СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная:

Расширить представления учащихся о личности и творчестве А.И.Куприна;     раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Куст сирени”; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста; формировать навыки работы с художественной и справочной литературой;                                     

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени».

Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ

Цели и задачи:

Образовательная:

Расширить представления учащихся о личности и творчестве А.И.Куприна; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Куст сирени”; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста; формировать навыки работы с художественной и справочной литературой;

Развивающая:

Формировать умение работать с информацией; формировать исследовательские навыки учащихся; развивать монологическую речь; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

Воспитательная:

  • Повышение мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; формировать умение работать в группах; способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портрет А.И.Куприна, раздаточный материал – таблицы для работы в группе, учебник: Литература, 8 класс. Автор Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2014. Толковый словарь С.Ожегова.

Технологии: метод проектов, технология парного и группового обучения, исследовательский метод, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.


ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Биография А.И. Куприна.

Сообщения обучающихся.

Родился Александр Иванович Куприн в небольшом городке Наровчате. Детские годы Куприна прошли в Москве в сиротском пансионе. Затем кадетский корпус, военное училище, офицерская служба в армии. В 24 года он выходит в отставку. Сотрудничает в киевских газетах, получает признание читателей. Вскоре Куприн становится одним из лучших русских писателей – прозаиков. Во время Гражданской войны писатель оказывается за границей - сначала в Эстонии, затем в Финляндии, а с 1920 года живёт в Париже.

Юношеские воспоминания о недолгой офицерской службе подсказали многие сюжеты, образы, характеры персонажей рассказов и повестей А.И.Куприна.

Писатель пишет повести на армейскую тематику - «Поединок», о любви – «Гранатовый браслет», «Олеся», рассказы для детей и о детях.

«Куст сирени» - одно из ранних произведений писателя.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном произведении А.И. Куприна «Куст сирени». Этот рассказ был написан в 1894 году, опубликован 17 октября 1894 года в газете «Жизнь и искусство». Рассказ, который мы будем анализировать сегодня, называется «Куст сирени».

- Как вы думаете, почему так называется рассказ?

Рассказ так называется, потому что именно сирень приносит героям счастье.

- Что вы знаете о сирени?

Сирень – символ доброты и великодушия. Сирень символизирует личность отзывчивую, чуткую и сердечную.

- Как вы думаете, какова тема этого произведения?

О любви, о счастье, о взаимоотношениях людей. (Запись темы в тетради)

Итак, тема урока звучит так: «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени».

IV. Работа по рассказу «Куст сирени».

1.Словарная работа.

- С какими незнакомыми словами вы встретились, что они обозначают? (работа с толковыми словарями)

Педа́нт человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

Препира́тельство - докучный спор, прения. 

Пору́чик офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Протестова́ть возражать, выразить несогласие

Ломба́рд учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Солите́ркрупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.

Портсига́ркарманная плоская коробка для папирос, сигарет.

Ридикю́ль ручная женская сумочка (уст.).

Мистифика́ция - намеренная попытка введения или введение людей в заблуждение. 


2. Исследование по тексту. Работа с таблицей.

Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, как вы поняли содержание рассказа.

Вслед за автором полистаем страницы рассказа, поговорим о событиях, героях и их характерах (Приложение №1)


3.Беседа по вопросам. Приём «Чтение с остановками»

- Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье).

-О чём это произведение? (Молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение).

- На сколько частей можно разделить произведение? (работа в группах)

(1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.)

- «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ?

(Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.)


Анализ 1 части

-Назовите главных героев. (Николай Евграфович и Верочка Алмазовы)

- В чём своеобразие описания внешности героев? (Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)

- Какое событие является завязкой рассказа?

(Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье).

- Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?

(Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

- Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

- Какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

- Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

- Как автор показывает душевное состояние героя?

(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)

- Как Вера сопереживает герою?

(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова. Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

- Что ей удалось добиться?

(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

- Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

- Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

- Чем закончился спор героев?

(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

- Каким мы видим профессора, со слов героя?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант». У читателя невольно складывается ложное представление о профессоре).

- Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?

(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)


Анализ 2 части

- Когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

- Кто из героев прервал тяжкое молчание?

(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

- Как отреагировал на это Николай Евграфович?

(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»).

- Какой выход находит Верочка? (Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

- Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

- Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

- Куда же отправляются герои?

(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

-Как автор относится к оценщику? (Это человек, давно привыкший к чужому несчастью. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был изумлён и недоволен столь поздним визитом, отказывается посылать рабочих ночью в такую даль. Но затем проявляет сочувствие к героям. Автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках»).

- Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

- Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)


Анализ 3 части

- Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

- А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем? (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

- Чем же заканчивается эта история? - Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

- Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? («Один из лучших профессоров он у нас»; это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется).

- Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

- Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

- Какие же проблемы рассматриваются в рассказе? (Проблемы счастья, упорства и любви.)

Выводы:

1.НИКОЛАЙ: упорный, трудолюбивый, сильный, НО способен спасовать перед трудностями, неудача сломила его

2.ВЕРОЧКА: добрая, отзывчивая, любящая, упорная, выносливая, самоотверженная

из любой ситуации может найти выход, оптимистка

3. Автор сочувствует Николаю Алмазову. Он уважает Веру.

Автор уважает Веру за то, что она ради любимого человека, его счастья отдаёт свои драгоценности, за то, что она в трудной ситуации находит выход.

-Какую проблему поднимает А. Куприн в своем рассказе, так описывая героев?

Какой человек способен преодолеть трудности?

На что способен любящий человек ради счастья любимого?

Итоги урока:

Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек.

Из трудного положения всегда можно найти выход.

-Какой вывод вы сделаете после обсуждения рассказа? За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками. Куприн  назвал рассказ « Куст   сирени ». Почему? Куст   сирени  приносит героям счастье. Сирень – красивый цветок, который приносит счастье. На нем гадают – нужно найти пятилепестковый цветок, твоё желание исполнится.

- Скажите, чем вам близка героиня?

(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

- Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.)

Авторское отношение к героям.

- Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор к своим героям относится с симпатией. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими и даже не осуждает за небольшой обман профессора).

- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

- В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

V. Домашнее задание: прочитать статью учебника-хрестоматии «Историзм Бунина» и ответить на вопрос: как проявился историзм Бунина в рассказе «Кавказ»? Какое время отражено писателем?

Приложение №1

Аргумент

Да.

Нет.

1. Николай Алмазов возвращается домой в необычном состоянии. Он сразу откровенно рассказывает о своих переживаниях жене.



2. В тексте много деталей, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой.



3. Верочка быстро находит выход из сложившейся ситуации.



4. Оценщик сочувствует чужому горю и старается помочь Николаю и Вере.



5. Садовник рад появлению заказчиков.



6. После покупки сирени Верочка отправляется домой и ждёт возвращения мужа.



7.Ещё издали по походке мужа Вера поняла, что их затея удалась.



8. История Николая и Веры заканчивается благополучно, так как герои преодолели все трудности, поскольку любили друг друга.



9.Алмазов поступил в академию на второй год.



10.Жена Алмазова не давала ему падать духом и поддерживала в нём бодрость.



11.На месте пятна Алмазов изобразил куст сирени.



12.Профессор был немец, педант.



13.Кольцо с брильянтом оценщик оценил в тридцать семь рублей.



14.Вера рассказала садовнику историю с злополучным пятном.



15.Вера сказала: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!