СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе, 11 класс.Эпос о революции.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по литературе в 11 классе:

 

Эпос о революции и “диалектика” души: рассказы И. Бабеля из цикла “Конармия”

 

  1. Организационный этап.

    1. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

    2. Подготовка учащихся к работе на уроке.

 

  1. Введение в тему.

Чтение учителем отрывка из эссе И. Сухих «О звёздах, крови, людях и лошадях (1923-1925. «Конармия» И.Бабеля)».

 

«В год от начала новой эры седьмой (от рождества Христова - 1924) командарм Буденный, "въехав в литературу на коне и c высоты коня критикуя ее" (Горький), обнаружил, что под его началом служил клеветник, садист и дегенерат от литературы - гражданин Бабель. "Под громким, явно спекулятивным названием "Из книги Конармия", незадачливый автор попытался изобразить быт, уклад, традиции 1-й Конной Армии в страдную пору ее героической борьбы на польском и других фронтах. Для того, чтобы описать героическую, небывалую еще в истории человечества борьбу классов, нужно прежде всего понимать сущность этой борьбы и природу классов, то есть быть диалектиком, быть марксистом-художником. Ни того, ни другого у автора нет... Гражданин Бабель рассказывает нам про Красную Армию бабьи сплетни, роется в бабьем барахле-белье, с ужасом по-бабьи рассказывает о том, что голодный красноармеец где-то взял буханку хлеба и курицу; выдумывает небылицы, обливает грязью лучших командиров-коммунистов, фантазирует и просто лжет". Сам автор не отбивался, а соглашался и объяснялся.

"Что я видел у Буденного, то и дал. Вижу, что не дал я там вовсе политработника, не дал вообще многого о Красной армии, дам, если сумею, дальше" Обещания исправиться и исправить, дать "то" - может быть, к счастью - остались неисполненными. Книга из 34 рассказов (хотя Фурманову Бабель говорил о 50-ти) сложилась за три года и потом переиздавалась в неизменном виде.

Автор будущей "Конармии" участвовал в польском походе (май-ноябрь 1920 года) с документами на имя Кирилла Васильевича Лютова. В газете "Красный кавалерист" "военный корреспондент 6 кавдивизии" публикует заметки - о героических бойцах, героических сестрах милосердия, зверях-врагах. "В наши героические, кровавые и скорбные списки надо внести еще одно имя - незабвенное для 6 дивизии, - имя командира 34 кавполка Константина Трунова, убитого 3.VIII в бою под К. Еще одна могила спрячется в тени густых Волынских леcов, еще одна известная жизнь, полная самоотвержения и верности долгу, отдана за дело угнетенных, еще одно пролетарское сердце разбилось для того, чтобы своей горячей кровью окрасить красные знамена революции. Этот стиль идеологических лозунгов и банальностей, пышных метафор и риторических фигур, конечно, понравился бы командиру Первой конной. Да и возможно ли было иное в армейской газете? Но в бабелевских рассказах такая стилистика стала эпизодическим "чужим словом". Параллельно, "для себя", Бабель ведет дневник. Он был утерян, сохранился чудом и опубликован через много лет после гибели автора. Здесь - подробная хроника похода, откровенные оценки и своих, и врагов. Сохранились также планы и наброски "Конармии". Повторяющие дневник по материалу, они содержат важные замечания о форме, художественной структуре будущей книги. "Рассказ стремителен и быстр. - Короткие главы, насыщенные содержанием. - По дням. Коротко. Драматически. - Никаких рассуждений. - Тщательный выбор слов. - Форма эпизодов - в полстраницы. - Без сравнений и исторических параллелей. - Просто рассказ. - Стиль, размер. - Поэма в прозе". Последнее определение повторяется трижды.

Повторяясь, ощупью Бабель ищет и в конце концов находит эстетическую формулу, в которую укладывается привычный в двадцатые годы материал боев и походов: поэма в прозе, стремительный и быстрый рассказ, становящийся поэзией.

 

  1. Самостоятельная групповая работа учащихся с рассказами И. Бабеля «Мой первый гусь», «Смерть Долгушова», «Письмо».

 

Проанализируйте один из рассказов, опираясь на предложенные вопросы.

Задания для самостоятельной работы.

 

  1. «Мой первый гусь».

