2. | Опрос домашнего задания. | - Что было задано на дом? - Итак, что вы узнали о М.Ю. Лермонтове? Давайте послушаем сообщения и совершим виртуальное путешествие в музей-заповедник Тарханы. | Подготовить сообщения о поэте, используя статью учебника стр.164-165 Сообщения учащихся (показ презентации): 1-й ученик:Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в Москве в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (Арсеньевой). Детские годы проходили в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. 2-й ученик: С детских лет Лермонтов учился народной речи, слушая предания и песни о Пугачёве, войне 1812 года. Лермонтов рос болезненным мальчиком. И бабушка возила его на лечение на Кавказ. 3– ученик: Учился Лермонтов в Московском благородном пансионе. В 1830 году Лермонтов был зачислен в Московский университет, затем поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. 4 –ученик: В это время началась литературная работа над поэмами «Демон», «Хаджи Абрек», драмой «Маскарад». Во время ссылки на Кавказе Лермонтов написал стихотворение «Бородино». |
5. | Физкультминутка | Литературу любим мы, друзья, Читаем лермонтовские строки… Но нам без отдыха никак нельзя! Так отдохнём мы на уроке: Раз, два, три, четыре, пять… Мы не будем уставать! Руки – вверх, потом – направо… И начнём считать сначала. Раз, два, три, четыре, пять… Нам приятно отдыхать! Руки – вверх, потом – налево… Отдохнул? Работай смело! | |
6. | Введение нового материала. Работа над темой: «М.Ю. Лермонтов. «Бородино».Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | 1. Выразительное чтение стихотворения учителем. - Какому историческому событию посвящено это стихотворение? -Какова его тема? - Что вы знаете о войне 1812 года? - Прочитайте стихотворение и запишите в тетради устаревшие слова. 2. Беседа по прочитанному: -Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ? «Дядя» - это обращение к незнакомому старому человеку. -Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет? -Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком. -Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином? -С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет? -Даётся ли в стихотворении описания внешнего вида рассказчика? - Что вы можете о нём сказать? Давайте нарисуем его словесный портрет. Работа с иллюстрацией по выбору учителя (изображение пожилого солдата). - Какие черты характера отразил в портрете художник? -А теперь поработаем над качествами русского солдата. Заполните таблицу словами из стихотворения. качества русского солдата | цитаты из текста | патриотизм | | мужество | | решитель- ность | | гордость, воинское братство | | -Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата? Вывод:Старый солдат говорит от имени русского народа, пережившего войну 1812 года и отстоявшего Родину в Бородинском сражении. -От какого лица ведёт повествование старый солдат? -Каким был бой? - Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя? - В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов? - Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя. - О каких чертах народного характера это говорит? - Как называют человека, обладающего такими чертами характера? (патриот) Вывод:русские солдаты были не только отважными воинами, они были патриотами. -В чём заключается основная мысль стихотворения? | Войне 1812 года Бородинское сражение Учащиеся зачитывают историческую справку. 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.Русской армией, командовал Кутузов, а французской – Наполеон. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. Сломить русское войско не удалось. Исследовательская работа в группах. Учащиеся записывают в тетради устаревшие слова. &Словарная работа: Лафет- станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи. Бивак – стоянка войска под открытым небом. Редут – полевое укрепление. Картечь – артиллерийский снаряд. Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии.. (по толковому словарю объясняется значение слов). Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Через много лет. Учащиеся зачитывают 1 строфу. Нет. Словесное рисование. Старый солдат, артиллерист, человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы седые, на лице остались шрамы - следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.(чтение 7строфы.) Спокойствие, уверенность, житейскую мудрость, усталость. Самостоятельная исследовательская работа. Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают. Патриотизм, готовность сложить голову за Родину: «Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа); Мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа); Решительность:«Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» (3 строфа); Воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой… Как наши братья умирали…» (9 строфа) «…наш рукопашный бой!» (12 строфа) Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них. Говорит от 1 – го лица. Речь неторопливая, эмоциональная. «Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа); «Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа); «Мы ждали третий день…» (6 строфа); «Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа); «И умереть мы обещали…» (9 строфа). Тяжёлый, русские солдаты проявили мужество, храбрость, погибло большое количество солдат. «Звучал булат», «картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Слова полковника: «Умрёмте ж под Москвой!». «…были готовы наутро бой затеять новый» Отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой. Патриот - человек, обладающий отвагой, храбрость, стремлением отстоять свободу Родины. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной. |