СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 1 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». День Онегина в Петербурге.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему;
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе 1 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 1 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». День Онегина в Петербурге.

Цели урока:

  • Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему;

  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

 Ход урока

1.Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

3.Целевая установка

Сегодня вы войдете в художественный мир романа, узнаете историю его создания, совершите удивительное путешествие по страницам произведения.

4.Слово учителя (история романа, сюжетно-композиционные особенности)

Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830). Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа. Здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва.

Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. 2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский.

Композиция: Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация.

В романе 2 героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это художественный образ. Действие развивается с 1819 по 1825 год.

5.Анализ 1 главы «День Онегина» (история болезни души Онегина)

-Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин? (Глава открывается внутренним монологом героя. Недоволен тем, что надо подчиняться тому, в чём не видит смысла, но что приходится исполнять – устройство собственного благополучия, подорванного долгами).

-Почему Онегин соглашается на роль, которую он сам оценил как «низкое коварство»? (Онегин равнодушен ко всему, кроме чувства собственного достоинства и независимости).

-Расскажите об образе жизни юного Онегина, столичного повесы, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании.

Повеса - человек, ведущий праздный, легкомысленный образ жизни, проводящий время в проказах, бездельник

Биография Онегина

  1. Воспитание (3-4 строфы)

  2. Образование (5 строфа)

  3. Круг чтения (6-8 строфы)

  4. Интересы (10-12 строфы)

-Какое воспитание получил Онегин?

Дополните предложения:

Родился на …; отец жил …; давал ежегодно … и промотался.

Судьба Евгения хранила: сперва за ним ходила …, потом … её сменил; Евгений учился ….

Промотаться – обеднеть, разориться

-Почему свет решил, что «он умён и очень мил»?

В юности Евгений … по последней моде, одет как …. Он … мог изъясняться и …. Легко … танцевал.

Вывод: Он видит в моде почти закон жизни. Зависит от света, оглядывается на мнение окружающих.

-Что мы узнаём об образовании Онегина? («Онегин был по мненью многих учёный малый, но педант: …»).

-Прочитайте, каков был круг чтения Евгения? (Эпиграммы разбирал, помнил из Энеиды два стиха; не мог отличить ямб от хорея; читал Адама Смита).

-Каковы его интересы? (была наука страсти нежной).

Описание распорядка дня Евгения Онегина

-Из чего складывается день главного героя? Проследим за «маршрутом» Онегина.

1. Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар.

  • Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – карманные часы с боем

Онегин живёт по часам, а не по своим желаниям.

2. «К Таlon помчался он…» (строфа 16).

  • Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина (передовой, мыслящий человек).

-В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет.

-Что ели дворяне в ресторане в те годы?

3. Онегин в театре. Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)

-Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? (театр для Онегина лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Его больше интересуют интрижки с актрисами, чем сцена. Для автора – волшебный край, вдохновление).

-Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его (строфа 21)

Кабинет Онегина

-Вспомните, как выглядит кабинет Онегина? (строфа 23-26)

(Перечисление украшающих кабинет Онегина вещей (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребенки, пилочки и т.д.), воссоздает типичную обстановку жизни молодого человека петербургского света).

-Опишите одежду Онегина.

4. Онегин на балу (строфы 27-28, 33-34) Выборочное чтение.

- Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?

-Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине?

-Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково? (Онегин – «непостоянный обожатель очаровательных актрис», а для автора они «мои богини». Любовь неведома Онегину, для автора это высокое чувство).

5. Возвращение домой. (Онегин возвращается домой уже поутру).

-Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? («Проснётся за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера»). Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга.

-При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?

Причины хандры Онегина (строфа 37-38. 43)

Хандра – скука, мрачное настроение

  • Праздная жизнь быстро утомляет.

-Каковы его черты? (Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты).

-Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света? (Высший свет – общество фальшивое).

-Каким образом он хотел избавиться от скуки? (Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой; пытался сделаться писателем, «но труд упорный ему был тошен»; уехал в деревню)

-Избавился ли он от скуки в дереве? (Он не способен видеть красоты природы).

-Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре? (Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями).

Вывод по 1 главе: Герой не увлечен столичной жизнью. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям. Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Им овладела охота к перемене мест.


6.Домашнее задание:

  • Перечитать 2 главу

  • Подготовить рассказ о жизни Онегина в Петербурге

  • Выполнить задания теста


Приложение №1

Тест по 1 главе.

Дополните предложения:

1.Онегин, добрый мой …

2.Онегин родился на …

3.Француз учил его …

4.Онегин одевался по …

5.Он по – французски мог … и …

6.Свет решил, что он .. и ..

7.Онегин читал …

8.Евгений рано познал науку …

9.К Talon помчался: там уж ждёт его ..

10.Всё украшало кабинет для …, для …

11.Мой Онегин, …, в своей одежде был педант.

12.Рано … остыли, ему … света шум, … и надоели.