 

Прокомментируйте детали портрета главного героя, который дан через восприятие «начдива шесть» Савицкого. Как вы поняли фразу: «тут режут за очки»? В каком контексте эта деталь (очки) ещё раз упоминается в рассказе и какова её роль?

Чем вы объясните нарочитую грубость и жестокость рассказчика по отношению к старухе?

Есть ли в коллективном портрете конармейцев черты, сближающие их с блоковскими красноармейцами из поэмы «Двенадцать»?

Почему «кандидат прав Петербургского университета» не может стать своим среди красноармейцев?

 

  1. «Смерть Долгушова».

 

Что остановило внимание, поразило, затронуло вас в рассказе?

Имеет ли значение то обстоятельство, что в рассказе нет описания боя и смертельного ранения телефониста Долгушова?

Как вы оцениваете отказ рассказчика добить умирающего Долгушова: как гуманность или как слабодушие?

О смерти Долгушова сказано в одном коротком предложении, включающем в себя два действия – два поступка Афоньки Биды» «Долгушов протянул взводному свою книжку. Афонька спрятал её в сапог и выстрелил Долгушову в рот». О чём говорят интонация и синтаксическое строение последней фразы?

Проанализируйте, как в коротком диалоге отразились переживания персонажей:

 

« – Афоня, - сказал я с жалкой улыбкой и подъехал к казаку, - а я вот не смог.

– Уйди, - ответил он, бледнея, - убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…»

 

Какие чувства по отношению к герою звучат в последней реплике Афоньки Биды?

Что, с вашей точки зрения, разделяет Афоньку и рассказчика?

 

  1. «Письмо»

 

Прочитайте толкование слова «сказ». С какой целью автор использует форму сказа (передоверяет повествование мальчику Василию Курдюкову)?

 

Устно нарисуйте портрет молодого бойца Первой Конармии Василия Курдюкова, опираясь на особенности речи. Обратите внимание на стилевые отличия первого и второго абзацев письма мальчика. О каких противоречиях в сознании ребёнка свидетельствует изменение стиля?

Попытайтесь найти определение интонации, с которой Вася Курдюков повествует о том, как сначала отец убивает своего сына Фдора, а затем сын Семён убил своего отца Тимофея Родионовича. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить эмоциональное состояние мальчика во время рассказа?

Повествователь убеждён: «Оно (письмо) не заслуживает забвения»?

Объясните роль своеобразного эпилога новеллы – описания фотографии семьи Курдюковых.

 

  1. Сообщения групп.

 

Дополнительные вопросы и задания.

 

Как вы понимаете определение «Конармии» как «книги “необыкновенных происшествий”, новелл-пятиминуток»?

Какие сквозные мотивы объединяют новеллы И. Бабеля «Мой первый гусь», «Смерть Долгушова», «Письмо»?

И. Сухих констатирует: «Обитатели бабелевского континента – люди на лошадях, нравственные кентавры». Как вы понимаете эту характеристику? К кому из героев её можно отнести? Аргументируйте своё мнение.

Писатель считал свою книгу «летописью будничных злодеяний». Согласны ли вы с ним?

Предположите, как сложилась судьба автора «Конармии». Объясните свою точку зрения.

 

  1. Чтение учителем отрывка из эссе И. Сухих о Бабеле.

 

Бабель был расстрелян через двадцать лет после конармейского похода. «Можно удивиться тому, что в следственном деле и присоединенных к нему доносах почти ничего не говорится ни о претензиях Буденного, ни об обвинениях в клевете на Конармию. В приговоре Бабель признан виновным „всего лишь“ в том, что был активным членом контрреволюционной троцкистской организации, вел шпионскую деятельность в пользу французской и австрийской разведки и готовил террористические акты против партийно-правительственного руководства, — замечает польский литературовед, переводчик Бабеля Е. Помяновский. — Я считаю, что, будь известно содержание его военного дневника, приговор был бы вынесен раньше».

 

  1. Домашнее задание.

 

Письменное задание (по выбору).

 

Найдите в рассказах И. Бабеля примеры новой «кинообразности» и объясните, как они работают в тексте.

«Кто прав? Кто виноват? Кто слаб? Кто велик?» Как бы вы ответили на эти вопросы от имени автора «Конармии»? Каково его отношение к участвующим в Гражданской войне «людям на лошадях»?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе, 11 класс.Эпос о революции.»

