СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе "Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока  по литературе предназначена для учащихся 10 класса при обобщении изучения лирики М.Лермонтова. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова"»

Урок литературы в 10 классе.


Тема урока: Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова ( с обобщением

ранее изученного). «Как часто пестрою толпою окружен…» как

выражение мироощущения поэта.

Задачи урока:

  1. Показать своеобразие лирики Лермонтова (философские мотивы)

  2. Освоение навыков анализа философской лирики.

Метод: коллективная работа учителя с классом, выборочное чтение, выразительное чтение.

Оборудование: стихи М.Ю.Лермонтова.


Ход уроков


  1. Реализация домашнего задания.

1.Чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова

  1. Работа по теме уроков.

  1. Слово учителя.

В поэзии Лермонтова актуальна проблематика, включающая философские вопросы о человеке и природе, месте человека в мире. Для лирики Лермонтова характерен жанр пейзажной миниатюры, где пейзаж переходит в философскую медитацию.

Каково мироощущение лирического героя, поэта, обо всем этом мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

  1. Анализ стихотворений.

  1. Беседа. Анализ стихотворений.

- Обратимся к произведениям М.Ю.Лермонтова.

- Прочитайте стихотворение «Дума». Скажите, в каком году оно написано?

- О чем говорится в стихотворении?

( о важных сторонах жизни современников)

- Что это за стороны?

- Каков лирический герой «Думы»? (Герой осознает свое истинное положение в мире. Его мысль движется от элегических интонаций печального раздумья к мрачному, трагическому обобщению, от высокой романтической ноты к скорбной и горькой иронии. Личная судьба тождественна судьбе поколения).

- Обратимся к тексту. Выборочное чтение

- Что говорит поэт о духовном облике современников?

(«толпа угрюмая, и скоро позабытая», не способная радоваться жизни, смеющейся над прошлым и не верящей в будущее…)

- Общественная характеристика поколения, какова она?

(Равнодушны к тому, что происходит в обществе, не могут открыто протестовать, а тем более бороться с существующим миропорядком.)

-Зачитайте слова, несущие основную смысловую нагрузку.


Эти слова придают элегии характер философского размышления.

(Философское размышление – размышление, богатое глубокими, обобщающими мыслями, касающимися коренных свойств бытия.)

- Прочитайте последние строки стихотворения. Что думает поэт о потомках?

- Подведем итог анализу этого произведения. Какие выводы из всего сказанного вы можете сделать?

(Ответы учащихся)

Учитель: В стихотворении дана беспощадная и горькая оценка современников, к которым себя причислял Лермонтов. Жизнь эта им ненавистна. Мироощущение лирического героя трагично, нет гармонии. «Дума» - это обвинительный акт обществу, превратившему умных людей, интеллектуальную элиту страны в подобие манекенов, которым скучно в жизни, скучно с самими собой.

Только в мечтах, да и то на короткое время, они могут уйти от ненавистной жизни. Об этом Лермонтов написал в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840).

-Прочитайте это стихотворение.

- Какова же действительность, которая окружает лирического героя?

- Есть контраст в стих –и?

- Покажите его, какими языковыми средствами это достигается?

(идиллистические нотки – зеленая сеть трав, спящий пруд, темная аллея и др.)

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного вами ранее?

(Ответы учащихся)

Герой стих – я одинок, затерян в «пустыне мира», где нет ни одной родной души. Он хочет гармонии с миром. На миг, в мечте он погружается в эту гармонию(слияние со всем мирозданием).

- Какие стихотворения вы бы отнесли к теме сегодняшнего урока?

- Докажите свою точку зрения. Обращайтесь к тексту.

(Гляжу на будущность с боязнью), (Выхожу один я на дорогу)


Слово учителя: Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» - акт философского самопознания М.Ю.Лермонтова.

- Кто желает выразительно его прочитать?

- К кому обращается поэт в стихотворении?

( к самому себе)

- Какие важнейшие темы заявлены в этом произведении?

- Какой мотив звучит в данных строках?

- Чем мыслится герою земная жизнь? ( пустыней)

- Где хочет уединиться герой? (пустыня внемлет Богу». Это отражение небесного согласия, божественной гармонии мироздания.

( «В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом…

Что ж мне так больно и трудно?)


- Неразрешимый конфликт с жизнью не устраняется, он преодолевается – ценой отрешения от жизни, устремлением к фантастической грезе о полужизни – полусне- полузабытьи:

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Только с этой несбыточной мечтой он связывает возможность преодолеть время, слиться с природой, найти желанную гармонию с миром:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел…


  1. Подведение итогов уроков.

- Из всего сказанного, какой вы бы сделали вывод?

  1. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение/чтение наизусть понравившихся вам стихотворений о любви.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!