Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока по литературе на тему: А.П.Чехов. Анализ содержания рассказа « О любви».
Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ
Цели урока:
расширение представлений обучающихся о Чехове как человеке и писателе,
раскрытие особенностей художественного мастерства Чехова–рассказчика,
развивать умение анализа художественного текста;
воспитывать интерес к личности и творчеству А. П. Чехова, любовь к чтению, положительное отношение к предмету.
Формы организации работы учителя: аналитическая беседа, введение портрета и иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сегодня наш разговор о Чехове. От Чехова идут все пути к новой литературе, к новой жизни, которая рождается на смену прошлого.
Объявление темы, целей и задач урока.
Чехов…Знакомый и незнакомый…Какие его произведения вы читали? В чём особенность его таланта?
2.Сообщение о писателе с презентацией
4.Сообщение об истории создания рассказа
Рассказ « О любви » был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия».
Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни. В героине рассказа себя узнала Л.А.Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с её слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем, у неё дети. Виделись они редко.
С 1898 г. появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой.
Сюжет: молодую замужнюю женщину, мать семейства, Анну Алексеевну Луганович, любит некий Алёхин - долго и довольно бестолково. Бывает в доме её постоянно, вздыхает, ни на что решиться не может. И она его любит. И ничего не происходит. Наконец мужа переводят в дальнюю губернию, она уезжает с детьми предварительно в Крым, он её провожает на вокзал. И только тут уже, в вагоне, при третьем звонке, в первый и последний раз он целует её. Поезд трогается, он до первой станции сидит в другом пустом купе и плачет.
5.Работа с текстом.
Блиц-опрос (тест) по содержанию рассказа (приложение №1)
- Ребята, а вам интересно было читать этот рассказ? О чем вы задумались, прочитав его? (Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека? Какую роль играет любовь в жизни человека? Всегда ли любовь может осчастливить человека?)
Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» - Что мы узнали об Алёхине, о его стремлении «жить по правде»? (Учащиеся зачитывают отрывки)
Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник».
Он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести. Ему чужда и неприятна его новая жизнь: он решает работать, но «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь много друзей. Единственные близкие знакомые его – семья Лугановичей. Через некоторое время он понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алексеевну и любовь эта взаимна.
-Как представляет поначалу Алёхин свою жизнь в деревне?
Старался помирить работу с культурными привычками
Поселился наверху в парадных комнатах
Подавали кофе с ликёрами
Читал на ночь «Вестник Европы»
Но проходит всего лишь несколько месяцев и…
Стал обедать внизу, в людской кухне
Засыпал в сарае, в санях, в лесной сторожке.
- Один из приёмов характеристики действующего лица - его речь. Она помогает понять и его чувства, его социальное положение, уровень культуры...
Исследовательское задание:
Охарактеризуйте речь Алёхина с точки зрения лексики. (Общая характеристика: содержательна, точна, правильна, богата, выразительна).
Вывод: речь культурного, умного, образованного человека. Так ли это?
(Зачитываются примеры, доказывается использование различных пластов:
разговорно-бытовая лексика: холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня, почём говядина…
просторечные слова: спаньё в санях, мужики, бабы…
просторечно-вульгарные слова: мурло...
просторечные фразеологические обороты: говорил бог знает что, выпил в один присест, как белка в колесе...)
Вывод: вложив в уста героя просторечные слова и выражения, Чехов приземляет героя, не идеализирует.
Историю любви Алёхина и Анны Алексеевны.
-Расскажите, как Алёхин познакомился с семьёй Лугановичей?
В первые годы жизни в деревне Алёхина выбрали в мировые судьи. Кое – когда он выезжал в город и принимал участие в заседаниях суда. В городе Алёхин познакомился с Лугановичем, товарищем председателя окружного суда. Однажды Луганович пригласил Алёхина на обед. И тут ему представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича.
-Опишите Анну Алексеевну.
