2. | Опрос домашнего задания. | 1. Разговор к уроку. - Что было задано на дом? Повторение знаний, полученных на основании 1 действия. 1. Сюжет 1 действия. Завязка. Известие о приезде ревизора. Развитие действия. 1.Городничий даёт распоряжения чиновникам. 2.Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице. 3.Городничий отправляется в гостиницу. 2.Знание литературоведческих терминов. - В чём особенность драматических произведений? - Назовите основные виды драматических произведений. - Чем они отличаются друг от друга? - Почему «Ревизор» - это комедия? - Какие средства комического изображения встречаются в 1 действии? 3.Замечания о речи Городничего в 1 действии: 1. Городничий разговаривает с чиновниками, т.е. со «своими»; 2.Он делает им замечания, даёт советы; 3. В выражениях не стесняется; 4.Начальственный тон, затем нотки страха. Выводы: - это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, грубыми словами; - это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях; - это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью. | 1. Составить монологические высказывания о суде, больнице, училище (опора на материал таблицы) 2. Прочитать 2 действие. 3. Законспектировать статью «Виды драматических произведений» и выучить. ВИДЫ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: трагедия, комедия, драма ТРАГЕДИЯ – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя. КОМЕДИЯ – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки. ДРАМА – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. |
4. | Введение нового материала. Работа над темой: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Визит городничего в гостиницу. Анализ содержания 2 действия». | 1.Чтение монолога Осипа ( 1 явление). -Где происходит действие? -Что мы узнаём о Хлестакове из монолога его слуги Осипа? Составьте рассказ о Хлестакове. | Работа в группах. Хлестаков едет из Петербурга уже второй месяц. Дорогою истратил зря деньги. В каждом городе любил себя показать: комнату самую лучшую, обед самый лучший. В Петербурге занимает должность коллежского регистратора (низший гражданский чин). Любит играть в карты, проигрывает деньги. Кутит на деньги, которые присылает батюшка: ездит на извозчике, посещает театр. Делом не занимается: гуляет по проспекту, в карты играет. |
5. | Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | |
6. | Работа над содержанием 2 действия комедии «Ревизор». | Анализ содержания комедии 1.Беседа по 2-7 явлениям. -Почему хозяин гостиницы не даёт обед Хлестакову? -Кому трактирщик хочет жаловаться на Хлестакова? -О чём мечтает Хлестаков? Может эта мечта сбыться? - Какие качества характера Хлестакова находят отражение в явлениях 1 – 7 действия? - Как обращается Хлестаков к Осипу и трактирному слуге? Как это его характеризует? 2. Выразительное чтение по ролям явления 8. - О чём свидетельствуют ремарки, сопровождающие речь городничего и Хлестакова? - Чего боятся городничий и Хлестаков? - Что понимают городничий и Хлестаков из реплик друг друга? - Почему городничий не замечает, что тот, кого он принимает за ревизора, робеет? - В каком эпизоде разговора страх Хлестакова вызвал ещё более сильный страх городничего? - Почему городничий, человек хитрый и опытный, всё больше впадает в ошибку, принимая правду Хлестакова за ложь? - Почему несообразности и странности (рассказ об отце) в поведении столичного гостя никак не озадачивают городничего? - Почему, находясь в бедственном положении, Хлестаков легко принимает «обхаживание» городничего за выражение глубокого уважения и почтения к его личности? - Похож ли Хлестаков в сцене разговора с городничим на сознательного обманщика? Вывод: Городничий и Хлестаков – пройдохи и плуты, хотя они по-разному проявляют себя. У них общая логика поведения и речи. Оба испытывают страх от осознания неизбежности предстоящего разоблачения, оба стараются обмануть друг друга и, пытаясь оправдаться, рассказывают правду о себе. У Городничего речь – маска, Хлестаков искренен в речи. | Словарная работа (составление учащимися словаря устаревших слов): профинтить, прогоны, елистратишка, публичность, шаромыжник, ливрея, съезжая Третью неделю не платит за гостиницу и еду. Нет, это элемент комического изображения. Контраст мечты и реальности. Поведение Хлестакова вполне соответствует представлениям городничего о том, как должен вести себя важный чиновник из Петербурга. Хлестаков преисполнен такого нестерпимого желания выглядеть значительным лицом, что легко верит в искренность городничего. Хлестаков в комедии не выступает сознательным обманщиком, стремящимся ввести в заблуждение чиновников. Он далёк от мысли предстать перед ними ревизором. Пройдоха – хитрый, пронырливый, жуликоватый человек; не очень честный человек. Плут – ловкий и хитрый обманщик, нечестный в отношениях с людьми человек, мошенник. |