Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 1 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». День Онегина в Петербурге.
Цели урока:
Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему;
совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Проверка домашнего задания.
3.Целевая установка
Сегодня вы войдете в художественный мир романа, узнаете историю его создания, совершите удивительное путешествие по страницам произведения.
4.Слово учителя (история романа, сюжетно-композиционные особенности)
Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830). Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа. Здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва.
Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. 2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский.
Композиция: Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация.
В романе 2 героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это художественный образ. Действие развивается с 1819 по 1825 год.
5.Анализ 1 главы «День Онегина» (история болезни души Онегина)
-Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин? (Глава открывается внутренним монологом героя. Недоволен тем, что надо подчиняться тому, в чём не видит смысла, но что приходится исполнять – устройство собственного благополучия, подорванного долгами).
-Почему Онегин соглашается на роль, которую он сам оценил как «низкое коварство»? (Онегин равнодушен ко всему, кроме чувства собственного достоинства и независимости).
-Расскажите об образе жизни юного Онегина, столичного повесы, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании.
Повеса - человек, ведущий праздный, легкомысленный образ жизни, проводящий время в проказах, бездельник
Биография Онегина
Воспитание (3-4 строфы)
Образование (5 строфа)
Круг чтения (6-8 строфы)
Интересы (10-12 строфы)
-Какое воспитание получил Онегин?
Дополните предложения:
Родился на …; отец жил …; давал ежегодно … и промотался.
Судьба Евгения хранила: сперва за ним ходила …, потом … её сменил; Евгений учился ….
Промотаться – обеднеть, разориться
-Почему свет решил, что «он умён и очень мил»?
В юности Евгений … по последней моде, одет как …. Он … мог изъясняться и …. Легко … танцевал.
Вывод: Он видит в моде почти закон жизни. Зависит от света, оглядывается на мнение окружающих.
-Что мы узнаём об образовании Онегина? («Онегин был по мненью многих учёный малый, но педант: …»).
-Прочитайте, каков был круг чтения Евгения? (Эпиграммы разбирал, помнил из Энеиды два стиха; не мог отличить ямб от хорея; читал Адама Смита).
-Каковы его интересы? (была наука страсти нежной).
Описание распорядка дня Евгения Онегина
-Из чего складывается день главного героя? Проследим за «маршрутом» Онегина.
1. Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар.
Онегин живёт по часам, а не по своим желаниям.
2. «К Таlon помчался он…» (строфа 16).
-В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет.
-Что ели дворяне в ресторане в те годы?
3. Онегин в театре. Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)
-Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? (театр для Онегина лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Его больше интересуют интрижки с актрисами, чем сцена. Для автора – волшебный край, вдохновление).
-Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его (строфа 21)
Кабинет Онегина
-Вспомните, как выглядит кабинет Онегина? (строфа 23-26)
(Перечисление украшающих кабинет Онегина вещей (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребенки, пилочки и т.д.), воссоздает типичную обстановку жизни молодого человека петербургского света).
-Опишите одежду Онегина.
4. Онегин на балу (строфы 27-28, 33-34) Выборочное чтение.
- Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?
-Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине?
-Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково? (Онегин – «непостоянный обожатель очаровательных актрис», а для автора они «мои богини». Любовь неведома Онегину, для автора это высокое чувство).
5. Возвращение домой. (Онегин возвращается домой уже поутру).
-Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? («Проснётся за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера»). Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга.
-При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?
Причины хандры Онегина (строфа 37-38. 43)
Хандра – скука, мрачное настроение
-Каковы его черты? (Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты).
-Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света? (Высший свет – общество фальшивое).
-Каким образом он хотел избавиться от скуки? (Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой; пытался сделаться писателем, «но труд упорный ему был тошен»; уехал в деревню)
-Избавился ли он от скуки в дереве? (Он не способен видеть красоты природы).
-Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре? (Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями).
Вывод по 1 главе: Герой не увлечен столичной жизнью. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям. Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Им овладела охота к перемене мест.
6.Домашнее задание:
Приложение №1
Тест по 1 главе.
Дополните предложения:
1.Онегин, добрый мой …
2.Онегин родился на …
3.Француз учил его …
4.Онегин одевался по …
5.Он по – французски мог … и …
6.Свет решил, что он .. и ..
7.Онегин читал …
8.Евгений рано познал науку …
9.К Talon помчался: там уж ждёт его ..
10.Всё украшало кабинет для …, для …
11.Мой Онегин, …, в своей одежде был педант.
12.Рано … остыли, ему … света шум, … и надоели.
13.Им овладела понемногу …
14.Онегин за перо взялся, но …
15.Книги тоже надоели, потому что там …, там .. иль …
16.Онегин едет к дяде, чтобы …