СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Анализ содержания 3 действия».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события III действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями.
  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;
  • анализировать образы героев  комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;
  • углубить знания литературоведческих понятий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Анализ содержания 3 действия».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Анализ содержания 3 действия».

Тип урока: Урок анализа содержания

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события III действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями.

  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

  • анализировать образы героев комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

  • углубить знания литературоведческих понятий.

Развивающие:

  • развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

  • развитие речи и воображения, мышления учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к творчеству писателя;

  • воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "Н.В.Гоголь", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа текста, компьютерная презентация.

Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


1. Разговор к уроку.

- Что было задано на дом?



1.Подготовить жизнеописание Хлестакова:

Хлестаков едет из Петербурга уже второй месяц. Дорогою истратил зря деньги. В каждом городе любил себя показать: комнату самую лучшую, обед самый лучший. В Петербурге занимает должность коллежского регистратора (низший гражданский чин). Любит играть в карты, проигрывает деньги. Кутит на деньги, которые присылает батюшка: ездит на извозчике, посещает театр. Делом не занимается: гуляет по проспекту, в карты играет.

2.Заполнить вторую часть таблицы цитатами (см. приложение №1)

3. Прочитать 3 действие.


3.

Сообщение темы урока


Слово учителя.

- Тема сегодняшнего урока - «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Анализ содержания 3 действия».

Мы продолжим изучать комедию «Ревизор», познакомимся с 3 действием комедии.

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

4.

Введение нового материала. Работа над темой:

«Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Анализ содержания 3 действия».




1. Работа над усвоением содержания 3 действия.

1). Краткий пересказ явлений с 1 по 4.

-Где происходит действие?

2) Чтение из явления 2 реплики Анны Андреевны о записке мужа.

Комический приём – накладка текстов.


















3.Беседа по 5-6 явлениям.

Выразительное чтение по ролям явлений 5 – 6, действия III.

-Куда возил городничий Хлестакова? Что показывал?

-Что понравилось Хлестакову?

-Чему он был удивлён?

-Какова самохарактеристика чиновников: Артемия Филипповича, городничего?

-Как ведут себя при встрече Хлестаков и Анна Андреевна?


4. Выборочное чтение отрывка «Враньё Хлестакова»

-Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?

- О чём Хлестаков врёт?

- Как характеризует Хлестакова его речь?

- Речь Хлестакова показывает его полное бессмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого.

- Чем в композиционном отношении является сцена вранья? (Кульминацией).

-Как ведут себя чиновники в этой сцене?

Заполнение таблицы (приложение №2).

-Составьте выборочный пересказ «Враньё Хлестакова»





5. Выразительное чтение по ролям явления 8.

-О чём спорят Анна Андреевна и Марья Антоновна?







6. 9 -11 явления.

-Какую характеристику дают Хлестакову действующие лица?

- О чём расспрашивают Осипа городничий, Анна Андреевна?

-Какие распоряжения даёт городничий караульным?


Работа в группах.

1-я группа (1 явление):

Анна Андреевна и Марья Антоновна с нетерпением ждут новостей. Спорят, кто идёт в конце улицы. Марья Антоновна говорит, что идёт Добчинский, а Анна Андреевна говорит, что не Добчинский.

2-я группа (2 явление):

Приходит Добчинский. Анна Андреевна расспрашивает его о Хлестакове.

Добчинский о Хлестакове: «Не генерал, а не уступит генералу. Такое образование и важные поступки. Молодой человек; лет двадцати трёх; а говорит совсем так, как старик. Шантрет, и глаза такие быстрые, как зверки».

Добчинский передаёт Анне Андреевне записку от Антона Антоновича.

3-я группа (3 явление):

Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают, какое платье им надеть, чтобы важный гость их не осмеял. Спорят по поводу цвета платья.

Палевый – бледно – жёлтый

4-я группа (4 явление):

В комнату входит Осип с чемоданами. Его встречает Мишка, слуга городничего. Осип просит Мишку принести ему что – нибудь поесть.


 Словарная работа

Благочиние – здесь: соблюдение приличий, порядка

Лабардан –свежепросоленная треска

Вояжировка – путешествие

Департамент – отдел министерства

Коллежский асессор –гражданский чин VIII класса

Гауптвахта – помещение для караула

Водевиль – небольшая пьеса с пением куплетов
























Самостоятельная работа.

Дополните предложения.

Начальник отделения со мной на … . Я только на две минуты захожу в … , чтобы сказать … . Хотели даже меня … сделать. Сторож летит за мной … . Один раз приняли меня за … . С … на дружеской ноге. Я пишу и в журналы … . У меня дом первый в … . Я даю … . На столе арбуз за … рублей, суп приехал из … . Я всякий день на … . На пакетах мне пишут … . Один раз я даже управлял … . Бывало , как прохожу через департамент, - всё … и …, как лист.

Анна Андреевна: «Я видела в нём образованного, светского, высшего тона человека».

Городничий: «Худенький, тоненький – как его узнаешь, кто он! Ещё военный всё – таки кажет из себя, а как наденет фрачишку – ну точно муха с подрезанными крыльями».

5.

Домашнее задание

1.Подготовить выборочный пересказ «Враньё Хлестакова».

2.Заполнить вторую часть таблицы цитатами.

3. Прочитать 4 действие.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

6.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа:

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за …








 Заполняют бланк самооценки.


Приложение №1


Городничий


Хлестаков


Страх (ремарки)


«Протянув руки по швам, робея, дрожа»


«Сначала немного заикаясь…»


Желанием обмануть друг друга


«Зашли нарочно в гостиницу, чтобы осведомиться, хорошо ли содержаться проезжающие»


«Я, право, заплачу, мне пришлют из деревни…»


Стремление оправдаться


«Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая…»


«Да как вы смеете? Я служу в Петербурге»


Общая логика поведения (сами выдают себя, льстят друг другу), язык


«Что касается унтер-офицерской вдовы, которую я будто высек, то это клевета…». «Особливо если гость просвещенный человек»


«Ну батюшка меня требует; рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге». «Мне очень нравится ваша откровенность»







Приложение №2

Чиновники, Анна Андреевна, Мария Антоновна


Хлестаков


«Нам ещё более приятно видеть такую особу».

«Как можно-с, вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю. Я живу в деревне».


«Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне ещё приятнее». «Вы, сударыня, заслуживаете. Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…»


Городничий: «Чин такой, что ещё можно постоять».


«Без чинов, прошу садиться». «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».


«Вы, верно, и в журналы помещаете? Скажите, так это вы были Брамбеус?»

«Да, и в журналы помещаю… Как же, я им всем поправляю статьи…»


«Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?»


«Да, это моё сочинение»


«Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы»


«Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз…»


«Это господина Загоскина сочинение».


«Ах да, это правда, это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой».


«Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев».


«Меня сам Государственный совет боится».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!