СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 7 главы «Приступ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Развивающие и коррекционные:
    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
    2. развивать умение учащихся  задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
    3. развивать умение работать в парах;
    4. развивать интеллектуально-образное  и эмоциональное восприятие художественного произведения;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 7 главы «Приступ».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 7 главы «Приступ».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Задачи:

  1. Образовательные:

    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить ориентироваться в тексте;

    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;

    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", толковые словари, компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?




 Ответить на вопросы по 6 главе.

Выборочный пересказ:

Описание Оренбургской губернии в конце 1773 годах.

Сообщения учащихся:

1 – ученик: Обширная и богатая Оренбургская губерния обитаема была множеством полудиких народов. Они часто поднимали восстание. Поэтому российское правительство принимало меры для удержания их в повиновении.

2 – ученик: Для этого были выстроены крепости и заселены казаками, которые должны были охранять спокойствие и безопасность края. Но в 1772 году произошло возмущение яицких казаков в их главном городе. Бунт усмирили, но мятежники выжидали удобного случая для возобновления беспорядков.


Прочитать 7 главу романа «Приступ». Составить план главы.

3.

Сообщение темы урока


-Прочитайте тему урока.





– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.


Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы будем сравнивать …

Мы познакомимся с …

4.

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Анализ 7 главы «Приступ».






1.Словарная работа














2. Аналитическая беседа по прочитанной главе

- Как понимаете название главы «Приступ»?

- Почему Марья Ивановна не смогла уехать в Оренбург?

- Кого увидел П.Гринёв недалеко от крепости?

- С какими словами обратился комендант к солдатам?

- О ком больше всего переживал П.Гринёв?

- Каким было войско Пугачёва?


Выборочное чтение сцены «Прощание Маши с родителями» (стр.156).

- Почему так быстро удалось Пугачёву взять крепость?

- Как вели себя немногочисленные защитники крепости?

- О чём хочет сказать автор фразой: «Народ повалил на площадь; нас погнали туда же»?

- Каким увидел Пугачёва Гринёв во вторую встречу?

- Как приняли смерть Иван Кузьмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?








- Почему Пугачёв не повесил П.Гринёва?

Творческая работа

- Проявление, каких черт Пугачева, мы наблюдаем в главе VII «Приступ»?






&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Стоять в ружьё – быть в боевой готовности.

Ранг – чин, звание.

Присяжные – здесь: присягнувшие, принявшие присягу.

Сайдак – лук с колчаном и стрелами.

Вор – здесь: разбойник, изменник.

Великодушный – здесь: человек, обладающий величием души.


Приступ – атака, штурм














Обробевший гарнизон не тронулся. Казаки перешли на сторону Пугачёва.

Комендант, Иван Игнатьич и Пётр Г. очутились за крепостным валом.




Зачитывают стр.157.


Дополните предложения:

Комендант отвечал твёрдым голосом: …

Самозванец – тот, который выдаёт себя за другого человека, присвоив его имя, звание.

Пётр Игнатьич: ты нам …; ты …

Василиса Егоровна: …



Работа в группах:

Жестокость - "Унять старую ведьму!",

беспощадность - "Вешать его!",

милосердие, благодарность - за тулуп или за БРАТА? - сохранил жизнь Гринёву.



ВЫВОД: Противоречивость натуры Пугачева.


5.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.


6.

Домашнее задание

Ответить на вопросы по 7 главе.

Выучить выводы.

Прочитать 8 главу романа «Незваный гость». Составить план главы.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за






 Заполняют бланк самооценки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!