План-конспект урока по литературе в 11 классе:


Эпос о революции и “диалектика” души: рассказы И. Бабеля из цикла “Конармия”


  1. Организационный этап.

    1. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

    2. Подготовка учащихся к работе на уроке.


  1. Введение в тему.

Чтение учителем отрывка из эссе И. Сухих «О звёздах, крови, людях и лошадях (1923-1925. «Конармия» И.Бабеля)».


«В год от начала новой эры седьмой (от рождества Христова - 1924) командарм Буденный, "въехав в литературу на коне и c высоты коня критикуя ее" (Горький), обнаружил, что под его началом служил клеветник, садист и дегенерат от литературы - гражданин Бабель. "Под громким, явно спекулятивным названием "Из книги Конармия", незадачливый автор попытался изобразить быт, уклад, традиции 1-й Конной Армии в страдную пору ее героической борьбы на польском и других фронтах. Для того, чтобы описать героическую, небывалую еще в истории человечества борьбу классов, нужно прежде всего понимать сущность этой борьбы и природу классов, то есть быть диалектиком, быть марксистом-художником. Ни того, ни другого у автора нет... Гражданин Бабель рассказывает нам про Красную Армию бабьи сплетни, роется в бабьем барахле-белье, с ужасом по-бабьи рассказывает о том, что голодный красноармеец где-то взял буханку хлеба и курицу; выдумывает небылицы, обливает грязью лучших командиров-коммунистов, фантазирует и просто лжет". Сам автор не отбивался, а соглашался и объяснялся.

"Что я видел у Буденного, то и дал. Вижу, что не дал я там вовсе политработника, не дал вообще многого о Красной армии, дам, если сумею, дальше" Обещания исправиться и исправить, дать "то" - может быть, к счастью - остались неисполненными. Книга из 34 рассказов (хотя Фурманову Бабель говорил о 50-ти) сложилась за три года и потом переиздавалась в неизменном виде.

Автор будущей "Конармии" участвовал в польском походе (май-ноябрь 1920 года) с документами на имя Кирилла Васильевича Лютова. В газете "Красный кавалерист" "военный корреспондент 6 кавдивизии" публикует заметки - о героических бойцах, героических сестрах милосердия, зверях-врагах. "В наши героические, кровавые и скорбные списки надо внести еще одно имя - незабвенное для 6 дивизии, - имя командира 34 кавполка Константина Трунова, убитого 3.VIII в бою под К. Еще одна могила спрячется в тени густых Волынских леcов, еще одна известная жизнь, полная самоотвержения и верности долгу, отдана за дело угнетенных, еще одно пролетарское сердце разбилось для того, чтобы своей горячей кровью окрасить красные знамена революции. Этот стиль идеологических лозунгов и банальностей, пышных метафор и риторических фигур, конечно, понравился бы командиру Первой конной. Да и возможно ли было иное в армейской газете? Но в бабелевских рассказах такая стилистика стала эпизодическим "чужим словом". Параллельно, "для себя", Бабель ведет дневник. Он был утерян, сохранился чудом и опубликован через много лет после гибели автора. Здесь - подробная хроника похода, откровенные оценки и своих, и врагов. Сохранились также планы и наброски "Конармии". Повторяющие дневник по материалу, они содержат важные замечания о форме, художественной структуре будущей книги. "Рассказ стремителен и быстр. - Короткие главы, насыщенные содержанием. - По дням. Коротко. Драматически. - Никаких рассуждений. - Тщательный выбор слов. - Форма эпизодов - в полстраницы. - Без сравнений и исторических параллелей. - Просто рассказ. - Стиль, размер. - Поэма в прозе". Последнее определение повторяется трижды.

Повторяясь, ощупью Бабель ищет и в конце концов находит эстетическую формулу, в которую укладывается привычный в двадцатые годы материал боев и походов: поэма в прозе, стремительный и быстрый рассказ, становящийся поэзией.


  1. Самостоятельная групповая работа учащихся с рассказами И. Бабеля «Мой первый гусь», «Смерть Долгушова», «Письмо».


Проанализируйте один из рассказов, опираясь на предложенные вопросы.

Задания для самостоятельной работы.


