Урок литературы в 10 классе.
Тема урока: Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова ( с обобщением
ранее изученного). «Как часто пестрою толпою окружен…» как
выражение мироощущения поэта.
Задачи урока:
Показать своеобразие лирики Лермонтова (философские мотивы)
Освоение навыков анализа философской лирики.
Метод: коллективная работа учителя с классом, выборочное чтение, выразительное чтение.
Оборудование: стихи М.Ю.Лермонтова.
Ход уроков
Реализация домашнего задания.
1.Чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова
Работа по теме уроков.
Слово учителя.
В поэзии Лермонтова актуальна проблематика, включающая философские вопросы о человеке и природе, месте человека в мире. Для лирики Лермонтова характерен жанр пейзажной миниатюры, где пейзаж переходит в философскую медитацию.
Каково мироощущение лирического героя, поэта, обо всем этом мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Анализ стихотворений.
Беседа. Анализ стихотворений.
- Обратимся к произведениям М.Ю.Лермонтова.
- Прочитайте стихотворение «Дума». Скажите, в каком году оно написано?
- О чем говорится в стихотворении?
( о важных сторонах жизни современников)
- Что это за стороны?
- Каков лирический герой «Думы»? (Герой осознает свое истинное положение в мире. Его мысль движется от элегических интонаций печального раздумья к мрачному, трагическому обобщению, от высокой романтической ноты к скорбной и горькой иронии. Личная судьба тождественна судьбе поколения).
- Обратимся к тексту. Выборочное чтение
- Что говорит поэт о духовном облике современников?
(«толпа угрюмая, и скоро позабытая», не способная радоваться жизни, смеющейся над прошлым и не верящей в будущее…)
- Общественная характеристика поколения, какова она?
(Равнодушны к тому, что происходит в обществе, не могут открыто протестовать, а тем более бороться с существующим миропорядком.)
-Зачитайте слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Эти слова придают элегии характер философского размышления.
(Философское размышление – размышление, богатое глубокими, обобщающими мыслями, касающимися коренных свойств бытия.)
- Прочитайте последние строки стихотворения. Что думает поэт о потомках?
- Подведем итог анализу этого произведения. Какие выводы из всего сказанного вы можете сделать?
(Ответы учащихся)
Учитель: В стихотворении дана беспощадная и горькая оценка современников, к которым себя причислял Лермонтов. Жизнь эта им ненавистна. Мироощущение лирического героя трагично, нет гармонии. «Дума» - это обвинительный акт обществу, превратившему умных людей, интеллектуальную элиту страны в подобие манекенов, которым скучно в жизни, скучно с самими собой.
Только в мечтах, да и то на короткое время, они могут уйти от ненавистной жизни. Об этом Лермонтов написал в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840).
-Прочитайте это стихотворение.
- Какова же действительность, которая окружает лирического героя?
- Есть контраст в стих –и?
- Покажите его, какими языковыми средствами это достигается?
(идиллистические нотки – зеленая сеть трав, спящий пруд, темная аллея и др.)
- Какой вывод можно сделать из всего сказанного вами ранее?
(Ответы учащихся)
Герой стих – я одинок, затерян в «пустыне мира», где нет ни одной родной души. Он хочет гармонии с миром. На миг, в мечте он погружается в эту гармонию(слияние со всем мирозданием).
- Какие стихотворения вы бы отнесли к теме сегодняшнего урока?
- Докажите свою точку зрения. Обращайтесь к тексту.
(Гляжу на будущность с боязнью), (Выхожу один я на дорогу)
Слово учителя: Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» - акт философского самопознания М.Ю.Лермонтова.
- Кто желает выразительно его прочитать?
- К кому обращается поэт в стихотворении?
( к самому себе)
- Какие важнейшие темы заявлены в этом произведении?
- Какой мотив звучит в данных строках?
- Чем мыслится герою земная жизнь? ( пустыней)
- Где хочет уединиться герой? (пустыня внемлет Богу». Это отражение небесного согласия, божественной гармонии мироздания.
( «В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом…
Что ж мне так больно и трудно?)
- Неразрешимый конфликт с жизнью не устраняется, он преодолевается – ценой отрешения от жизни, устремлением к фантастической грезе о полужизни – полусне- полузабытьи:
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Только с этой несбыточной мечтой он связывает возможность преодолеть время, слиться с природой, найти желанную гармонию с миром:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел…
Подведение итогов уроков.
- Из всего сказанного, какой вы бы сделали вывод?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение/чтение наизусть понравившихся вам стихотворений о любви.