СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе "А. Платонов. Личность писателя.Рассказ "Юшка""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю конспект урока по рассказу А. Платонова "Юшка." (7 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "А. Платонов. Личность писателя.Рассказ "Юшка""»

Литература 7 класс Дата проведения________

Тема: А. П. ПЛАТОНОВ. ЛИЧНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ . РАССКАЗ «ЮШКА»
Цели:

Обучающие:
- знакомить учащихся с творчеством писателя А. Платонова;

- совершенствовать умение анализа художественного произведения;

- продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;

Развивающие:

- включить ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы;

- развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения

анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;

Воспитывающие:

- воспитывать любовь и уважение к человеку чувства милосердия, сострадания и уважения

- попытаться донести до ребят мысль «…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям».

Форма урока: урок чтения и анализа произведения

Оборудование: портрет А. Платонова, тексты рассказа, карточки со словарной работой, цитаты А. Ахматовой, А. Платонова, иллюстрации к рассказу

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Знакомство с темой урока, постановка целей урока.

Рассказ о писателе А. Платонове. (подготовленный ученик)

Андрей Платонов родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямская г. Воронежа. Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом началась работа: с 13 лет Платонов работал на Воронежском паровозоремонтном заводе.

Его учёба в железнодорожном техникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжилась. До середины 1926 года А.Платонов живёт в Воронеже и работает по электрификации сельского хозяйства. В это время созданы первые книги «Электрификация», «Епифанские шлюзы», которые принесли автору известность.

Произведения А.Платонова были многим непонятны, поэтому на него обрушились беды: критика, непонимание, запреты, обыски. Писатель умер в одиночестве в 1951 году.

И только после смерти пришло признание. Платонов жил очень скромно, не пробуя кого-то перекричать, оглушить. Он был простым человеком, который пытался понять самое сокровенное – человека и его душу, его сердце. И начал об этом говорить в своих первых произведениях – сказках. Это самый любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». 

Кто сильнее? Ленивая девочка, Падчерица, Мудрый старик и глупый царь, Молодой охотник, Безручка, Чудесный мальчик, Солдат и царица, Неизвестный цветок

  1. Проверка восприятия материала:

- Чем занимался Андрей Платонов до того, как начал заниматься писательской деятельностью?

- Какие книги принесли известность А. Платонову?

- В каком жанре для детей писал А. Платонов?

- Вспомните, какая борьба отражается в сказках? (Борьба между добром и злом.)

- А что в сказках всегда побеждает? (Добро.)

- А всегда ли так бывает в жизни?


4.Чтение с элементами пересказа и анализ произведения.
— Понравился ли вам рассказ Андрея Платонова? Обоснуйте свое мнение.
— Попытайтесь описать свои чувства и переживания во время чтения рассказа.

- Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми).

— Кто такой Юшка? Каким он был? (Юшка был ростом мал и худ, в руках у него не было силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Он не пил чай. Не покупал сахара, а одежду носил одну и ту же долгие годы.)

- Каков его характер Юшки? Какие чувства он вызывает?

(Слабый, неказистый, невзрачный, тихий, незаметный, кроткий.) 

- Почему этому герою посвящено целое произведение?
— Где и когда происходит действие рассказа?
Указывает ли сам автор точные даты или названия? Как вы думаете, почему?
(Автор стремится к обобщению, поэтому нет ни конкретных дат, ни названий, кроме Москвы, которая в рассказе воспринимается как миф: ушел куда-то далеко — то ли в деревню, то ли в Москву, то ли еще куда-то. Действие происходит примерно в 1920—1930-е годы, так как девушка-сирота выучилась в университете и стала врачом, что могло быть только при советской власти.)
— Что напоминает начало рассказа?
(Зачин фольклорного произведения.)
— Почему «малый ростом» и худой Юшка работал в кузнице?
(С одной стороны, это можно объяснить упрощенно, приземленно: у героя рассказа туберкулез — чахотка, поэтому такая работа ему противопоказана, но тяжелая работа кузнеца и его подручных хорошо оплачивается, поэтому Юшка и
трудится здесь более двадцати пяти лет. С другой стороны, Юшка — юродивый, блаженный, т. е. наделенный какой-то непостижимой Божественной силой — «убогий», хранимый Богом. В фольклоре такие персонажи чаще всего наделяются какой-то держивает жизненные силы всего городка (с точки зрения окружающих, это — юродство).
— Почему жители городка выплескивали на Юшку свою злобу? Как это можно объяснить психологически? Приведите свои примеры.
— Как вели себя дети по отношению к больному и старому человеку? Какой эпизод из повести М. Горького «Детство» напоминает их поведение?