13.Им овладела понемногу …

14.Онегин за перо взялся, но …

15.Книги тоже надоели, потому что там …, там .. иль …

16.Онегин едет к дяде, чтобы …




Просмотр содержимого документа
«Расскажите о жизни Онегина в Петербурге»

Расскажите о жизни Онегина в Петербурге

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков. Ему не нужно было работать, он не умел и не хотел трудиться «труд упорный ему был тошен». В 1 главе мы узнаем о бездельной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами. Он рос без матери; его воспитанием занимались отец, иностранные гувернеры. Они почти ничему не научили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Из Онегина вырос человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку.

Расскажите о жизни Онегина в Петербурге

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков. Ему не нужно было работать, он не умел и не хотел трудиться «труд упорный ему был тошен». В 1 главе мы узнаем о бездельной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами. Он рос без матери; его воспитанием занимались отец, иностранные гувернеры. Они почти ничему не научили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Из Онегина вырос человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку.

Расскажите о жизни Онегина в Петербурге

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков. Ему не нужно было работать, он не умел и не хотел трудиться «труд упорный ему был тошен». В 1 главе мы узнаем о бездельной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами. Он рос без матери; его воспитанием занимались отец, иностранные гувернеры. Они почти ничему не научили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Из Онегина вырос человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку.



. – Расскажите о жизни Онегина в Петербурге

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков. Ему не нужно было работать, он не умел и не хотел трудиться «труд упорный ему был тошен». В 1 главе мы узнаем о бездельной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами. Он рос без матери; его воспитанием занимались отец, иностранные гувернеры. Они почти ничему не научили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Из Онегина вырос человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку.



Просмотр содержимого презентации
«Евгений Онегин 1 глава»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Анализ 1 главы. День Онегина в Петербурге.     Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 1 главы.

День Онегина в Петербурге.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

История романа, сюжетно-композиционные особенности  Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830). Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа. Здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва.

История романа, сюжетно-композиционные особенности

Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830). Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа. Здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва.

История романа, сюжетно-композиционные особенности   Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. 2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский. Композиция: Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация. В романе 2 героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это художественный образ. Действие развивается с 1819 по 1825 год.

История романа, сюжетно-композиционные особенности

  • Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. 2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский.
  • Композиция: Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация.
  • В романе 2 героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это художественный образ. Действие развивается с 1819 по 1825 год.

Учимся понимать текст -Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин?  -Расскажите об образе жизни юного Онегина, столичного повесы, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании.  Повеса -  человек, ведущий праздный, легкомысленный образ жизни, проводящий время в проказах, бездельник

Учимся понимать текст

-Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин?

-Расскажите об образе жизни юного Онегина, столичного повесы, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании.

Повеса - человек, ведущий праздный, легкомысленный образ жизни, проводящий время в проказах, бездельник

Учимся понимать текст Биография Онегина Воспитание (3-4 строфы) Образование (5 строфа) Круг чтения (6-8 строфы) Интересы (10-12 строфы)

Учимся понимать текст

Биография Онегина

  • Воспитание

(3-4 строфы)

  • Образование

(5 строфа)

  • Круг чтения

(6-8 строфы)

  • Интересы

(10-12 строфы)

Учимся понимать текст -Какое воспитание получил Онегин? Дополните предложения:

Учимся понимать текст

-Какое воспитание получил Онегин?

Дополните предложения:

  • Родился на …; отец жил …; давал ежегодно … и промотался.
  • Судьба Евгения хранила: сперва за ним ходила …, потом … её сменил; Евгений учился ….
  • Промотаться обеднеть, разориться
Учимся понимать текст -Почему свет решил, что «он умён и очень мил»? В юности Евгений … по последней моде, одет как …. Он … мог изъясняться и …. Легко … танцевал. Вывод:  Он видит в моде почти закон жизни. Зависит от света, оглядывается на мнение окружающих. -Что мы узнаём об образовании Онегина? -Прочитайте, каков был круг чтения Евгения? - Каковы его интересы?

Учимся понимать текст

-Почему свет решил, что «он умён и очень мил»?

  • В юности Евгений … по последней моде, одет как …. Он … мог изъясняться и …. Легко … танцевал.

Вывод: Он видит в моде почти закон жизни. Зависит от света, оглядывается на мнение окружающих.

-Что мы узнаём об образовании Онегина?

-Прочитайте, каков был круг чтения Евгения?

- Каковы его интересы?

Описание распорядка дня Евгения Онегина   - Из чего складывается день главного героя? Проследим за «маршрутом» Онегина. 1. Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар. Боливар  – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – карманные часы с боем Онегин живёт по часам, а не по своим желаниям.

Описание распорядка дня Евгения Онегина

- Из чего складывается день главного героя? Проследим за «маршрутом» Онегина.

1. Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар.

Боливар шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху

Брегет карманные часы с боем

Онегин живёт по часам, а не по своим желаниям.

