4. | Введение нового материала. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар». | 1.Вступительное слово учителя. - Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать ему обобщённый характер. - Давайте обратимся к поэзии А.С.Пушкина. 2. Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения «Анчар» стр.181-182 3.Чтение стихотворения учащимися (после чтения проводится словарная работа). - Выделите при чтении композиционно - тематические части и определите, какие образы являются главными в каждой из них. 4.Работа над содержанием - Из скольких частей состоит стихотворение? -Какие два мира противопоставляются в сюжете"? - Какое значение в первой части имеет слово «один»? Представал ли прежде лирический герой стихотворений Пушкина одиноким? - Как строится пространство в стихотворении «Анчар»? - С чем ассоциируется слово «пустыня»? - Какие эпитеты использует автор для описания пустыни? - Скажите, о ком ещё мы можем сказать «чахлый и скупой»? - Пушкин наделяет пустыню чертами живого существа. В отличие от камня, песка какими чертами наделена пустыня? - Что же такое пустыня в первом четверостишии? - Какие ещё образы в первом четверостишии довершают образ пространства тёмной бесплодности? - «Чахлый», «скупой», «зноем раскаленной», «один». Какое настроение создают эти эпитеты? - Каков основной образ второй строфы, и в каких строчках он возникает? - Какими дарами награждает мать сына? - Как вы понимаете выражение «зелень мёртвую ветвей»? Что здесь противоречит логике вещей? -Какой предстаёт природа в стихотворении «Анчар»? - Как далее развивается тема одиночества анчара? - Какое значение имеет эпитет «тлетворный»? - Что происходит с дождём? - Что происходит во второй части стихотворения? Какое зло создаёт человек? - Почему же один человек смог повлиять на другого и послать его на верную смерть? - Если в первой части анчар - активный носитель зла, то чем же он становится во второй части? - Какими словами характеризуется образ рабства? - Каков образ князя? -Какие чувства вызывает образ раба? - Но раб – соучастник зла. Почему? - Действие стихотворения разворачивается в пустыне, но здесь нет слов «солнце», «свет». Почему? - Чем отличается стихотворение «Анчар» от послания «К Чаадаеву»? | & Работа со словарём: Анчар – дерево яда, воплощение зла. Чахлый – слабый, вянущий Породить -родить Вихорь – порывистый ветер Тлетворный –гибельный, вредоносный Оросить- полить, пропитать влагой Властный – имеющий право и власть Потечь –начать течь Чело - лоб Лыко – кусок коры от молодой липы, ивы и других лиственных деревьев Владыка -властелин Напитать – кормить пищей, снабжать Композиционно стихотворение можно разделить на 3 части: 1 часть (строфы 1-5) - это описание древа зла; 2 часть (строфы 6-8) - история раба и владыки; 3 часть (9 строфа) - гибель. Природа и люди: Не вызывают осуждения: анчар, как грозный часовой; природа в день гнева породила; птица не летит; тигр нейдёт; вызывают протест, осуждение: человек человека послал к анчару; властный взгляд; бедный раб у ног непобедимого владыки. Нигде лирический герой не представал изолированным, оторванным от мира, враждебным ему. Первое, что мы узнаём об анчаре, это то, что он один. Говорится о пустыне Жара, безлюдье, нет никакой растительности, кругом песок, нет воды. «В пустыне, чахлой и скупой». О человеке Способностью двигаться, волей, активностью. Это живое существо, имеющее злую волю и создающее окружающее зло. «На почве, зноем раскаленной». Настроение страха, ужаса. Образ нелюбимого, нежеланного сына, вызывающего ненависть своей матери. Напоила ветви и корни ядом. Зелень – это свежесть, прохлада, жизнь. Сочетание с эпитетом «мёртвую» - чудовищное нарушение норм природы. Природа предстаёт чудовищно искажённой. «К нему и птица не летит, и зверь нейдёт». Тлен – разрушение, гибель, уничтожение. Дождь – символ жизни, прохлады, свежести. Здесь он тоже становится источником смерти. Один человек заставляет другого человека идти к дереву яда. Потому что один раб, а другой царь. Во второй части он лишь инструмент в ещё более злых руках. «Раб послушно в путь потек». Он двойник анчара, источник зла и убийца. Владыка как угнетатель своего народа и захватчик, несущий смерть соседнему народу. Сочувствие, жалость. Он покорен. Он бы всё равно умер, если бы не пошёл, но живы остались бы другие люди. Свет, солнце – источники радости. Они несовместимы с рабством. В послании «К Чаадаеву» есть надежда на лучшее. В стихотворении «Анчар» такой надежды нет. |