  1. «Мой первый гусь».


Прокомментируйте детали портрета главного героя, который дан через восприятие «начдива шесть» Савицкого. Как вы поняли фразу: «тут режут за очки»? В каком контексте эта деталь (очки) ещё раз упоминается в рассказе и какова её роль?

Чем вы объясните нарочитую грубость и жестокость рассказчика по отношению к старухе?

Есть ли в коллективном портрете конармейцев черты, сближающие их с блоковскими красноармейцами из поэмы «Двенадцать»?

Почему «кандидат прав Петербургского университета» не может стать своим среди красноармейцев?


  1. «Смерть Долгушова».


Что остановило внимание, поразило, затронуло вас в рассказе?

Имеет ли значение то обстоятельство, что в рассказе нет описания боя и смертельного ранения телефониста Долгушова?

Как вы оцениваете отказ рассказчика добить умирающего Долгушова: как гуманность или как слабодушие?

О смерти Долгушова сказано в одном коротком предложении, включающем в себя два действия – два поступка Афоньки Биды» «Долгушов протянул взводному свою книжку. Афонька спрятал её в сапог и выстрелил Долгушову в рот». О чём говорят интонация и синтаксическое строение последней фразы?

Проанализируйте, как в коротком диалоге отразились переживания персонажей:


« – Афоня, - сказал я с жалкой улыбкой и подъехал к казаку, - а я вот не смог.

– Уйди, - ответил он, бледнея, - убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…»


Какие чувства по отношению к герою звучат в последней реплике Афоньки Биды?

Что, с вашей точки зрения, разделяет Афоньку и рассказчика?


  1. «Письмо»


Прочитайте толкование слова «сказ». С какой целью автор использует форму сказа (передоверяет повествование мальчику Василию Курдюкову)?


Устно нарисуйте портрет молодого бойца Первой Конармии Василия Курдюкова, опираясь на особенности речи. Обратите внимание на стилевые отличия первого и второго абзацев письма мальчика. О каких противоречиях в сознании ребёнка свидетельствует изменение стиля?

Попытайтесь найти определение интонации, с которой Вася Курдюков повествует о том, как сначала отец убивает своего сына Фдора, а затем сын Семён убил своего отца Тимофея Родионовича. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить эмоциональное состояние мальчика во время рассказа?

Повествователь убеждён: «Оно (письмо) не заслуживает забвения»?

Объясните роль своеобразного эпилога новеллы – описания фотографии семьи Курдюковых.


  1. Сообщения групп.


Дополнительные вопросы и задания.


Как вы понимаете определение «Конармии» как «книги “необыкновенных происшествий”, новелл-пятиминуток»?

Какие сквозные мотивы объединяют новеллы И. Бабеля «Мой первый гусь», «Смерть Долгушова», «Письмо»?

И. Сухих констатирует: «Обитатели бабелевского континента – люди на лошадях, нравственные кентавры». Как вы понимаете эту характеристику? К кому из героев её можно отнести? Аргументируйте своё мнение.

Писатель считал свою книгу «летописью будничных злодеяний». Согласны ли вы с ним?

Предположите, как сложилась судьба автора «Конармии». Объясните свою точку зрения.


  1. Чтение учителем отрывка из эссе И. Сухих о Бабеле.


Бабель был расстрелян через двадцать лет после конармейского похода. «Можно удивиться тому, что в следственном деле и присоединенных к нему доносах почти ничего не говорится ни о претензиях Буденного, ни об обвинениях в клевете на Конармию. В приговоре Бабель признан виновным „всего лишь“ в том, что был активным членом контрреволюционной троцкистской организации, вел шпионскую деятельность в пользу французской и австрийской разведки и готовил террористические акты против партийно-правительственного руководства, — замечает польский литературовед, переводчик Бабеля Е. Помяновский. — Я считаю, что, будь известно содержание его военного дневника, приговор был бы вынесен раньше».


  1. Домашнее задание.


Письменное задание (по выбору).


Найдите в рассказах И. Бабеля примеры новой «кинообразности» и объясните, как они работают в тексте.

«Кто прав? Кто виноват? Кто слаб? Кто велик?» Как бы вы ответили на эти вопросы от имени автора «Конармии»? Каково его отношение к участвующим в Гражданской войне «людям на лошадях»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!