СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 10 главы «Осада города».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить  ориентироваться в тексте;
    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;
    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 10 главы «Осада города».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 10 главы «Осада города».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Задачи:

  1. Образовательные:

    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить ориентироваться в тексте;

    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;

    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", толковые словари, компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

-Давайте повторим правила, которые вы должны соблюдать на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?




 Ответить на вопросы по 9 главе.

Выучить выводы.

Прочитать 10 главу романа «Осада города». Составить план главы.

3.

Сообщение темы урока


-Прочитайте тему урока.





– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.


Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы будем сравнивать …

Мы будем работать над образом …

4.

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Анализ 10 главы «Осада города».






1.Словарная работа

















2. Аналитическая беседа по прочитанной главе «Осада города».

1 эпизод:

«Военный совет у генерала».

- Что увидел П.Гринёв, подъезжая к Оренбургу?

- Как встретился Гринёв с генералом?

-Что происходило в городе на военном совете?

- Кто присутствовал на военном совете?

- Какую тактику предложил П.Гринёв?

- О каком «подкупательном движении» говорили на совете?


- Какую тактику решили принять на совете у оренбургского генерала?

-Как это объяснил генерал?


2 эпизод.

«Осада города».

- Что происходило при осаде города Оренбурга?

-Составьте выборочный пересказ.






-Чем занимался П.Гринёв во время осады города?

3 эпизод.

«Письмо от Марьи Ивановны».

-Кто передал письмо П.Гринёву от Марьи Ивановны?

- О чём писала Марья Ивановна?

- О чём просит Марья Ивановна Гринёва?



- О чём П.Гринёв просит генерала?



-Что отнёсся генерал к просьбе П.Гринёва о спасении дочери Миронова?




- Какое решение принимает генерал?


&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Колодник –арестант, узник в колодках.

Таможня – учреждение для контроля над провозом товаров через границу.

Глазет – узорчатая шёлковая ткань.

Прапорщик – младший офицерский чин в царской армии.

Тактика – наука о ведении боя.

Коммуникации – сообщение, связь, здесь: пути сообщения.

Парапет – здесь: вал, прикрытие от вражеских пуль и ядер.

Протекция – покровительство, поддержка.











Наступательную.


«Можно будет обещать за голову бездельника … рублей семьдесят или даже сто …»


Оборонительную





Самостоятельная (творческая) работа.

Осада была … для жителей. Они претерпели … и … . Жизнь в Оренбурге была … . Все ждали … ; все охали от … . Жители привыкли к …, залетавшим на их дворы. Приступы Пугачёва … общего любопытства.





Урядник Максимыч, который перешел на сторону Пугачева.


Швабрин принуждает ее выйти замуж.

Марья Ивановна просит, чтобы он заступился за неё и чтобы генерал прислал помощь.

Дать ему роту солдат и полсотни казаков и пустить очистить Белогорскую крепость.

Он советует взять терпение; узнав, что Гринёв любит эту девушку всё равно отказывает в содействии. Он проявляет равнодушие и бессердечие.


«Я никак не могу дать тебе роту солдат и полсотни казаков. Эта экспедиция была бы неблагоразумна; я не могу взять её на свою ответственность».

Неблагоразумный – необдуманный, неразумный.

5.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.


6.

Домашнее задание

Ответить на вопросы по 10 главе.

Выучить выводы.

Прочитать 11 главу романа «Мятежная слобода». Составить план главы.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за






 Заполняют бланк самооценки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!