СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 8 главы «Незваный гость».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить  ориентироваться в тексте;
    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;
    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 8 главы «Незваный гость».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 8 главы «Незваный гость».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Задачи:

  1. Образовательные:

    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить ориентироваться в тексте;

    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;

    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", толковые словари, компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?




 Ответить на вопросы по 7 главе. Выучить выводы.

Прочитать 8 главу романа «Незваный гость». Составить план главы.

3.

Сообщение темы урока


-Прочитайте тему урока.





– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.


Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы будем сравнивать …

Мы познакомимся с …

4.

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Анализ 8 главы «Незваный гость».






1.Словарная работа









2. Аналитическая беседа по прочитанной главе

-Прочитайте эпиграф к этой главе. В чём его смысл?





- Каким увидел Гринёв коменданский дом?

- Где находилась Марья Ивановна?

- Что делали разбойники в крепости?

- Почему Пугачёв оставил в живых П.Гринёва? Как он об этом говорит?


- О чём размышлял Гринёв?

Дополните предложения.







- Какую картину увидел П.Гринёв в комендантском доме? Каким предстал перед ним Пугачёв?





- Кого Гринёв называет «новобранными изменниками» и почему?

- Каким предстал Петруше военный совет Пугачёва?

- Какие настроения пугачёвцев передаёт бурлацкая песня?

Чтение в лицах эпизода «Вторая встреча П.Гринёва с Пугачёвым» стр.165 – 166

- Почему П.Гринёв отказался служить Пугачёву?



- Почему Пугачёв простил дерзкие и правдивые речи Гринёва?

&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Кивот – небольшой шкаф, подставка для икон.

Келья – здесь: небольшая комната уединённо живущего человека.

Добродетель – добро, стремление к добру.


Говорится обычно с досадой о человеке, пришедшем в гости без приглашения или не вовремя.

Гость был незваным и нежданным.



У попадьи Акулины Памфиловны.



Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: …


 «Оставаться в крепости, подвластной злодею, было … . Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть … . Любовь советовала мне оставаться при … и быть её … и … .



Пугачёв сидел на первом месте, облокотясь на стол и подпирая чёрную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого.


Швабрина и урядника.

Изменник – тот, кто совершил измену, предательство.







Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу.


«Моя искренность поразила Пугачёва»

5.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.


6.

Домашнее задание

Ответить на вопросы по 8 главе.

Выучить выводы.

Прочитать 9 главу романа «Разлука». Составить план главы.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за






 Заполняют бланк самооценки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!