Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия №13»
Конспект урока по теме:
«Что за прелесть эти сказки!»
(урок внеклассного чтения в 5 классе.)
Составила: Мамонова В.Н.,
учитель русского языка и литературы.
г. Ульяновск
2014
Мамонова В. Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Гимназия №13"
г. Ульяновска
Общекультурная компетенция как фактор развития поликультурной личности учащихся на примере урока внеклассного чтения в 5 классе
«Что за прелесть эти сказки!»
Цели урока :
Образовательные: - дать возможность учащимся совершенствовать свои речевые умения;
Развивающие:
-развивать умение формулировать основную мысль текста,
- учить выражать свое отношение к прочитанному, героям, событиям;
- достигать понимания текста на уровне содержания,
- учить эмоциональному переживанию прочитанного.
Воспитательные:
-воспитывать здоровое чувство юмора и здравый смысл по отношению к неприятностям;
- воспитывать чувство нравственности;
- формировать поликультурную компетентность учащихся.
Оборудование: рисунки учащихся, выставка сборников сказок, компьютер, ребус, словари.
Тип урока: комбинированный.
Методическое обоснование урока: учащиеся должны научиться осознанному и выразительному чтению, должны уметь соотносить на основе моральных норм свои поступки с этническими чувствами; должны анализировать нравственный аспект своих поступков.
Опережающее домашнее задание: прочитать сказки из сборника «Сказки с хитринкой» проиллюстрировать эпизоды из сказок.
Ход урока
1. Организационный момент.
«Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок веселый. Начинается урок. Садитесь поудобнее. Внимание!
Посмотрите на доску. Отгадайте загадку.
«NЧQТОWЗАVПРJЕЛNЕСQТЬFЭТWИСКVАЗLЛИ»
(Ребята отгадывают загадку, выдвигают предположение о теме урока)
На этом занятии мы познакомимся со сказками народов мира. Сказки есть у всех народов. Когда исследователи стали записывать фольклор разных стран, то увидели, как едины устремления всех народов: герои сказок борются со злом. Именно они показывают какие человеческие качества ценит народ, создавший сказки.
Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к сказкам.
Ребята, а что обозначает слово «Сказка»? К какому словарю обратимся, чтобы узнать лексическое значение слова? (Работа с толковым словарем С.И. Ожегова)
Итак, мы выяснили, что сказка — это повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Готовясь к уроку, вы прочитали сказки народов мира, нарисовали героев сказок, составили вопросы. А какую роль играет сказка в жизни каждого из вас?
Чем они для вас интересны? Когда сказка вошла в вашу жизнь? Пробовали ли вы сочинять сами сказки? (Беседа, аргументация)
Итак, ребята, цель нашего урока продолжить знакомство со сказками народов мира, их своеобразным национальным колоритом и типичными для бытовых сказок чертами. Мне хотелось бы, чтобы наш урок продолжил воспитывать в вас стремление к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, понимания и уважения других культур, умение жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Беседа по сборнику «Сказки с хитринкой»
Художественный пересказ русской народной сказки «Чьи коровы?»
- К какому типу сказок относится прослушанная сказка? (Сказка принадлежит к разряду бытовых)
- Почему богачу не удалось обмануть бедных?
Художественный пересказ татарской народной сказки «Перехитрил»
- Какое событие в сказке является кульминационным? (Ввожу понятие кульминация)
Художественный пересказ абхазской народной сказки «Мулла с колокольчиками»
Художественный пересказ украинской народной сказки «Как святые сметану съели».
Вопросы для микровывода:
Какие черты характера присущи героям бытовых сказок?
Как вы думаете, что помогло героям сказок выйти из трудного положения?
(Пятиклассники верно отмечают умение бедного человека выходить из трудного положения, проявив в нужный момент находчивость, смекалку.)
- Как вы думаете, почему похожи сказки народов мира?
- Ответы детей
- Дополнение учителя ( Русские, татары, украинцы живут бок о бок уже не один век и культуры этих народов во многом дополнили друг друга. Условия жизни разных народов могли существенно отличаться, а вот представления о добродетелях человеческих, то есть о тех качествах человека, которые народ уважал и старался развивать, были во многом схожи. Да и устройство жизни, ситуации, веровании в те давние времена, когда зарождался фольклор, были достаточно близкими у многих народов. Поэтому и появились в сказках общие сюжеты, похожие герои.)
Совместные выводы учителя и учащихся.
(Работая над сказками народов мира, мы отмечаем, хотя простой народ жил в трудных условиях, был беден, бесправен, но всегда отличался умом и веселым нравом.)
Выясняю, почему сказки с хитринкой и почему веселые.
(Учащиеся приводят примеры, подтверждающие, что хитринка характерна почти для всех сказок. В них очень много и занимательных, и смешных эпизодов, отсюда название - веселые сказки.)
Обращаю внимание на слова А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»
Прошу ребят прокомментировать это высказывание.
Ответы очень разнообразны: «Они веселые», «Их интересно читать», «Когда я читаю сказки, забываю обо всем, мне кажется, что все правда», «Я жалею бедных и хочу, чтобы они победили», «Сказки не только любят дети, но и взрослые».
Чему учат сказки народов мира?
(Сказки учат смелости, доброте, гордости за историческое прошлое, учат с симпатией относиться к другим народам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.)
Викторина.
В конце нашего урока давайте еще раз вспомним прочитанные сказки. (По вопросам, составленным детьми)
Чей портрет и из какой сказки этот герой?
Весь он покрыт черной шерстью, длинный хвост извивается, длинные кольца шевелятся, длинные мохнатые уши тоже шевелятся. (Шурале «Перехитрил»)
Он взвалил колоду на спину и ходит до сих пор по лесу и кричит:
Конкурс «Потерялась иллюстрация» (Угадывание сказок народов мира по иллюстрациям)
Блиц — турнир.
Что мулла носил на всех пальцах? (Колокольчики)
Кто такой Шурале ? ( Леший)
Какой новый вид транспорта придумал Емеля? (Печку)
Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? (Утро вечера мудренее)
Что обычно произносит Баба-яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости? (Фу-фу, русским духом пахнет.)
Назовите магическое число в русских сказках. (Три)
Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост)
Где живет сказочный царь? (В тридесятом царстве, в тридевятом государстве)
Какие реки текут в сказках? (Молочные)
5. Итоги урока
Сегодня на уроке вы очень хорошо поработали. Молодцы! Большое спасибо. Мне бы хотелось, чтобы каждый оценил свою активность и работу на уроке и поставил себе оценку. На столе у ребят лежат листочки, поле которых разделено на три части
Моя, соседа по парте, класс
( ученики рисуют прямую вертикальную линию на всех трех частях (чем выше уровень активности, тем выше положение линии.)
Оцените при помощи смайлика сегодняшний урок. Какое у вас настроение? (поднимают вверх тот смайлик, который соответствует их настроению.)
6. Задание на дом
Предлагаю учащимся не только рассказать о полюбившихся сказках, но и нарисовать к ним иллюстрации, подумать о подписях (их нужно выбрать из текста сказки и написать на обороте рисунка.)
Литература
Меркин, Г.С. Литература: учебник для 5 класса в двух частях. Часть 1. Москва «Русское слово»,2012
Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс» авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин.-М.: «Русское слово» 2012
Харитонова, О. Занимательная литература: игры, викторины [Текст] О. Харитонова.- М.: Айрле- пресс,2012
Сборник сказок "Сказки с хитринкой"[Текст]
Шанский, Н.М. Этимологический словарь русского языка [Текст] Шанский Н.М.,Боброва Т.А.- М.: Дрофа, 2004