СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «Анчар».Философская проблематика стихотворения».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. развитие навыка работы и анализа поэтического текста;
    2. формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;
  2. Развивающие и коррекционные:
    1. развивать речь учащихся, закреплять термины: послание, элегия
    2. развивать умение учащихся  задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
    3. развивать эмоциональное восприятие художественного произведения;
    4. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «Анчар».Философская проблематика стихотворения».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «Анчар».Философская проблематика стихотворения».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Цель: изучить тему свободы в творчестве А.С.Пушкина на примере стихотворения «К морю».

Задачи:

  1. Образовательные:

    1. развитие навыка работы и анализа поэтического текста;

    2. формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать речь учащихся, закреплять термины: послание, элегия

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать эмоциональное восприятие художественного произведения;

    4. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. воспитывать внимательного, вдумчивого читателя;

3.2 воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, бережного отношения к слову, интереса к знаниям, культуры общения


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Пушкина в , учебник: Литература, 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока



Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?


Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «К морю».

Сообщения учащихся:

3.

Сообщение темы урока


- После возвращения из Михайловской ссылки Пушкин всё чаще задумывается о трагических противоречиях бытия и современного ему общества. Почётное место в кругу этих раздумий занимает стихотворение «Анчар», написанное в 1828 году.

Сегодня мы познакомимся с этим стихотворением.

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «Анчар».

- Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.



Мы узнаем…

Мы научимся анализировать …, читать выразительно …

Мы повторим…


4.

Введение нового материала.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар».



1.Вступительное слово учителя.

- Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать ему обобщённый характер.

- Давайте обратимся к поэзии А.С.Пушкина.

2. Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения «Анчар» стр.181-182

3.Чтение стихотворения учащимися (после чтения проводится словарная работа).

- Выделите при чтении композиционно - тематические части и определите, какие образы являются главными в каждой из них.


4.Работа над содержанием

- Из скольких частей состоит стихотворение?

-Какие два мира противопоставляются в сюжете"?







- Какое значение в первой части имеет слово «один»? Представал ли прежде лирический герой стихотворений Пушкина одиноким?


- Как строится пространство в стихотворении «Анчар»?

- С чем ассоциируется слово «пустыня»?


- Какие эпитеты использует автор для описания пустыни?

-  Скажите, о ком ещё мы можем сказать «чахлый и скупой»?

- Пушкин наделяет пустыню чертами живого существа. В отличие от камня, песка какими чертами наделена пустыня?

- Что же такое пустыня в первом четверостишии?


- Какие ещё образы в первом четверостишии довершают образ пространства тёмной бесплодности?

- «Чахлый», «скупой», «зноем раскаленной», «один». Какое настроение создают эти эпитеты?

- Каков основной образ второй строфы, и в каких строчках он возникает?

- Какими дарами награждает мать сына?

- Как вы понимаете выражение «зелень мёртвую ветвей»? Что здесь противоречит логике вещей?


-Какой предстаёт природа в стихотворении «Анчар»?


- Как далее развивается тема одиночества анчара?


- Какое значение имеет эпитет «тлетворный»?


- Что происходит с дождём?




- Что происходит во второй части стихотворения? Какое зло создаёт человек?

- Почему же один человек смог повлиять на другого и послать его на верную смерть?

- Если в первой части анчар - активный носитель зла, то чем же он становится во второй части?

- Какими словами характеризуется образ рабства?

- Каков образ князя?





-Какие чувства вызывает образ раба?


- Но раб – соучастник зла. Почему?



- Действие стихотворения разворачивается в пустыне, но здесь нет слов «солнце», «свет». Почему?

- Чем отличается стихотворение «Анчар» от послания «К Чаадаеву»?


& Работа со словарём:

Анчар – дерево яда,  воплощение зла.

Чахлый – слабый, вянущий

Породить -родить

Вихорь – порывистый ветер

Тлетворный –гибельный, вредоносный

Оросить- полить, пропитать влагой

Властный – имеющий право и власть

Потечь –начать течь

Чело - лоб

Лыко – кусок коры от молодой липы, ивы и других лиственных деревьев

Владыка -властелин

Напитать – кормить пищей, снабжать


Композиционно стихотворение можно разделить на 3 части:

1 часть (строфы 1-5) - это описание древа зла;

2 часть (строфы 6-8) - история раба и владыки;

3 часть (9 строфа) - гибель.

Природа и люди:

Не вызывают осуждения: анчар, как грозный часовой; природа в день гнева породила; птица не летит; тигр нейдёт;

вызывают протест, осуждение: человек человека послал к анчару; властный взгляд; бедный раб у ног непобедимого владыки.


Нигде лирический герой не представал изолированным, оторванным от мира, враждебным ему. Первое, что мы узнаём об анчаре,  это то, что он один.


Говорится о пустыне


Жара, безлюдье, нет никакой растительности, кругом песок, нет воды.

«В пустыне, чахлой и скупой».


О человеке



Способностью двигаться, волей, активностью.



Это живое существо, имеющее злую волю и создающее окружающее зло.

«На почве, зноем раскаленной».




Настроение страха, ужаса.




Образ нелюбимого, нежеланного сына, вызывающего ненависть своей матери.

Напоила ветви и корни ядом.


Зелень – это свежесть, прохлада, жизнь. Сочетание  с эпитетом «мёртвую» - чудовищное нарушение норм природы.


Природа предстаёт чудовищно искажённой.


«К нему и птица не летит, и зверь нейдёт».


Тлен – разрушение, гибель, уничтожение.


Дождь – символ жизни, прохлады, свежести. Здесь он тоже становится источником смерти.


Один человек заставляет другого человека идти к дереву яда.


Потому что один раб, а другой царь.


Во второй части он лишь инструмент в ещё более злых руках.


«Раб послушно в путь потек».


Он двойник анчара, источник зла и убийца. Владыка как угнетатель своего народа и захватчик, несущий смерть соседнему народу. 


Сочувствие, жалость.


Он покорен. Он бы всё равно умер, если бы не пошёл, но живы остались бы другие люди.


Свет, солнце – источники радости. Они несовместимы с рабством.



В послании «К Чаадаеву» есть надежда на лучшее. В стихотворении «Анчар» такой надежды нет.

5.

Работа над выразительным чтением.

- Прочитайте стихотворение ещё раз, соблюдая паузы, словесное и логическое ударение, правила орфоэпии.

Учащиеся самостоятельно готовятся к выразительному чтению стихотворения «Анчар».

6.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Анчар».

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за








 Заполняют бланк самооценки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!