Описание распорядка дня Евгения Онегина   2. «К Таlon помчался он…» (строфа 16). Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина (передовой, мыслящий человек). -В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. -Что ели дворяне в ресторане в те годы?

Описание распорядка дня Евгения Онегина

2. «К Таlon помчался он…» (строфа 16).

Каверин друг Пушкина, он же друг Онегина (передовой, мыслящий человек).

-В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет.

-Что ели дворяне в ресторане в те годы?

Описание распорядка дня Евгения Онегина   Онегин в театре. Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22) -Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? -Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его (строфа 21)

Описание распорядка дня Евгения Онегина

Онегин в театре. Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)

-Как Пушкин относится к театру, а как Онегин?

-Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его (строфа 21)

Описание распорядка дня Евгения Онегина   Кабинет Онегина -Вспомните, как выглядит кабинет Онегина? (строфа 23-26) -Опишите одежду Онегина.

Описание распорядка дня Евгения Онегина

Кабинет Онегина

-Вспомните, как выглядит кабинет Онегина? (строфа 23-26)

-Опишите одежду Онегина.

Описание распорядка дня Евгения Онегина Онегин на балу  (строфы 27-28, 33-34) Выборочное чтение. - Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу? -Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине? -Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?

Описание распорядка дня Евгения Онегина

Онегин на балу (строфы 27-28, 33-34) Выборочное чтение.

- Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?

-Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине?

-Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?

Описание распорядка дня Евгения Онегина Онегин на балу  (строфы 27-28, 33-34) Выборочное чтение. - Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу? -Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине? -Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?

Описание распорядка дня Евгения Онегина

Онегин на балу (строфы 27-28, 33-34) Выборочное чтение.

- Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?

-Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине?

-Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?

Учимся понимать текст Причины хандры Онегина (строфа 37-38. 43) Хандра – скука, мрачное настроение Праздная жизнь быстро утомляет. -Каковы его черты? -Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света? -Каким образом он хотел избавиться от скуки? -Избавился ли он от скуки в дереве?

Учимся понимать текст

Причины хандры Онегина (строфа 37-38. 43)

Хандра скука, мрачное настроение

  • Праздная жизнь быстро утомляет.

-Каковы его черты?

-Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?

-Каким образом он хотел избавиться от скуки?

-Избавился ли он от скуки в дереве?

Учимся понимать текст Причины хандры Онегина (строфа 37-38. 43) Хандра – скука, мрачное настроение Праздная жизнь быстро утомляет. -Каковы его черты? -Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света? -Каким образом он хотел избавиться от скуки? -Избавился ли он от скуки в дереве?

Учимся понимать текст

Причины хандры Онегина (строфа 37-38. 43)

Хандра скука, мрачное настроение

  • Праздная жизнь быстро утомляет.

-Каковы его черты?

-Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?

-Каким образом он хотел избавиться от скуки?

-Избавился ли он от скуки в дереве?

Вывод по 1 главе:   Герой не увлечён столичной жизнью. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям. Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Им овладела охота к перемене мест.

Вывод по 1 главе:

Герой не увлечён столичной жизнью. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям. Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Им овладела охота к перемене мест.

Вывод по 1 главе:   Герой не увлечён столичной жизнью. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям. Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Им овладела охота к перемене мест.

Вывод по 1 главе:

Герой не увлечён столичной жизнью. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям. Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Им овладела охота к перемене мест.

Тест по 1 главе:  Дополните предложения: 1.Онегин, добрый мой … 2.Онегин родился на … 3.Француз учил его … 4.Онегин одевался по … 5.Он по – французски мог … и … 6.Свет решил, что он .. и .. 7.Онегин читал … 8.Евгений рано познал науку …

Тест по 1 главе:

Дополните предложения:

1.Онегин, добрый мой …

2.Онегин родился на …

3.Француз учил его …

4.Онегин одевался по …

5.Он по – французски мог … и …

6.Свет решил, что он .. и ..

7.Онегин читал …

8.Евгений рано познал науку …

Тест по 1 главе:  Дополните предложения: 9.К Talon помчался: там уж ждёт его .. 10.Всё украшало кабинет для …, для … 11.Мой Онегин, … , в своей одежде был педант. 12.Рано … остыли, ему … света шум, … и надоели. 13.Им овладела понемногу … 14.Онегин за перо взялся, но … 15.Книги тоже надоели, потому что там …, там .. иль … 16.Онегин едет к дяде, чтобы …

Тест по 1 главе:

Дополните предложения:

9.К Talon помчался: там уж ждёт его ..

10.Всё украшало кабинет для …, для …

11.Мой Онегин, … , в своей одежде был педант.

12.Рано … остыли, ему … света шум, … и надоели.

13.Им овладела понемногу …

14.Онегин за перо взялся, но …

15.Книги тоже надоели, потому что там …, там .. иль …

16.Онегин едет к дяде, чтобы …

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • 1. Перечитать 2 главу
  • Подготовить рассказ о жизни Онегина в Петербурге
  • Выполнить задания теста


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!