СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: Любовная лирика А.С.Пушкина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: изучить любовную лирику Пушкина, раскрыть её духовный потенциал; обучить выразительному чтению стихотворения; обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики; воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к женской красоте

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: Любовная лирика А.С.Пушкина.»

Конспект урока по литературе на тему: Любовная лирика А.С.Пушкина.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели: изучить любовную лирику Пушкина, раскрыть её духовный потенциал; обучить выразительному чтению стихотворения; обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики; воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к женской красоте

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Пушкина в южный период, учебник: Литература, 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г, компьютер.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания (чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»).

II. Работа над темой урока «Любовная лирика А.С.Пушкина».

1.Сообщение темы урока

-Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому – любовь, и попытаемся понять, а что такое любовь, как это чувство развивается и каким бывает. И помогут нам в этом пленительные стихи великого А.С.Пушкина.

2. Анализ стихотворения «На холмах Грузии» (1829 г).

1). Чтение учителем или заранее подготовленным учеником наизусть стихотворения «На холмах Грузии»

2). Беседа по содержанию

-Определите тему этого стихотворения.

-Какие строчки вы считаете самыми главными, ключевыми? («Мне грустно и легко», «Печаль моя светла», «Печаль моя полна тобою...» или «И сердце вновь горит и любит — оттого, // Что не любить оно не может».)

- Каким чувством проникнуто стихотворение? (Грустью, светлой печалью)

-Для какого жанра характерна грусть, печаль, задумчивость? (Элегия)

Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

- Какие признаки этого жанра есть в строке: “Печаль моя полна тобою…”. (В этой строке переданы состояние души, грусть лирического героя.)

- Замените эту фразу синонимичным выражением. (Я грущу по тебе.)

-Почему лирическому герою грустно? (разлука с любимой, безответная любовь, невозможность быть вместе)

-Почему же тогда легко? бъяснение даёт выражение «печаль моя светла…». Печаль пронизана светом).

-Каким светом? Светом чего?

И в следующем стихе мы найдём объяснение: «Печаль моя полна тобою». И именно она становится источником света, любви! Ведь это жизнеутверждающее чувство. Поэтому и легко.

Вывод: Любовь - это источник света.

- Давайте определим способы выражения грусти. С чего начинается стихотворение? (с пейзажной зарисовки).

- Какова роль пейзажа? (Он создаёт эмоциональный настрой у читателя и гармонирует с душевным состоянием лирического героя. Он находится в согласии с окружающим пейзажем: задумчиво-спокойным, умиротворённым).

-В душе лирического героя радость и грусть соседствуют. Почему радость? (Любовь – это радость, счастье). Почему грусть? (Любовь неразделённая).

& Работа со словарём:

Неразделённый - безответный

-Как меняется интонация последних стихов? (Эти четверостишья на контрасте. Не случайно после первого стоит многоточие.

- Сколько глаголов? (6). И что это даёт? (Спокойно-печальная, повествовательная интонация делается более напряжённой)

- Найдите метафору. Как понимаете «Сердце горит»? (горит, пылает, волнует-живёт)

-А отчего оно горит-живёт? (оттого, что не любить оно не может).

Вывод: Любовь для Пушкина не только источник света, но и сама жизнь.

-Это стихотворение не просто о любви, а о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все чувства, любви поэтической, возвышенной, заключающей в себя всю гамму переживаний: от тихой нежности до бурной страсти, о любви животворящей, которая может творить чудеса.

3) Работа над композицией стихотворения.

-Как построено стихотворение? Какова его композиция?

-В стихотворении сопоставляется (соотносится) мир внешний и внутреннее состояние поэта. Давайте определим ключевые образы внешнего мира:

*образы горных вершин

*глубокой реки, шумящей в темноте

*тишина, которую нарушает только шум реки

*ночная мгла

-Итак, тёмная южная ночь, видны очертания гор, не слышно ничего, кроме однотонного шума реки. Спокойствие и гармония в природе.

-Как называется такой пейзаж? (Романтический).

-Поэт на фоне романтического пейзажа - наедине со своим чувством, таким же романтическим и поэтичным.

-Определите ключевые слова, передающие состояние героя:

* грустно и легко

* печаль светла

* унынье

& Работа со словарём:

Уныние – безнадежная печаль, скука


Выводы: Это стихотворение не просто о любви, а о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все чувства, любви поэтической, возвышенной, заключающей в себя всю гамму переживаний: от тихой нежности до бурной страсти, о любви животворящей, которая может творить чудеса.

3. Анализ стихотворения «Я вас любил» (1829 г)

1).Выразительное чтение стихотворения. Беседа по вопросам:

-Каков жанр стихотворения? (Жанр стихотворения – обращение. Это разговор с любимой).

-Какова тема стихотворения? (Тема стихотворения – любовь. Любовь неразделанная, безответная).

- Каким чувством проникнуто стихотворение? (В нем звенит печальная, грустная нота, ведь происходит прощание, если не с любовью, то с любимой женщиной: “…любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем”. В его душе оживает любовь – воспоминание!).

-Какая это была любовь? Подтвердите средствами поэтической выразительности.

(Это была любовь невысказанная, «безмолвная», безответная, неразделённая, чистая, высокая, бескорыстная, не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью).

-Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви? (Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину также искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности).

- Почему автор повторяет фразу “Я вас любил” несколько раз? (Эта фраза передает глубину чувства, переживаний человека, расставшегося с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви).

-В каком времени использованы глаголы? Почему? (В прошедшем времени, чтобы показать, что любовь - прошлое, её не вернуть)

-Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте? (В этом стихотворении нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит через воспоминания).

Вывод:

Стихотворение «Я вас любил» пронизано оптимизмом, верой в жизнь, в его способность любить и дарить любовь.

4. Заключительное слово учителя

Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передаёт все основные оттенки и этапы развития любовного чувства и который сохранил множество прекрасных женских портретов.

III. Подведение итогов урока. Домашнее задание (выучить наизусть одно из стихотворений любовной лирики А.С.Пушкина)














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!