СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе "А.С. Пушкин. "Руслан и Людмила." Отрывок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 5 классе  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе "А.С. Пушкин. "Руслан и Людмила." Отрывок"»

5 класс

Урок № 20.

Тема. А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

Цель:

  • выявить сказочные сюжеты, нашедшие отражение в прологе; значения и роли сказочных реалий и персонажей, действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»; определить функции изобразительно-выразительных средств в повествовании; авторскую позицию;

  • развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;

  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления идеи финала пролога.

Оборудование: клип.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

Сообщение учащегося о жанре литературной сказки на основе статьи учебника.


III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.


2. Слово учителя.

«Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

Сюжет поэмы – сказочный, в нем всё дышит молодостью и здоровьем, печальное не печально, а страшное не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным.

Похищение невесты, поиски её, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов во время её спасения, счастливый конец – всё это похоже на сказку. Но по ходу повествования внутри сюжета происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.

Торжество правды над коварством, злобой и насилием – вот содержание поэмы. «Руслан и Людмила» - в первую очередь сказка, с обычным в сказках резким противопоставлением добрых и злых персонажей и со счастливой развязкой.

«У лукоморья дуб зелёный…» - вступление (пролог) к поэме «Руслан и Людмила».


3. Выразительное чтение вступления учителем или просмотр клипа.


4. Беседа по первичному восприятию, лексическая работа.

- Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке?

- Назовите сказки, в которых действуют эти персонажи. Что вам запомнилось более всего в этих сказках?

- Объясните значения слов дол, дядька, тужить.

- Какой картиной начинается пролог. Как вы её себе представляете?


IV. Закрепление изученного.

Анализ содержания пролога.

1. Выразительное чтение части пролога от начала и до слов «… налево – сказку говорит».

- Что послужило поэту источником для названия местности «лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»?


2. Сообщение учащегося о лукоморье.

Как известно, А.И.Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», ставшее для Пушкина источником творческого вдохновения и некоторых исторических фактов.

Киевские князья вели войны с лукоморскими полководцами.

«Слово о полку Игореве» и русские летописные своды конкретно называют имена ханов и местность, где в XI-XII вв. кочевали половцы, то есть Лукоморьем названа территория Северного Приазовья.

Таким образом, излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем и была историческим лукоморьем, воспетым А.С.Пушкиным.


- Что явилось источником для поэта в создании сюжета о сказочном дубе?


3. Сообщение учащегося о дубе.

В 1824—1825 гг. в Михайловском Пушкин записывает со слов Арины Родионовны сказку о Султане Султановиче и 34 его сыновьях: «Гости-корабельщики рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке — ноги серебряные и проч. „Ах, говорит царь, — поеду посмотреть это чудо“. — Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря Лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и с благословления матери принес перед дворец чудесный дуб...» Каково происхождение этого образа в сказке?

Образный комплекс «дуб-океан (море)» соотносится с народно-мифологическими верованиями: это один из неизменных зачинов во многих заговорах и молитвах. Встречается в заговорах и таинственное Лукоморье и остров Буян. В славянской мифологии дуб представляет собой вариант так называемого «мирового древа» как важнейшего структурного элемента мифопоэтической картины мира. «Предание о мировом дереве, — пишет Афанасьев, — славяне по преимуществу относили к дубу. В их памяти сохранились сказания о дубах, которые существовали еще до сотворения мира (следовательно, образ возник еще в дохристианскую эпоху). В колядке карпатских русов поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только синее море (воздушный океан), — среди этого моря стояло два дуба». Афанасьев отмечает и ряд мифологических функций дуба: под ним вершили суд, решения которого считали волей божества; дуб обладал целебными, живительными свойствами, он давал вечную молодость, здоровье, красоту. Мировое древо отделяет мир космоса от мира хаоса, вводя в хаос цивилизацию, культуру.

Этот образ привлек внимание Пушкина именно потому, что в нем отразились народные представления о мироздании, о его гармоничности, бессмертии.


