СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 6 главы «Пугачёвщина».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить  ориентироваться в тексте;
    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;
    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 6 главы «Пугачёвщина».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 6 главы «Пугачёвщина».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Задачи:

  1. Образовательные:

    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить ориентироваться в тексте;

    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;

    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", толковые словари, компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?




 1. Ответить на вопросы по 5 главе. Выборочный пересказ «Жизнь в крепости стала несносной»:

Марья Ивановна почти с ним не говорила и избегала его. Дом коменданта стал для него постыл. Гринёв приучился сидеть один дома. С Швабриным встречался редко и неохотно. Жизнь сделалась несносной. Он потерял охоту к чтению и словесности. Дух его упал.

2. Прочитать 6 главу романа. Составить план главы.

3.

Сообщение темы урока


-Прочитайте тему урока.





– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.


Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы будем сравнивать …

Мы познакомимся с …

4.

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Анализ 6 главы «Пугачёвщина».






1.Словарная работа









2. Аналитическая беседа по прочитанной главе

Творческая работа.

- Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов».

Составьте небольшой рассказ.


















- Какое сообщение получил от генерала капитан Миронов?

- Какие меры были приняты в крепости? Дополните предложения.




- Какие приготовления начались в крепости после получения письма от генерала?



- Почему комендант посадил урядника под караул?

- Какое новое обстоятельство усилило беспокойство коменданта?

- О чём говорилось в воззвании Пугачёва?

- Кого они решили допросить о Пугачёве?

- Опишите башкирца.

-Почему башкирец ничего не рассказал о том, кто его подослал в крепость?

- Какую весть сообщила Василиса Егоровна?

-Почему комендантша отказалась уехать в Оренбург?

-Почему П.Гринёв забыл нарочно шпагу в доме коменданта?

Выборочное чтение «Сцена прощания Марьи Ивановны и П.Гринёва».

&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Попечение – здесь: забота, наблюдение.

Обедня – утренняя или ранняя дневная церковная служба.

Лазутчик – разведчик.

Увещевать – убеждать.

Розыск - дознание, следствие.

Работа в группах

Обширная и богатая Оренбургская губерния обитаема была множеством полудиких народов. Они часто поднимали восстание. Поэтому российское правительство принимало меры для удержания их в повиновении. Для этого были выстроены крепости и заселены казаками, которые должны были охранять спокойствие и безопасность края. Но в 1772 году произошло возмущение яицких казаков в их главном городе. Бунт усмирили, но мятежники выжидали удобного случая для возобновления беспорядков.



В крепости всего … человек. На казаков надежда … . Учредите … да ночные … . В случае нападения … да … солдат. Пушку … да хорошенько ….

На следующий день Иван Игнатьич вычистил пушку. Комендант послал урядника с поручением разведать хорошенько обо всём по соседним селениям.





5.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.


6.

Домашнее задание

Ответить на вопросы по 6 главе.

Выборочный пересказ:

Описание Оренбургской губернии в конце 1773 годах.

Прочитать 7 главу романа «Приступ». Составить план главы.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за






 Заполняют бланк самооценки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!