Она была ещё молода, не старше двадцати двух лет. Молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная женщина, какой он раньше не встречал. Стройная белокурая женщина.
• О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)
• Как развивались отношения между героями? Когда они встретились снова?
(«Воспоминания о стройной белокурой женщине остались во мне все дни; я не думал о ней, но точно лёгкая тень её лежала на моей душе».)
(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)
-Как Лугановичи принимали Алёхина у себя дома?
Дополните предложения:
Алёхин и Анна Алексеевна подолгу .., или она .. ему на рояле. Алёхин играл с .., лежал на диване и .. Встречал Анну Алексеевну с .. Они беспокоились, что он, образованный человек, .., много работает, но всегда без денег.
-Почему Алёхин был несчастлив?
(Он постоянно думал об Анне Алексеевне).
-Что он хотел понять? («Я старался понять … Я всё старался понять, почему ..»).
- Почему, по-вашему, герои не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за свое счастье? ( С одной стороны, страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой. С другой стороны – герои осознали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в обществе как высшие ценности)
• Что же изменилось, когда герой полюбил? Какие вопросы мучают Алёхина?
(Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство». Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.
Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?
-Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает?
(Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода, недостаточно трудолюбива и энергична» для Алёхина, «чтобы начать новую жизнь»)
- Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?
(На этот вопрос отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Но благородство было только внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Алёхин понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)
- Какова судьба их взаимного чувства?
( читается сцена расставания героев)
(В невозможности открыть чувства проходят годы. И лишь прощаясь навсегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить». Они сделали свой выбор).
Решение основной проблемы урока: Что мешает счастью героев?
-Что такое счастье?
«Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
- Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?
- Наши герои полюбили друг друга. В чем они похожи? Что натолкнуло их к этой любви? (Одиночество, неудовлетворенность жизнью)
Выводы:
Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
Любовь - самое чистое и прекрасное чувство, которое окрыляет человека. Но для героев этого произведения, любовь оказалась мимолетным, упущенным счастьем. Нужно не бояться быть счастливыми, бороться за свою любовь, не бояться изменить свою жизнь, и тогда всё в жизни будет хорошо.
Итоги урока:
- Как автор относится к своим героям? (Он рисует отношения героев с теплым чувством, приглашает нас к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне)
-О чём заставляет задуматься рассказ «О любви»?
К какому выводу он приходит в конце рассказа?
Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном счастье и призвании. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно. Любовь главных героев возникает от неудовлетворенности и одиночества каждого в своем мире.
Приложение 1. ТЕСТ
А1. Выберите, кто из героев лишний?
Пелагея
Анна Алексеевна
Бурмин
Луганович
Алехин
Никанор
Иван Иванович
А2. Почему служанка не вышла замуж за повара?
Она его не любила.
Он был пьяница и буйного нрава.
Она была влюблена в хозяина.
Хозяева были против их брака.
А3. Какая «неоспоримая правда была сказана о любви»?
«Тайна сия великая есть».
«Наслаждение сие великое есть».
«Благо сие великое есть».
«Наказание сие великое есть».
А4. Зачем в городе холостяки хотят в баню и в рестораны?
Помыться и поесть.
Познакомиться с новыми людьми.
Поговорить, излить душу.
А5. Кто главный герой, по его собственному мнению, по наклонностям?
Канцелярская крыса
Кабинетный человек
Птица вольная
Ломовая лошадь
А6. Как главный герой решил возместить долг, который был на имении, куда он приехал?
Продать часть земли.
Сдать в аренду соседям лес
Работать в поле вместе с батраками.
Удачно жениться и воспользоваться приданым невесты.
А7. Что решил регулярно делать главный герой, чтобы не утратить «культурные привычки»?
Читать классическую литературу.
После завтрака и обеда пить кофе с ликерами.
Раз в неделю обедать у соседей.
Регулярно принимать у себя гостей.
Читать на ночь «Вестник Европы».
А8. Как называлась деревня, куда приехал главный герой?
Софьино
Марьино
Переделкино
Ясная Поляна