СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ содержания 2 главы «Мир Москвы купеческой».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Образовательные:
    1. развивать навыки анализа лиро-эпического произведения;
    2.  формировать умение давать портретные характеристики героям;
    3. объяснить, как картины быта помогают понять характеры и идею произведения;
    4. формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ содержания 2 главы «Мир Москвы купеческой».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ содержания 2 главы «Мир Москвы купеческой».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели:

  1. Образовательные:

    1. развивать навыки анализа лиро-эпического произведения;

    2. формировать умение давать портретные характеристики героям;

    3. объяснить, как картины быта помогают понять характеры и идею произведения;

    4. формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать речь учащихся, ввести термины: опричник, опричнина, порочить

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету;

    4. способствовать развитию информационной культуры детей.

    5. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    6. развивать логического мышления;

    7. развивать речевую деятельность - самостоятельные связные высказывания в устной форме;

    8. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

3.1 способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

3.2 воспитание у учащихся нравственных качеств через образы поэмы Лермонтова;

3.3 способствовать развитию интереса к историческому прошлому России;

Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина) 7 класс; портрет М.Ю. Лермонтова; иллюстрации к «Песня про царя Ивана Васильевича…»; раздаточные карточки со справочным материалом и с заданиями, презентация.


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.





- Что было задано на дом?



1. Прочитать “Песню про купца Калашникова…” М. Ю. Лермонтова.

2. Подготовить рассказ об эпохе Ивана IV, используя записи в тетрадях и учебник.

3. Какую характеристику даёт автор Кирибеевичу в 1 части поэмы?

Кирибеевич- опричник, из роду Скуратовых, семьи Малютиной.

  • «удалой боец»

  • «буйный молодец»

  • «молодой боец»

  • «добрый молодец»

  • «лукавый раб»

  • «верный слуга»

  • «младой голубь сизокрылый»

Внешность: «очи чёрные», «широка грудь», «голова кудрявая», «парчёвый кафтан», «шапка соболиная»

Кирибеевич откровенно говорит Царю о причине своей тоски, признается в своих чувствах к Алене Дмитриевне.

Он себя считает недостойным рабом царя, говорит о том, что не дорожит своей жизнью. Кирибеевич хвастлив, никто не может его сбить на кулачном бою. «Не родилась та рука заколдованная ни в боярском роду, ни в купеческом». Но не всю правду сказал Кирибеевич, он не сказал царю, что Алена Дмитриевна замужем.

Ох ты гой еси , царь Иван Васильевич!

Обманул тебя твой лукавый раб.

Кирибеевич не считается с Божьим законом, преследует замужнюю, венчанную в церкви Алёну Дмитриевну.

4.Разобрать тестовые задания по 1 части (Приложение №1)

3.

Сообщение темы урока


- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Сегодня мы продолжим анализировать «Песню про …»


– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «Песнь про царя Ивана Васильевича …».






Мы будем анализировать …

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…


4.

Введение нового материала. Работа над темой:

«М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Анализ 2 части поэмы «Мир Москвы купеческой»












Анализ 2 главы

- Во второй части поэмы говорится о мире Москвы купеческой.

-Кто является представителем купечества в “Песне…”?


-Где находится лавочка Степана Парамоновича?





-В какое время он возвращается домой?

-Где находится дом купца?

- Чему удивился Степан Парамонович, придя вечером домой? Ответ найдите в тексте.
- Какие же взаимоотношения царят в семье? Проследите по тексту второй части.
- Устои купеческой семьи традиционны. Мир купеческой Москвы живет по своим суровым законам.

-Как они называются?




- Что сообщила старая работница купцу?

-Куда пошла Алёна Дмитриевна?

-Почему Степан Парамонович так реагирует на опоздание жены? Что в ее виде его больше всего поражает?





-Какова речь Степана Парамоновича?



-Почему Алена Дмитриевна даже после этих слов обращается к мужу «Государь мой, красно солнышко». Кем для нее является муж?


-О чём рассказала Алёна Дмитриевна мужу? Ответ найдите в тексте.

-Какую характеристику даёт Алёна Дмитриевна своему обидчику?