- А как ощущает себя Юшка в мире? Как относятся к нему дети?

(Прочитать от слов «Когда Юшка рано утром шёл в кузницу….» до слов «…что он твёрдый и живой».)

Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться — вон и Юшка уж спать пошел.А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:— Вон Юшка идет! Вон Юшка!Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.— Юшка! — кричали дети. — Ты правда Юшка?Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. И они снова окликали старика:— Юшка, ты правда или нет? Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимай, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали — вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.

- Дети терзали Юшку! Они «удивлялись, что он живой, а сам не серчает на них». Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?

(Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не хватает хворостину и не погонится за ними, как это делали другие взрослые. Дети хотели, чтобы он рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка молчал и не трогал ребятишек. Тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним.)
— Почему дети так жестоки?

- Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? 
(Дети живут в атмосфере ненависти и вражды, каждый день бывают свидетелями жестоких сцен, поэтому сами становятся такими, как взрослые.)

- А почему дети не научились любить? (В результате размышлений надо сделать вывод о том, что их не научили любить взрослые.)

- А как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?

(Дети повторяли поступки взрослых, которых Юшка раздражал своей непохожестью на них. Горе и обиду они вымещали на беззащитном человеке. Молчание Юшки превращалось в его вину, а кротость приводила людей в большое ожесточение. Даже Даша, хозяйская дочь, говорила ему: «Лучше бы ты умер».)
— Что поражало окружающих в поведении и одежде Юшки? Почему дочь кузнеца Даша относилась к нему по-доброму?

- Мы сказали, что дети не научились любить Юшку. А что значит, любить человека? Что отвечал Юшка на слова Даши: «Лучше бы ты умер»? («Меня, Даша, народ любит. Сердце в людях бывает слепое»)

- «Сердце в людях бывает слепое». Как вы понимаете эти слова?

(Слепое сердце бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, не испытывающего жалости и сострадания к другим.)

Составим таблицу: Отношение жителей деревни к Юшке


Дети

Взрослые

Веселый прохожий

бросали ветки, камни

ударяли

толкали

швыряли комья земли

смеялись


блажной

непохожий

животное

били!!!

юрод негодный

божье чучело

«Выучу уму!»

толкнул



- Вернёмся к тексту и прочитаем описание природы. Как отрывок помогает лучше понять Юшку?

Читаем от слов «В июле или августе…» до слов «…как здоровый человек»

В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек.


- Мы уже настолько привыкли к Юшке, что стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все от него так долго ждали, - он осерчал. Случайно ли это слово? Можно было сказать, что Юшка рассердился, разозлился, разгневался. Подберите синонимы…

осерчать

прийти в ярость, разозлиться, взбелениться, рассвирепелый, взбеситься, разъяриться, раздражиться, озлиться, выйти из терпения, прийти в бешенство, разлютоваться, рассердиться, прогневаться, дойти добелого каления, распалиться, занегодовать, освирепеть, выйти из себя, рассвирепеть, разгневаться, раздосадовать, обозлиться, вскипеть, надуться, раскипятиться, погневаться, надуть губы, рассерчать, осердиться, взъяриться

А Платонов употребляет именно: осерчал. Почему?

(Нельзя Юшку представить разгневанным. Слово как нельзя лучше подходит к образу.)
— Когда и по какому поводу впервые проявилось недовольство Юшки?

Чтение отрывка:

В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:— Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни.— А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:— Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!— Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны...— Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму! Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.— Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

— Почему так рассердился прохожий? Почему он позволил себе ударить больного человека? Как это его характеризует?
— Как вы понимаете слова Юшки «а по надобности мы все равны»?

