Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Тема: «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула – эпический герой.
Цель: дать понятие об эпическом герое. Отработка умения выявлять основные свойства характера героя, устно составлять его характеристику. Воспитывать любовь к героическому прошлому русского народа, его эпосу и устному народному творчеству.
Словарная работа: Былина, эпический герой, нравственные ценности, понятие о чувстве собственного достоинства.
Ход урока.
Оргмомент.
Повторение изученного и сообщение темы урока
Беседа по вопросам:
- О каком жанре мы поведем речь сегодня?
- Что же такое былина?
Былина - героико-патриотическая песнь-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX—XIII веков.
Другое название – старина, старинки.
- Назовите периоды возникновения былин.
III. Постановка целей урока:
- Сегодня нам предстоит:
1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;
2) определить тему былины;
3) выяснить, кто является её подлинным героем;
4) учиться давать характеристику героя и выразительно читать былину.
IV.Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»
Рассказ учителя.
В Древней Руси зависимости от центров княжеств принято выделять былины киевского, новгородского и московского циклов. Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Её возникновение относится к 14-15 вв., но основа былины возникла раньше – в 11-12 вв. Сюжет прост: Князь Вольга Святославович получил от киевского князя 3 города – Гурчевец, Ореховец и Крестьяновец. Молодой Вольга с дружиной выехал в дальний путь к городам за получкой (за данью). В чистом поле Вольга увидел могучего пахаря, который выворачивал сохой коренья и большие камни. Пахарь рассказывает князю, что в тех городах, куда едет князь, “мужички да всё разбойнички”. Дружине князя было не под силу справиться с разбоем. Вольга сразу предлагает Микуле ехать с ним к тем городам. Пахарь охотно соглашается. Но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. При этом поднять соху не может целая дружина, а кобыла крестьянина оказывается сильнее и сноровистее боевого коня князя. Микула же одной рукой выдергивает соху и бросает ее за ракитов куст. Дивится князь силе пахаря, спрашивает, как его зовут и откуда он.
2. Композиция былины
- Познакомимся с композицией былины.
Структура былины та же самая, что и в любом эпическом произведении, разница – только в терминологии. Разберемся с этим.
3.Беседа по былине
- Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено два имени.
- О ком эта былина? Что отражается в её названии?
(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)
— Когда мы узнаем имя главного героя этой былины?
— Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает?
(Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь).
- О чём рассказывает былина? Какова её тема?
(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)
-Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).
- С чего начинается былина?
(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)
- Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)
(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей)
- Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.
- Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.
-Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)
(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)
-Как развивается действие?(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)
-Что же поражает Вольгу?
(Вольгу и его дружину поражает сила крестьянина и могущество его коня.)
- Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)
(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы. 2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу) 3. Постоянные эпитеты.)
-Чем необычно это описание? (В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)
-Опишите внешность Микулы (читаем 6 строфу) (Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”.Он одет очень нарядно, по-праздничному.)
Вывод:
Описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.
- О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)
(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)
-Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след.строфу)
(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).
-Где действие достигает кульминации? (Состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)
-Кто выходит победителем? (Микула.)
-Прочитайте следующие две строфы.
-Как понять слова Вольги во второй строфе? (Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)
-Как мы убеждаемся в полной победе Микулы? (Вольга спрашивает его имя.)
-Как Микула называет себя? (Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)
-Почему? Что значит это имя для “мужичков”? (В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)
-Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа? (Уважение к тяжёлому труду землепашца. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)
-Зачем тогда введён образ Вольги? (Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы).
- Микула – это эпический герой.
Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
- Основываясь на определении “эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.
V. Итоги урока.
-Что такое былина?
-Какова композиция былины?
-К какому циклу былин относится произведение о Вольге и Микуле?
-Что прославляется в былине?
Что такое эпический герой? (Герой, совершивший подвиги в историческом прошлом, человек необыкновенной физической и воинской доблести)
Что характеризует русского богатыря? (Он человек долга, носитель нравственных ценностей своего народа, смысл жизни видит в служении родине).
Дополните предложение:
Русский богатырь – это … , … , … . (1) человек недюжинной силы 2) идеал нравственности3) истинный патриот родины, живущий её интересами.)