (Да).

- В результате реакции нейтрализации образуется соль и вода (Да).

О том насколько успешной была ваша работа, мы узнаём, подсчитав

«аргентумчики». Выставление баллов.


V. Домашнее задание.

Изучить § 45, выполнить задания: cтр 155 №3, №4. Творческое задание.

Составить ассоциативный «куст»: «Химические свойства кислот».


VI. Рефлексия. Игра: «Продолжи фразу».









Приложение №1.

«НАЙДИ ФОРМУЛУ»


а) ЕmОn

б) M(OH)n

в) HnE, HmEOn

г) MmEn, Мm(ЕОп)р


«СОСТАВЬ ФОРМУЛУ»

I II

a)...Cl, ...SO4

I lI

б)...NО3,...CОз

II II

в)...SiОз, ...S

ш п

г)...РО4, ...SОз


«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»


а) H2SO4, H2S, H2SОз

б) H2CO3, H2S, HCl

В)Н2СОз, Н2SiОз, НзРО4

г)НF, НВr, H2S


«ВСТАВЬТЕ СЛОВО»


Растворы кислот разъедают. . .и. . .,

вызывают...


Обращаться с кислотами нужно.. .


Если раствор кислоты попал на кожу, необходимо немедленно...большим

количеством...


«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»


СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ...

БЫЛО ИНТЕРЕСНО...

БЫЛО СЛОЖНО..

Я ПОНЯЛ ЧТО...

ТЕПЕРЬ Я МОГУ...

Я НАУЧИЛСЯ...

МЕНЯ УДИВИЛО...

УРОК ДАЛ МНЕ ДЛЯ ЖИЗНИ...





Приложение №2.


Лабораторный опыт №1. Действие кислот на индикаторы.



Метиловый оранжевый

Лакмус

Фенолфталеин

Нейтральный

Оранжевый

Фиолетовый

Бесцветный











Таблица взаимодействия КНС друг с другом.



Основной оксид

Основание

Соль

Металл

Кислотный оксид





Кислота





Соль







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя