СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе "Сказки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие в мир сказок. Разновидности сказок. Обзорный материал.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Сказки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия №13»











Конспект урока по теме:

«Что за прелесть эти сказки!»

(урок внеклассного чтения в 5 классе.)










Составила: Мамонова В.Н.,

учитель русского языка и литературы.
















г. Ульяновск

2014


Мамонова В. Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Гимназия №13"

г. Ульяновска



Общекультурная компетенция как фактор развития поликультурной личности учащихся на примере урока внеклассного чтения в 5 классе

«Что за прелесть эти сказки!»


Цели урока :

Образовательные: - дать возможность учащимся совершенствовать свои речевые умения;

Развивающие:

-развивать умение формулировать основную мысль текста,

- учить выражать свое отношение к прочитанному, героям, событиям;

- достигать понимания текста на уровне содержания,

- учить эмоциональному пере­живанию прочитанного.

Воспитательные:

-воспитывать здоровое чувство юмора и здравый смысл по отношению к неприятностям;

- воспитывать чувство нравственности;

- формировать поликультурную компетентность учащихся.

Оборудование: рисунки учащихся, выставка сборников сказок, компьютер, ребус, словари.

Тип урока: комбинированный.

Методическое обоснование урока: учащиеся должны научиться осознанному и выразительному чтению, должны уметь соотносить на основе моральных норм свои поступки с этническими чувствами; должны анализировать нравственный аспект своих поступков.

Опережающее домашнее задание: прочитать сказки из сборника «Сказки с хитринкой» проиллюстрировать эпизоды из сказок.

Ход урока

1. Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок веселый. Начинается урок. Садитесь поудобнее. Внимание!

Посмотрите на доску. Отгадайте загадку.

    • Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

«NЧQТОWЗАVПРJЕЛNЕСQТЬFЭТWИСКVАЗLЛИ»

(Ребята отгадывают загадку, выдвигают предположение о теме урока)

    • Запишите тему сегодняшнего урока.

На этом занятии мы познакомимся со сказками народов мира. Сказки есть у всех народов. Когда исследователи стали записывать фольклор разных стран, то увидели, как едины устремления всех народов: герои сказок борются со злом. Именно они показывают какие человеческие качества ценит народ, создавший сказки.

Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к сказкам.

Ребята, а что обозначает слово «Сказка»? К какому словарю обратимся, чтобы узнать лексическое значение слова? (Работа с толковым словарем С.И. Ожегова)

Итак, мы выяснили, что сказка — это повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Готовясь к уроку, вы прочитали сказки народов мира, нарисовали героев сказок, составили вопросы. А какую роль играет сказка в жизни каждого из вас?

Чем они для вас интересны? Когда сказка вошла в вашу жизнь? Пробовали ли вы сочинять сами сказки? (Беседа, аргументация)

Итак, ребята, цель нашего урока продолжить знакомство со сказками народов мира, их своеобразным национальным колоритом и типичными для бытовых сказок чертами. Мне хотелось бы, чтобы наш урок продолжил воспитывать в вас стремление к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, понимания и уважения других культур, умение жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

  1. Беседа по сборнику «Сказки с хитринкой»

  1. Художественный пересказ русской народной сказки «Чьи коровы?»

- К какому типу сказок относится прослушанная сказка? (Сказка принадлежит к разряду бытовых)

- Почему богачу не удалось обмануть бедных?

  1. Художественный пересказ татарской народной сказки «Перехитрил»

- Какое событие в сказке является кульминационным? (Ввожу понятие кульминация)

    1. Художественный пересказ абхазской народной сказки «Мулла с колокольчиками»

    • Кто герой сказки?

    • Каким вы его себе представляете?

    1. Художественный пересказ украинской народной сказки «Как святые сметану съели».

      • Как хитрый работник проучил жадного и глупого попа

Вопросы для микровывода:

      • Какие черты характера присущи героям бытовых сказок?

      • Как вы думаете, что помогло героям сказок выйти из трудного положения?

(Пятиклассники верно отмечают умение бедного человека выходить из трудного положения, проявив в нужный момент находчивость, смекалку.)

- Как вы думаете, почему похожи сказки народов мира?

- Ответы детей

- Дополнение учителя ( Русские, татары, украинцы живут бок о бок уже не один век и культуры этих народов во многом дополнили друг друга. Условия жизни разных народов могли существенно отличаться, а вот представления о добродетелях человеческих, то есть о тех качествах человека, которые народ уважал и старался развивать, были во многом схожи. Да и устройство жизни, ситуации, веровании в те давние времена, когда зарождался фольклор, были достаточно близкими у многих народов. Поэтому и появились в сказках общие сюжеты, похожие герои.)

  1. Совместные выводы учителя и учащихся.

(Работая над сказками народов мира, мы отмечаем, хотя простой народ жил в трудных условиях, был беден, бесправен, но всегда отличался умом и веселым нравом.)

Выясняю, почему сказки с хитринкой и почему веселые.

(Учащиеся приводят примеры, подтверждающие, что хитринка характерна почти для всех сказок. В них очень много и занимательных, и смешных эпизодов, отсюда название - веселые сказки.)

Обращаю внимание на слова А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Прошу ребят прокомментировать это высказывание.

Ответы очень разнообразны: «Они веселые», «Их интересно читать», «Когда я читаю сказки, забываю обо всем, мне кажется, что все правда», «Я жалею бедных и хочу, чтобы они победили», «Сказки не только любят дети, но и взрослые».

Чему учат сказки народов мира?

(Сказки учат смелости, доброте, гордости за историческое прошлое, учат с симпатией относиться к другим народам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.)

    1. Викторина.

В конце нашего урока давайте еще раз вспомним прочитанные сказки. (По вопросам, составленным детьми)

Чей портрет и из какой сказки этот герой?

Весь он покрыт черной шерстью, длинный хвост извивается, длинные кольца шевелятся, длинные мохнатые уши тоже шевелятся. (Шурале «Перехитрил»)

Он взвалил колоду на спину и ходит до сих пор по лесу и кричит:

  • Пальцы Прошлый Год прищемил! (Шурале «Перехитрил»)

Конкурс «Потерялась иллюстрация» (Угадывание сказок народов мира по иллюстрациям)

Блиц — турнир.

  1. Что мулла носил на всех пальцах? (Колокольчики)

  2. Кто такой Шурале ? ( Леший)

  3. Какой новый вид транспорта придумал Емеля? (Печку)

  4. Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? (Утро вечера мудренее)

  5. Что обычно произносит Баба-яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости? (Фу-фу, русским духом пахнет.)

  6. Назовите магическое число в русских сказках. (Три)

  7. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост)

  8. Где живет сказочный царь? (В тридесятом царстве, в тридевятом государстве)

  9. Какие реки текут в сказках? (Молочные)


5. Итоги урока

Сегодня на уроке вы очень хорошо поработали. Молодцы! Большое спасибо. Мне бы хотелось, чтобы каждый оценил свою активность и работу на уроке и поставил себе оценку. На столе у ребят лежат листочки, поле которых разделено на три части

Моя, соседа по парте, класс

( ученики рисуют прямую вертикальную линию на всех трех частях (чем выше уровень активности, тем выше положение линии.)

Оцените при помощи смайлика сегодняшний урок. Какое у вас настроение? (поднимают вверх тот смайлик, который соответствует их настроению.)


6. Задание на дом

Предлагаю учащимся не только рассказать о полюбившихся сказках, но и нарисовать к ним иллюстрации, подумать о подписях (их нужно выбрать из текста сказки и написать на обороте рисунка.)


Литература

  1. Меркин, Г.С. Литература: учебник для 5 класса в двух частях. Часть 1. Москва «Русское слово»,2012

  2. Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс» авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин.-М.: «Русское слово» 2012

  3. Харитонова, О. Занимательная литература: игры, викторины [Текст] О. Харитонова.- М.: Айрле- пресс,2012

  4. Сборник сказок "Сказки с хитринкой"[Текст]

  5. Шанский, Н.М. Этимологический словарь русского языка [Текст] Шанский Н.М.,Боброва Т.А.- М.: Дрофа, 2004


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!