СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии "Степень диссоциации".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по химии Степень диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Степень диссоциации".»

Ход урока

1. Организационный момент урока.

№ 1. В какой группе все вещества являются оксидами?

А) NaOH, P2O5, H2CO3

Б) CO2, Na2O, FeO

В) Na2SO4,CaO, SO2

Г) Li2O, SiO2, H2SO3

 

№ 2. В какой группе все вещества являются основными оксидами?

А) KOH, Ca(OH)2, CaO

В) Na2O, Fe2O3,CrO

Г) Na2O, CaO, MnO

Д) P2O5,NaOH, HNO3

 

2. Степень электролитической диссоциации

Поскольку электролитическая диссоциация - процесс обратимый, то в растворах электролитов наряду с их ионами присутствуют и молекулы. Другими словами, различные электролиты, согласно теории С. Аррениуса, диссоциируют на ионы в различной степени. Полнота распада (сила электролита) характеризуется количественной величиной – степенью диссоциации.

Степень диссоциации (α – греческая буква альфа) -  это отношение числа молекул, распавшихся на ионы (n), к общему числу растворенных молекул (N):

 

 

Степень диссоциации электролита определяется опытным путем и выражается в долях единицы или в процентах. Если α = 0, то диссоциация отсутствует, а если α = 1 или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. Если же α = 20%, то это означает, что из 100 молекул данного электролита 20 распалось на ионы.

 

3. Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, от концентрации электролита, температуры.

1. Зависимость степени диссоциации от природы:  чем полярнее химическая связь в молекуле электролита и растворителя, тем  сильнее выражен процесс диссоциации электролита на ионы и тем выше значение степени диссоциации.

2. Зависимость степени диссоциации от концентрации  электролита:  с уменьшением концентрации электролита, т.е. при разбавлении его водой, степень диссоциации всегда увеличивается.

3. Зависимость степени диссоциации от температуры:  степень диссоциации возрастает при повышении температуры (повышение температуры приводит к увеличению кинетической энергии растворённых частиц, что способствует распаду молекул на ионы).

 

4. Сильные и слабые электролиты

Учитель: Вещества, растворы которых проводят электрический ток назвали электролитами, а вещества, которые не проводят ток – неэлектролитами

– А какие вещества проводят электрический ток? (Растворы кислот, щелочей, солей.) 
– С каким видом химической связи растворы веществ проводят электрический ток? (Ионной, ковалентной сильно полярной)
– Какие вещества не проводят электрический ток? (Все кристаллические вещества, оксиды, газы)
– С каким видом химической связи вещества не проводят электрический ток? (С ковалентной неполярной и слабо полярной)

– Сформулируйте определения электролитов и неэлектролитов. (Запись в тетрадь)
– Какой тип химической связи характерен электролитам и неэлектролитам?
– Классы каких веществ относятся к электролитам и неэлектролитам?
– Где Вы в жизни встречались с электролитами? (Аккумуляторы в автомобилях)

Классификация электролитов

Сильные электролиты

Средние электролиты

Слабые электролиты

Значение степени диссоциации (α)

α30%

3%≤α≤30%

α

Примеры

1. Растворимые соли;

2. Сильные кислоты (НСl, HBr, HI, НNО3, НсlO4, Н2SO4(разб.));

3. Сильные основания – щёлочи.

H3PO4

H2SO3

1. Почти все органические кислоты (CH3COOH, C2H5COOH и др.);

2. Некоторые неорганические кислоты (H2CO3, H2S и др.);

3. Почти все малорастворимые в воде соли, основания и гидроксид аммония (Ca3(PO4)2; Cu(OH)2; Al(OH)3; NH4OH);

4. Вода.




2 этапМеханизм электролитической диссоциации.

Продолжение беседы:

– Какие частицы могут создавать электрический ток в растворе? (Движущие заряженные частицы)
– Почему и при каких условиях вещества проводят электрический ток?

(Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются проводниками второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а не электронов. Металлы – проводники первого рода (ток создается за счет свободных электронов).

– А какие заряженные частицы могут быть в растворах, например, у веществ с ионной связью – растворе NaCl? (Свободные ионы)

Внимание: В кристаллах ионы не свободные, а находятся в узлах кристаллической решетки.

– Что же происходит с кристаллом при растворении его в воде?

– Какова роль воды в этом процессе?

(Вода взаимодействует с электролитом и он под действием воды распадается на ионы).

Рассмотрим механизм этого процесса.

Сначала рассмотрим строение молекулы воды

Вода (диполь)  104,50

Сообщение: Интересное о воде… (Приложение 3)


 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!