-О чём просит она Степана Парамоновича?






-Предлагая Алене Дмитриевне стать его любовницей, Кирибеевич позорит только ее?


-А какую из библейских заповедей он нарушил?

-Что же движет Кирибеевичем, любовь или страсть?

-Докажите текстом, что семейные устои были самыми важными на Руси


- Что рассказал Степан Парамонович своим братьям на совете?

-О чём он просит братьев?















-Что идёт защищать Калашников?



-Какие национальные черты русского характера отражены в образе Калашникова?



















-К началу третье главы Калашников и Кирибеевич еще ни разу не встретились. А конфликт между ними есть?





Молодой купец, статный молодец Степан Парамонович Калашников


На Гостином дворе.

&Работа со словарём

Гостиный двор – двор, на котором шла торговля, располагались торговые ряды

«Отзвенели вечерню во святых церквах, за Кремлём горит заря..»









Жизнь людей того времени была связана со сводом житейских правил XVI века – “Домостроем”.

Домострой” - свод житейских правил XVI века.

Особенно тяжелым было положение женщины, определявшееся принципом: “Жена да убоится мужа своего”.


К вечерне


«Перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые растрёпанные..; смотрят очи мутные, как безумные; уста шепчут речи непонятные»

«Мое имя опозорила»


Речь его, обращенная к жене, строгая, даже грубая: «Уж ты где, жена, жена, шаталася?...»


Степан Парамонович- глава семьи, дома. Он - опора семьи, защитник чести и жены, и всего своего рода, он старший брат.



Стр.148-150



Алена Дмитриевна называет Кирибеевича разбойником, охульником

«Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам в поругание»

&Работа со словарём

Охульник – человек, который порицает, порочит, позорит другого.


Мужа, детей, весь род




Не возлюби…,



Страсть


Алёна Дмитриевна вспоминает свою семью, Степан Парамонович на совет зовет своих братьев

Услышав рассказ Алены Дмитриевны о Кирибеевиче, Калашников понял, что его честное имя, честное имя его жены опозорены. И смыть этот позор можно только кровью. Он посылает за двумя меньшими братьями и говорит им:

« Я скажу вам, братцы любезные,

Что лиха беда со мною приключилася...» «Опозорил семью нашу честную злой опричник царский Кирибеевич»


Честное имя жены, семьи, рода


1. Чувства чести, собственного достоинства, готовность пойти за правду-матушку даже на смерть.

2. Калашников и его жена живут по закону Господнему.

У Калашникова на груди медный крест со святыми мощами из Киева.

Перед поединком он кланяется царю Ивану Грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому, как бы просит благословения на бой.

3. Муж - глава семьи, ему подчиняется жена, дети, младшие братья. Его авторитет непререкаем. Он отвечает перед Богом за свою венчанную жену.






5.

Домашнее задание

1. Перечитать 2 часть поэмы и ответить на вопросы

2.Рассказывать об устоях купеческой семьи

3.Выполнить тестовые задания

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

6.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

1. Мне было трудно понять…».

2.Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»




 Заполняют бланк самооценки.


Приложение №1

1. Установите соответствия:

Иван Грозный


придворный, прислуживающий за царским столом

Кирибеевич

глава опричников

Алёна Дмитриевна

женщина, помогающая найти невесту

Малюта Скуратов

лёгкое покрывало

стольник

войско, созданное Иваном IV для борьбы с боярами

опричник

русский царь

аргамак

замужняя женщина

сваха

дворянин, состоявший в опричнине

яхонт

опричник

фата

старинное название драгоценных камней, обычно рубина

опричнина

конь для верховой езды, для конных сражений

2. Cобытия первой части поэмы проходят:

1) в доме купца

2) в Кремле

3) в доме Кирибеевича



3.Кто сидит по бокам царя?

1) опричники

2) бояре

3) князья

4. Приближённый царя и глава опричников - это

1) Калашников

2)Кирибеевич

3) Скуратов


5. С какой птицей сравнивает автор молодого опричника во время пира?

1) с соколом ясноглазым

2) с орлом горным

3) с голубем сизокрылым



6. Из какой семьи родом Кирибеевич?

