СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Визит городничего в гостиницу. Анализ содержания 2 действия».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события II действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями.
  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;
  • анализировать образы героев  комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;
  • углубить знания литературоведческих понятий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Визит городничего в гостиницу. Анализ содержания 2 действия».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Визит городничего в гостиницу. Анализ содержания 2 действия».

Тип урока: Урок анализа содержания

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события II действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями.

  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

  • анализировать образы героев комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

  • углубить знания литературоведческих понятий.

Развивающие:

  • развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

  • развитие речи и воображения, мышления учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к творчеству писателя;

  • воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "Н.В.Гоголь", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа текста, компьютерная презентация.

Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


1. Разговор к уроку.

- Что было задано на дом?


Повторение знаний, полученных на основании 1 действия.

1. Сюжет 1 действия.

Завязка. Известие о приезде ревизора.

Развитие действия. 1.Городничий даёт распоряжения чиновникам.

2.Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице. 3.Городничий отправляется в гостиницу.

2.Знание литературоведческих терминов.

- В чём особенность драматических произведений?

- Назовите основные виды драматических произведений.

- Чем они отличаются друг от друга?

- Почему «Ревизор» - это комедия?

- Какие средства комического изображения встречаются в 1 действии?

3.Замечания о речи Городничего в 1 действии:

1. Городничий разговаривает с чиновниками, т.е. со «своими»;

2.Он делает им замечания, даёт советы;

3. В выражениях не стесняется;

4.Начальственный тон, затем нотки страха.

Выводы:

- это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, грубыми словами;

- это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях;

- это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.

1. Составить монологические высказывания  о суде, больнице, училище (опора на материал таблицы)

2. Прочитать 2 действие.

3. Законспектировать статью «Виды драматических произведений» и выучить.

ВИДЫ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
трагедия, комедия, драма
ТРАГЕДИЯ  – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ  – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА  – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом.

3.

Сообщение темы урока


Слово учителя.

- Тема сегодняшнего урока - «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Визит городничего в гостиницу. Анализ содержания 2 действия».

Мы продолжим изучать комедию «Ревизор», познакомимся со 2 действием комедии.

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

4.

Введение нового материала. Работа над темой:

«Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Визит городничего в гостиницу. Анализ содержания 2 действия».




1.Чтение монолога Осипа

( 1 явление).

-Где происходит действие?

-Что мы узнаём о Хлестакове из монолога его слуги Осипа?

Составьте рассказ о Хлестакове.



Работа в группах.

Хлестаков едет из Петербурга уже второй месяц. Дорогою истратил зря деньги. В каждом городе любил себя показать: комнату самую лучшую, обед самый лучший. В Петербурге занимает должность коллежского регистратора (низший гражданский чин). Любит играть в карты, проигрывает деньги. Кутит на деньги, которые присылает батюшка: ездит на извозчике, посещает театр. Делом не занимается: гуляет по проспекту, в карты играет.

5.

Физкультминутка


Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.



6.

Работа над содержанием 2 действия комедии «Ревизор».


Анализ содержания комедии

1.Беседа по 2-7 явлениям.








-Почему хозяин гостиницы не даёт обед Хлестакову?

-Кому трактирщик хочет жаловаться на Хлестакова?

-О чём мечтает Хлестаков?

Может эта мечта сбыться?

- Какие качества характера Хлестакова находят отражение в явлениях 1 – 7 действия?

- Как обращается Хлестаков к Осипу и трактирному слуге? Как это его характеризует?


2. Выразительное чтение по ролям явления 8.

- О чём свидетельствуют ремарки, сопровождающие речь городничего и Хлестакова?

- Чего боятся городничий и Хлестаков?

- Что понимают городничий и Хлестаков из реплик друг друга?

- Почему городничий не замечает, что тот, кого он принимает за ревизора, робеет?

- В каком эпизоде разговора страх Хлестакова вызвал ещё более сильный страх городничего?

- Почему городничий, человек хитрый и опытный, всё больше впадает в ошибку, принимая правду Хлестакова за ложь?

- Почему несообразности и странности (рассказ об отце) в поведении столичного гостя никак не озадачивают городничего?

- Почему, находясь в бедственном положении, Хлестаков легко принимает «обхаживание» городничего за выражение глубокого уважения и почтения к его личности?

- Похож ли Хлестаков в сцене разговора с городничим на сознательного обманщика?

Вывод:

Городничий и Хлестаков – пройдохи и плуты, хотя они по-разному проявляют себя. У них общая логика поведения и речи. Оба испытывают страх от осознания неизбежности предстоящего разоблачения, оба стараются обмануть друг друга и, пытаясь оправдаться, рассказывают правду о себе.

У Городничего речь – маска,

Хлестаков искренен в речи.


 Словарная работа

(составление учащимися словаря устаревших слов): профинтить, прогоны, елистратишка, публичность, шаромыжник, ливрея, съезжая

Третью неделю не платит за гостиницу и еду.



Нет, это элемент комического изображения. Контраст мечты и реальности.










Поведение Хлестакова вполне соответствует представлениям городничего о том, как должен вести себя важный чиновник из Петербурга.







Хлестаков преисполнен такого нестерпимого желания выглядеть значительным лицом, что легко верит в искренность городничего.


Хлестаков в комедии не выступает сознательным обманщиком, стремящимся ввести в заблуждение чиновников. Он далёк от мысли предстать перед ними ревизором.

Пройдоха – хитрый, пронырливый, жуликоватый человек; не очень честный человек.

Плут – ловкий и хитрый обманщик, нечестный в отношениях с людьми человек, мошенник.

7.

Домашнее задание

1.Подготовить жизнеописание Хлестакова

2.Заполнить вторую часть таблицы цитатами.

3. Прочитать 3 действие.


Открывают дневники, записывают домашнее задание.

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа:

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за …








 Заполняют бланк самооценки.


Приложение №1


Городничий


Хлестаков


Страх (ремарки)


«Протянув руки по швам, робея, дрожа»


«Сначала немного заикаясь…»


Желанием обмануть друг друга


«Зашли нарочно в гостиницу, чтобы осведомиться, хорошо ли содержаться проезжающие»


«Я, право, заплачу, мне пришлют из деревни…»


Стремление оправдаться


«Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая…»


«Да как вы смеете? Я служу в Петербурге»


Общая логика поведения (сами выдают себя, льстят друг другу), язык


«Что касается унтер-офицерской вдовы, которую я будто высек, то это клевета…». «Особливо если гость просвещенный человек»


«Ну батюшка меня требует; рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге». «Мне очень нравится ваша откровенность»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!