(Люди рождаются, чтобы жить.)

- Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь?

(Впервые Юшка защитил себя.)

- Переживает ли прохожий за содеянное?

(Нет, пошёл домой со спокойной душой пить чай.)

- Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали ли его своим, похожим? Раскаялись?
— Почему на похороны Юшки пришел почти весь город? Что произошло в сознании людей?

(Проститься с Юшкой пришли все, похоронили и забыли.)

- У Юшки, без сомнения, было большое, доброе сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир? Не будем пока однозначно отвечать на этот вопрос.

- Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки?

(Стало ещё хуже, теперь вся злоба оставалась среди них, теперь её не на ком выместить.)

- Неужели весь смысл Юшки в том, чтобы принимать злобу и глумление на себя? Когда и почему ещё раз вспомнили о Юшке?

(О приёмной дочери, ради которой Юшка не пил чай, не покупал сахара, чтобы «она его ела». Юшкина добрая душа жила теперь в этой кроткой, тихой девушке.)

— Объясните, почему незнакомая девушка-врач «осталась навсегда в нашем городе». Почему она не брала денег с больных чахоткой?

- Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. Платонов считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, - «из смерти работать жизнь». А жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен».

Значит, способен что-то изменить даже тихий, кроткий, безответный Юшка? Значит и жизни ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО.

Работа над А теперь

Словарная работа

Юшка - от ЮРОДИВЫЙ, ЮРОД.
В словаре В. И. Даля это слово объяснено так:
ЮРОДИВЫЙ – безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший. Народ считает юродивых божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже ПРЕДчувствование или ПРЕДведенье. Церковь же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя смиренную личину юродства.

Андрея Платонова, автора рассказа « Юшка » тоже часто называли «юродивым» . Этот человек с такими ясными и грустными глазами прожил удивительную жизнь, жизнь, которая одновременно похожа на жизнь многих его современников, но в то же время – выдающуюся. Жизнь настоящего русского писателя, который, если перефразировать слова поэтессы А. А. Ахматовой, «был со своим народом там, где народ, к несчастью был… »

Есть еще значение слова юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.

- Какова еще причина такого имени главного героя рассказа и названия самого рассказа? (Юшка – воплощенное добро, его утрата также губительна для людей).
Смысл жизни Юшки был в любви, которая по словам апостола Павла «долготерпит, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине» , которая «никогда не перестает» . Любовь Юшки стала причиной любви к людям для его воспитанницы. Любовь – это самопожертвование.

5. Работа над художественными деталями произведения

 Юшка говорит, люди забыли, что такое любовь. Как вы думаете, почему это произошло?

(У них совсем другие ценности, для них главное в жизни – не любовь, а сытая жизнь.)

- Что в рассказе символизирует сытую жизнь?

(Сытую жизнь символизирует чай с сахаром, так как взрослые пугают детей, когда те не слушаются: «И чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду»; чай пить пошел веселый прохожий, можно предположить, тоже с сахаром, после того, как ударил Юшку.)

- Когда еще упоминается сахар?

(Юшка чай с сахаром не пьет, потому что деньги копит и каждое лето кому-то уносит в город.)

Сахар – это художественная деталь, которую вводит А. Платонов, чтобы раскрыть идейное содержание произведения.

- Какие еще есть художественные детали? (Говорящее имя Ефим Дмитриевич:

Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.

Дмитрий – (восходит к древнегреческому имени Деметра – богиня плодородия) благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносит щедрые плоды добра.


6. Итог урока. Рефлексия.

- Чему учит этот рассказ? («…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям»).

- Чем интересно и привлекательно произведение А. Платонова «Юшка»

- На столе лежат листочки. Напишите на них три глагола, что нужно делать, чтобы добра в мире было больше.

Сегодня мы прикоснулись к сердцу прекрасного человека, который болел душой за всех людей, который понимал, что всем людям нужнее человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, на после смерти. И ещё Платонов точно знал : «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…».


7. Домашнее задание.
1) выписать понятия:

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, милосердия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

2)Связать эти понятия с содержанием рассказа.

3) Прочитать А. Платонов «В прекрасном и яростном мире»


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!