Конспект урока по литературе на тему: Любовная лирика А.С.Пушкина.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Цели: изучить любовную лирику Пушкина, раскрыть её духовный потенциал; обучить выразительному чтению стихотворения; обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики; воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к женской красоте
Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Пушкина в южный период, учебник: Литература, 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г, компьютер.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания (чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»).
II. Работа над темой урока «Любовная лирика А.С.Пушкина».
1.Сообщение темы урока
-Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому – любовь, и попытаемся понять, а что такое любовь, как это чувство развивается и каким бывает. И помогут нам в этом пленительные стихи великого А.С.Пушкина.
2. Анализ стихотворения «На холмах Грузии» (1829 г).
1). Чтение учителем или заранее подготовленным учеником наизусть стихотворения «На холмах Грузии»
2). Беседа по содержанию
-Определите тему этого стихотворения.
-Какие строчки вы считаете самыми главными, ключевыми? («Мне грустно и легко», «Печаль моя светла», «Печаль моя полна тобою...» или «И сердце вновь горит и любит — оттого, // Что не любить оно не может».)
- Каким чувством проникнуто стихотворение? (Грустью, светлой печалью)
-Для какого жанра характерна грусть, печаль, задумчивость? (Элегия)
Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустью.
- Какие признаки этого жанра есть в строке: “Печаль моя полна тобою…”. (В этой строке переданы состояние души, грусть лирического героя.)
- Замените эту фразу синонимичным выражением. (Я грущу по тебе.)
-Почему лирическому герою грустно? (разлука с любимой, безответная любовь, невозможность быть вместе)
-Почему же тогда легко? (Объяснение даёт выражение «печаль моя светла…». Печаль пронизана светом).
-Каким светом? Светом чего?
И в следующем стихе мы найдём объяснение: «Печаль моя полна тобою». И именно она становится источником света, любви! Ведь это жизнеутверждающее чувство. Поэтому и легко.
Вывод: Любовь - это источник света.
- Давайте определим способы выражения грусти. С чего начинается стихотворение? (с пейзажной зарисовки).
- Какова роль пейзажа? (Он создаёт эмоциональный настрой у читателя и гармонирует с душевным состоянием лирического героя. Он находится в согласии с окружающим пейзажем: задумчиво-спокойным, умиротворённым).
-В душе лирического героя радость и грусть соседствуют. Почему радость? (Любовь – это радость, счастье). Почему грусть? (Любовь неразделённая).
& Работа со словарём:
Неразделённый - безответный
-Как меняется интонация последних стихов? (Эти четверостишья на контрасте. Не случайно после первого стоит многоточие.
- Сколько глаголов? (6). И что это даёт? (Спокойно-печальная, повествовательная интонация делается более напряжённой)
- Найдите метафору. Как понимаете «Сердце горит»? (горит, пылает, волнует-живёт)
-А отчего оно горит-живёт? (оттого, что не любить оно не может).
Вывод: Любовь для Пушкина не только источник света, но и сама жизнь.
-Это стихотворение не просто о любви, а о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все чувства, любви поэтической, возвышенной, заключающей в себя всю гамму переживаний: от тихой нежности до бурной страсти, о любви животворящей, которая может творить чудеса.
3) Работа над композицией стихотворения.
-Как построено стихотворение? Какова его композиция?
-В стихотворении сопоставляется (соотносится) мир внешний и внутреннее состояние поэта. Давайте определим ключевые образы внешнего мира:
*образы горных вершин
*глубокой реки, шумящей в темноте
*тишина, которую нарушает только шум реки
*ночная мгла
-Итак, тёмная южная ночь, видны очертания гор, не слышно ничего, кроме однотонного шума реки. Спокойствие и гармония в природе.
-Как называется такой пейзаж? (Романтический).
-Поэт на фоне романтического пейзажа - наедине со своим чувством, таким же романтическим и поэтичным.
-Определите ключевые слова, передающие состояние героя:
* грустно и легко
* печаль светла
* унынье
& Работа со словарём:
Уныние – безнадежная печаль, скука
Выводы: Это стихотворение не просто о любви, а о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все чувства, любви поэтической, возвышенной, заключающей в себя всю гамму переживаний: от тихой нежности до бурной страсти, о любви животворящей, которая может творить чудеса.
3. Анализ стихотворения «Я вас любил» (1829 г)
1).Выразительное чтение стихотворения. Беседа по вопросам:
-Каков жанр стихотворения? (Жанр стихотворения – обращение. Это разговор с любимой).
-Какова тема стихотворения? (Тема стихотворения – любовь. Любовь неразделанная, безответная).
- Каким чувством проникнуто стихотворение? (В нем звенит печальная, грустная нота, ведь происходит прощание, если не с любовью, то с любимой женщиной: “…любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем”. В его душе оживает любовь – воспоминание!).
-Какая это была любовь? Подтвердите средствами поэтической выразительности.
(Это была любовь невысказанная, «безмолвная», безответная, неразделённая, чистая, высокая, бескорыстная, не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью).
-Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви? (Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину также искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности).
- Почему автор повторяет фразу “Я вас любил” несколько раз? (Эта фраза передает глубину чувства, переживаний человека, расставшегося с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви).
-В каком времени использованы глаголы? Почему? (В прошедшем времени, чтобы показать, что любовь - прошлое, её не вернуть)
-Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте? (В этом стихотворении нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит через воспоминания).
Вывод:
Стихотворение «Я вас любил» пронизано оптимизмом, верой в жизнь, в его способность любить и дарить любовь.
4. Заключительное слово учителя
Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передаёт все основные оттенки и этапы развития любовного чувства и который сохранил множество прекрасных женских портретов.
III. Подведение итогов урока. Домашнее задание (выучить наизусть одно из стихотворений любовной лирики А.С.Пушкина)