Конспект урока по химии для 8 класса
Тема «Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов».
Цели: образовательная: ознакомить учащихся с физическими свойствами кислот; сформировать знания о химических свойствах кислот; учить выявлять связь между строением и свойствами кислот; усовершенствовать навыки
составления уравнений химических реакций.
Ознакомить учеников с рядом активности металлов; сформировать умение
применять ряд активности металлов для прогнозирования возможности хода
химических реакций.
Повторить правила техники безопасности во время работы с кислотами;
развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, делать выводы;
воспитательная: воспитывать самостоятельность, умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ряд активности металлов, таблицы-игры, опорная таблица, ИКТ, пробирки; реактивы: индикаторы, соляная кислота, металлы,
гидроксид натрия.
Базовые понятия: ряд активности металлов.
Межпредметные связи: с биологией, ОБЖ.
Ход урока.
I. Организация класса (обсудить,накопительное оценивание)
II. Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний.
На предыдущих уроках мы познакомились с физическими и химическими
свойствами оксидов. Что такое оксиды, с какими классами
неорганических веществ взаимодействуют оксиды? Работа с опорной
таблицей: «Поставьте знак плюс там, где реакция возможна». Чтобы
заполнить другие клетки, мы должны выучить химические свойства
других классов неорганических соединений. В конце урока мы вновь
продолжим заполнение таблицы.
Для изучения нового материала нам необходимо вспомнить, что такое
кислоты, их строение и классификацию.
Поиграем:
1. «Найди формулу»,
2. «Составь формулу»,
З. «Третий лишний».
Для того, чтобы вещества были нам полезны, мы должны изучить их
свойства. Свойства бывают? (Физические и химические). Тема нашего
урока: «Физические и химические свойства кислот».
И так в чём состоит важность изучения этого материала?
Девиз нашего урока: «Изучая, применяем»).
III. Изучение нового материала.
Физические свойства кислот.
Строение — Свойства.
1. Низкие температуры плавления, почти все кислоты жидкие (кроме
Нз ВОз , Нз РО4).
2. Большинство растворяются в воде (кроме Н2SiОз ).
З. Летучие имеют запах (H2S, HCl, НNОз ).
Химические свойства кислот.
Изучение свойств связано с проведением экспериментов, поэтому
необходимо повторить правила безопасности во время работы с
кислотами. Поиграем в игру: «Вставьте слово»).
1. Действие растворов кислот на индикаторы. Выполнение
лабораторного опыта №1. Какой индикатор нельзя использовать для
определения кислот? Практическое применение этого свойства-
определение кислотности среды.
2. Взаимодействие с металлами. С выделением водорода, кроме азотной
кислоты. Демонстрация: взаимодействие металлов (Mg, Zn, Cu) с
соляной кислотой. Проблема (почему металлы неодинаково реагируют
с кислотами?). На это обратил внимание выдающийся отечественный
химик Николай Николаевич Бекетов. Учёный разместил
все металлы, согласно их активности в ряд, от самых активных до
менее активных. Этот ряд называется рядом активности металлов.
Водород присутствует среди металлов не случайно. Он разделяет
металлы на активные, которые вытесняют водород из растворов кислот
и те, которые не вытесняют. Этот ряд позволяет определить
возможность осуществления реакций между металлом и кислотой.
Mg + 2НС1 = MgC12 +Н2 ↑ реакция замещения
Zn + 2НС1 = ZnС12 H2 ↑ реакция замещения
Cu+HCl #
В реакцию вступают простое вещество и сложное, образуются новые
простое и сложное вещества, данные реакции, называются реакциями
замещения. Практическое применение-получение водорода в
лаборатории.
3. Взаимодействие с основаниями. Демонстрация
NаОН+НС1 = NaCl +Н2О
Основание + Кислота = Соль + Вода реакция нейтрализации
Для визуального определения протекания реакции в щёлочь добавляется
фенолфталеин, при добавлении в раствор соляной кислоты, наблюдается
обесцвечивание. Почему? Среда стала нейтральной, подобные реакции
называются реакциями нейтрализации. Практическое применение-для t
лечения гастрита пациентам назначают препарат «Алмагель»,
содержащий гидроксид алюминия, как вы думаете, почему?
4. Взаимодействие с основными оксидами. Я предлагаю вам посмотреть
- эксперимент, но при этом вы должны записать в тетрадях уравнения протекающих реакций. Практическое применение -снятие оксидной плёнки с поверхности металлов.
5. Взаимодействие с солями. Кислоты моryт вытеснять более слабые
кислоты из их солей. .Демонстрация:
Na2СОз + 2HCl = 2NaC1 +H2O +CO2↑
Практическое применение-для разрыхления теста.
IV. Закрепление изученного материала. Подведём итоги урока:
а). Продолжим заполнение опорной таблицы. В какие клетки ещё мы
можем поставить знак плюс?
б). Блиц-опрос: «Да», «Нет».
- Химические свойства кислот зависят от их устойчивости, летучести,
растворимости (Да).
- Индикатор лакмус в кислотах красный (Да).
- Индикатор метилоранж не изменяет своей окраски в кислотах (Нет).
- Фенолфталеин - это индикатор, с помощью которого нельзя определить
кислоты (Да).
- Серебро вытесняет водород из растворов кислот (Нет).
- Олово вытесняет водород из растворов кислот (Да).
- Алюминий более активный металл, чем цинк (Да).
- Кислоты взаимодействуют с кислотными оксидами (Нет).
- Реакция между металлом и кислотой, называется реакцией
замещения (Да).
- При взаимодействии азотной кислоты с металлами водород не
выделяется (Да).
- В результате реакции нейтрализации образуется соль и вода (Да).
О том насколько успешной была ваша работа, мы узнаём, подсчитав
«аргентумчики». Выставление баллов.
V. Домашнее задание.
Изучить § 45, выполнить задания: cтр 155 №3, №4. Творческое задание.
Составить ассоциативный «куст»: «Химические свойства кислот».
VI. Рефлексия. Игра: «Продолжи фразу».
Приложение №1.
«НАЙДИ ФОРМУЛУ»
а) ЕmОn
б) M(OH)n
в) HnE, HmEOn
г) MmEn, Мm(ЕОп)р
«СОСТАВЬ ФОРМУЛУ»
I II
a)...Cl, ...SO4
I lI
б)...NО3,...CОз
II II
в)...SiОз, ...S
ш п
г)...РО4, ...SОз
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
а) H2SO4, H2S, H2SОз
б) H2CO3, H2S, HCl
В)Н2СОз, Н2SiОз, НзРО4
г)НF, НВr, H2S
«ВСТАВЬТЕ СЛОВО»
Растворы кислот разъедают. . .и. . .,
вызывают...
Обращаться с кислотами нужно.. .
Если раствор кислоты попал на кожу, необходимо немедленно...большим
количеством...
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ...
БЫЛО ИНТЕРЕСНО...
БЫЛО СЛОЖНО..
Я ПОНЯЛ ЧТО...
ТЕПЕРЬ Я МОГУ...
Я НАУЧИЛСЯ...
МЕНЯ УДИВИЛО...
УРОК ДАЛ МНЕ ДЛЯ ЖИЗНИ...
Приложение №2.
Лабораторный опыт №1. Действие кислот на индикаторы.
| Метиловый оранжевый | Лакмус | Фенолфталеин |
Нейтральный | Оранжевый | Фиолетовый | Бесцветный |
| | | |
| | | |
Таблица взаимодействия КНС друг с другом.
| Основной оксид | Основание | Соль | Металл |
Кислотный оксид | | | | |
Кислота | | | | |
Соль | | | | |