СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула – эпический герой.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  дать понятие об эпическом герое. Отработка умения выявлять основные свойства характера героя, устно составлять его характеристику. Воспитывать любовь к героическому прошлому русского народа, его эпосу и устному народному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула – эпический герой.»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Тема: «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула – эпический герой.

Цель: дать понятие об эпическом герое. Отработка умения выявлять основные свойства характера героя, устно составлять его характеристику. Воспитывать любовь к героическому прошлому русского народа, его эпосу и устному народному творчеству.


Словарная работа: Былина, эпический герой, нравственные ценности, понятие о чувстве собственного достоинства.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Повторение изученного и сообщение темы урока

Беседа по вопросам:

  • Вспомните, какие жанры фольклора вы знаете?

- О каком жанре мы поведем речь сегодня?

- Что же такое былина?

Былина - героико-патриотическая песнь-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX—XIII веков.

Другое название – старина, старинки.

- Назовите периоды возникновения былин.

III. Постановка целей урока:

- Сегодня нам предстоит:

1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;

2) определить тему былины;

3) выяснить, кто является её подлинным героем;

4) учиться давать характеристику героя и выразительно читать былину.

IV.Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»

  1. Рассказ учителя.

В Древней Руси зависимости от центров княжеств принято выделять былины киевского, новгородского и московского циклов. Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Её возникновение относится к 14-15 вв., но основа былины возникла раньше – в 11-12 вв. Сюжет прост: Князь Вольга Святославович получил от киевского князя 3 города – Гурчевец, Ореховец и Крестьяновец. Молодой Вольга с дружиной выехал в дальний путь к городам за получкой (за данью). В чистом поле Вольга увидел могучего пахаря, который выворачивал сохой коренья и большие камни. Пахарь рассказывает князю, что в тех городах, куда едет князь, “мужички да всё разбойнички”. Дружине князя было не под силу справиться с разбоем. Вольга сразу предлагает Микуле ехать с ним к тем городам. Пахарь охотно соглашается. Но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. При этом поднять соху не может целая дружина, а кобыла крестьянина оказывается сильнее и сноровистее боевого коня князя. Микула же одной рукой выдергивает соху и бросает ее за ракитов куст. Дивится князь силе пахаря, спрашивает, как его зовут и откуда он.

2. Композиция былины

- Познакомимся с композицией былины.

Структура былины та же самая, что и в любом эпическом произведении, разница – только в терминологии. Разберемся с этим.












3.Беседа по былине

- Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено два имени.

- О ком эта былина? Что отражается в её названии?

(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)

— Когда мы узнаем имя главного героя этой былины?

— Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает?

(Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь).

- О чём рассказывает былина? Какова её тема?

(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)

-Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).

- С чего начинается былина?

(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)

- Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)

(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей)

- Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.

- Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.

-Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)

(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)

-Как развивается действие?(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)

-Что же поражает Вольгу?

(Вольгу и его дружину поражает сила крестьянина и могущество его коня.)

- Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)

(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы. 2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу) 3. Постоянные эпитеты.)

-Чем необычно это описание? (В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)

-Опишите внешность Микулы (читаем 6 строфу) (Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”.Он одет очень нарядно, по-праздничному.)

Вывод:

Описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.

- О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)

(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)

-Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след.строфу)

(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).

-Где действие достигает кульминации? (Состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)

-Кто выходит победителем? (Микула.)

-Прочитайте следующие две строфы.

-Как понять слова Вольги во второй строфе? (Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)

-Как мы убеждаемся в полной победе Микулы? (Вольга спрашивает его имя.)

-Как Микула называет себя? (Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)

-Почему? Что значит это имя для “мужичков”? (В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)

-Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа? (Уважение к тяжёлому труду землепашца. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)

-Зачем тогда введён образ Вольги? (Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы).

- Микула – это эпический герой.

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

- Основываясь на определении “эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.

V. Итоги урока.

-Что такое былина?

-Какова композиция былины?

-К какому циклу былин относится произведение о Вольге и Микуле?

-Что прославляется в былине?

  • Что такое эпический герой? (Герой, совершивший подвиги в историческом прошлом, человек необыкновенной физической и воинской доблести)

  • Что характеризует русского богатыря? (Он человек долга, носитель нравственных ценностей своего народа, смысл жизни видит в служении родине).

Дополните предложение:

Русский богатырь – это … , … , … . (1) человек недюжинной силы 2) идеал нравственности3) истинный патриот родины, живущий её интересами.)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!