Тема Великой Отечественной войны в русской литературе «Строки, опалённые войной» Цель урока: -дать представление о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого периода соединялись с глубоко личными переживаниями; - содействовать развитию связной монологической речи; - содействовать воспитанию патриотизма Оборудование. Выставка книг о войне разных авторов; записи песен о войне; выступления; иллюстрации, репродукции картин, военных сюжетов, Виды и формы работы: Слово учителя, беседа, работа в парах Ход урока Деятельность учителя Деятельность уч-ся 1. Орг. Момент Настрой уч-ся на урок - Что вы знаете о начале Вов? Уч-ся вспоминают о нач.в. 2. Вступительное слово учителя. Цветок в росинках весь к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Садились в танки, закрывали люки. Такою всё дышало тишиной, Что вся земля ещё спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось! Уч-ся рас-ют о начале войны Когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов заполнил до отказа солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, писатели и поэты, как по боевой тревоге, собрались на митинг. Они заявили, что займут своё место в этой решительной схватке. Многие из них будут сражаться с оружием в руках, многие «пером» 3. Сам. работа Уч-ся работают в парах (Читают материал, рассказывают К.-1 друг другу) Поздняя осень 1941г. Холодная, ненастная... Атмосфера величайшего нравственного и психологического напряжения. Идет ожесточенный бой на подступах к Москве - столице нашей! Миллионы советских людей встали под ружье, чтобы защитить свой дом, семью, Родину, их настоящее и будущее. Учения, стрельбы, маршевые роты и... песня в строю: Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, - Идет война народная, Священная война! Ощущение от этой песни трудно с чем-либо сравнить: по спине пробегает холодок решимости, самоотречения, и ты чувствуешь себя частицей в благородном гневе поднявшегося на войну народа, чувствуешь в себе силы и отвагу сломить врага или с честью умереть на поле боя... К-2 Но поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей к правде, без которой невозможно чувствовать ответственность за свою страну. Почему же именно поэзия оказалась необходима людям - тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?! Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что защищаешь свою семью, что тебя ждут, давали силу воевать и верить в победу К-3. Поэты-фронтовики, пришедшие и не пришедшие с войны, но написавшие песни, которые стали популярны по всей стране.Алексей Сурков, Константин Симонов, Владимир Агатов, Алексей Фатьянов, Михаил Исаковский. Наибольшее признание получают песни в форме любовного признания. Константин Симонов. Имя этого писателя неразрывно связано со стихотворением "Жди меня, и я вернусь:" К-4 Июль 1941 года. Стихи эти, написанные двадцатипятилетним Константином Симоновым, стали и остались пронзительным шедевром его поэзии. Да и вообще - всей советской лирики времен Великой Отечественной войны. На вопрос читателя относительно истории текста Симонов в 1969 году ответил: "У стихотворения "Жди меня" нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу, и я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением:" (Это стихотворение посвящено жене Константина Симонова Валентине Серовой) К-5 Алексей Сурков и его песня "Землянка". Алексей Сурков - автор тихой, проникновенной песни "Землянка". Песня "В землянке" стала чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламени войны. "Это было шестнадцать "домашних строк" из письма жене, - пишет автор стихов - поэт Сурков. - Написал я его в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы... не появился в нашей фронтовой газете композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь", на что можно написать песню. И тут я, на счастье, вспомнил о тех стихах, разыскал их... И отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет". Через неделю композитор принес в редакцию готовую песню "В землянке". К - 6 Песня получилась замечательная. Она быстро докатилась до передовой и согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне. Несчетное количество раз песня звучала по радио в передачах "По заявкам воинов"... Гимном любви и верности называют эту лирическую песню, рожденную в пламени Великой Отечественной. Проникновенный и искренний, тоскующий живой голос поэта удивительно слился в ту трудную и суровую пору с живыми тоскующими голосами всех разлученных войной. К-7 Владимир Агатов. Песня "Темная ночь" "Темная ночь" - одна из самых популярных песен военных лет - написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма "Два бойца" весной 1942 года. Фильм рассказывал о дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. По свидетельству Константина Симонова, весной 1943 года эта песня была "на устах буквально у каждого фронтовика", потому что вместила в себя мысли и чувства миллионов людей. Песню запели еще до выхода в свет картины. Её первым исполнителем был Леонид Утесов. К- 8 Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Исаковскому. Его имя связано с песнями "Дан приказ ему на Запад", "В лесу прифронтовом", "Враги сожгли родную хату", но самой популярной песней Исаковского стала "Катюша". 4. Рефлексия - С чем познакомились на уроке? - Что запомнилось из рассказанного или прослушанного материала? Подводят итог своей Работе. Ставят себе оценки 5. Домашнее задание. Запись д/з Найти стихотворение о войне, подготовить его выразительное чтение и историю создания произведения. |