1) Малюты Скуратова

2) Петра I

3) Бориса Годунова



7. Что Кирибеевич просит у царя?

1) женить его.

2) казнить его

3) опустить сражаться с басурманами.


8. Причиной грусти Кирибеевича послужило:
1) поражение в кулачном бою;
2) отсутствие денег;
3) невнимание со стороны жены купца.

9.Что такое аргамак?

1) оружие

2) одежда

3) конь


10. Какого сравнения нет в описании Алёны Дмитриевны

1) «молвит слово – соловей поёт»

2) «пройдёт – словно солнцем осветит»

3) «ходит плавно – будто лебёдушка»


11. Какой ожерелье вручил царь Кирибеевичу? 1) яхонтовое ожерелье

2) алмазное ожерелье 3) жемчужное ожерелье


12.Что Кирибеевич утаил от Ивана Васильевича, рассказав о причине своей кручины?

1) что Алена Дмитриевна замужем

2) что он собирается покинуть службу

3) что у него мало казны


Приложение №2

Тест по 2 главе

Правда или неправда, что...

1. Степан Парамонович Калашников – это муж Алёны Дмитриевны?

2. Купец Калашников торгует продуктами.

3. Его лавочка находится в Гостином дворе

4.Степана Парамоновича дома встречает жена.

5. Старую работницу зовут Евдокия.

6. Алёна Дмитриевна пошла к вечерне.

7. Приходская церковь - местная церковь.

8. Степана Парамоновича встретил жену грозной речью: «Уж ты где, жена, шаталася?»

9. Алёну Дмитриевну опорочил (опозорил) Кирибеевич.

10.В руках Кирибеевича остался узорный платочек.

11.Охульник – человек, который порочит, позорит другого.

12.Алёна Дмитриевна – сиротинушка

13. Степан Парамонович посылает за двумя старшими братьями

14. Степан Парамонович говорит: «Опозорил семью нашу честную злой опричник царский Кирибеевич»

15. Кулачный бой будет на Неве – реке.

16. Степан Парамонович говорит братьям: «А побьёт он меня – выходите вы за святую правду – матушку»


17.Как зовут молодого купца Калашникова

1) Степан Парамонович

2) Степан Прохорович

3) Степан Петрович


18. Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников?

1) еду

2) кондитерские

3) шелковые

19. Что удивило купца Калашникова, когда он вернулся домой?

1) не встречает его старая работница

2) не встречает его прислуга

3) не встречает его молодая жена


20. Каково имя старой работницы в семье Калашниковых?

1) Елисеевна

2) Евгеньевна

3) Еремеевна


21. Куда отлучалась из дома Алена Дмитриевна в злополучный вечер?

1) в церковь к вечерне

2) в лавку за спичками

3) на свидание с Кирибеевичем


22. Алена Дмитриевна больше всего боялась

1) немилости мужа

2) людской молвы

3) лютой смерти



23. Какая вещь Алёны Дмитриевны, осталась у Кирибеевича? 1) кольцо жемчужное

2) фата бухарская

3) серьги яхонтовые

24.Чем закончилась встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем?

1) опричник, получив отказ, ушел

2) Алена Дмитриевна решила уйти от мужа

3) Алена Дмитриевна вырвалась и убежала


25.Откуда затемно возвращалась домой Алена Дмитриевна в тот вечер, когда встретила Кирибеевича

1) с гостей

2) с вечерни

3) с Гостиного двора


26. Кто из родственников Алены Дмитриевны был рядом с ней?

1) отец

2) старший брат

3) младший брат


27. Узнав о том, что сотворил опричник с его женой, Калашников решил:
1) жаловаться царю;
2) драться с опричником в кулачном бою;
3) ничего не предпринимать.

28.Что должны были сделать братья Калашникова в случае его смерти? 1)тайно убить злодея

2)закрыть лавку

3) выйти на бой


29.Чем закончилась встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем?

1) опричник, получив отказ, ушел

2) Алена Дмитриевна решила уйти от мужа

3) Алена Дмитриевна вырвалась и убежала



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!