4. Сообщение учащегося о Коте Баюне.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» был написан А.С.Пушкиным в Михайловском в 1826 году и включён в текст 2-го издания поэмы, вышедшего два года спустя. Образ «кота учёного» восходит к персонажу русской мифологии и волшебных сказок коту Баюну, в котором волшебный голос птицы Гамаюн объединился с силой и хитростью сказочного чудовища.

В сказках кот Баюн, сидящий на высоком железном столбе, песнями и заклинаниями лишает силы всех, кто хочет подойти к нему. Чтобы поймать Баюна, Иван Царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Покорённого кота он приносит во дворец к больному отцу. Своими сказками Баюн исцеляет царя. Сказки о коте Баюне и «коте учёном» обрели особенную известность благодаря распространению лубочных картинок. «Кот учёный» - это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна. Вот какую запись сделал Пушкин в Михайловском со слов няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песни поёт». Представляя содержание поэмы «Руслан и Людмила» как одну из сказок «кота учёного», Пушкин подчеркнул связь своего произведения с русским фольклором.


5. Выразительное чтение «Пролога» от слов «Там чудеса…» до слов «Там русский дух… Там Русью пахнет!»

6. Сообщения учащихся о Лешем и Русалке.

ЛЕШИЙ — лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями.

Как все грозовые духи, леший может принимать различные образы, и тем самым сближается с оборотнями. Чаще всего он является здоровенным мужиком, но и в этом человеческом образе сохраняет демонские признаки: на нем бараний полушубок, но как всегда бывает у нечистой силы — неподпоясанный и запахнутый левой полою на правую. Носится леший по своим лесам, как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Бровей и ресниц у него не видно, но можно ясно разглядеть, что он — карноухий (правого уха нет), что волосы на голове у него зачесаны налево. Представляют его и одноглазым, что указывает на сродство его с великанами-циклопами.

Обладая способностью перевертываться, леший часто прикидывается прохожим человеком с котомкой за плечами. Если леший показывается голый, то легко заметить, как сходен он с общепринятым изображением черта: на голове у него рога, ноги козлиные, голова и вся нижняя половина тела мохнатые, в космах, борода козлиная — клином, на руках длинные когти.

Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят и, в этом случае, вполне уподобляются свои родичам-домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло. Самые обычные приемы проказ — завести человека в чащу в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустить в глаза тумана, что совсем собьет с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу. Однако леший все-таки не ведет людей на прямую погибель. Людей леший карает за употребление непотребных слов и произнесение проклятий.


РУСАЛКА — в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).

Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные невесты, не дожившие до свадьбы, либо девушки и дети, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период), либо младенцы, умершие не окрещенными.

Представления о внешнем виде РУСАЛКИ неоднородны. В одних местах говорили, что РУСАЛКА выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу вовремя похорон).

В некоторых местах, где РУСАЛКУ считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины - полурыбы.


7. Краткий пересказ учащимися сказки «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке».


8. Слово учителя.

В основе сказочного, волшебного мира – необычное и забавное, странное и чудесное, печальное и смешное, вымыслы и небылицы в сочетании с обыденным и привычным.

Здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью. В этом мире всё происходит легко и просто, как бы между прочим. В слове «мимоходом» звучит авторская ирония.


9. Работа по теории литературы.

- Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью они использованы. В каких произведениях встречаются такие эпитеты? (Неведомых дорожках, невиданных зверей, из ясных вод. С помощью этих эпитетов воссоздаётся атмосфера тайны, чуда. Поэт выбирает эпитеты, встречающиеся в народных сказках, что подчёркивает близость его поэмы к произведениям устного народного творчества.

А.С.Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова: златая, брег, чреда, злато.)


10. Работа с учебником.

Чтение статьи «Рифма».

- Найдите рифмы во вступлении к «Руслану и Людмиле».


V. Подведение итогов урока.

- Как относится автор к изображённому?

- Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух… Там Русью пахнет!» (Картины пролога проникнуты чувством единства русского духа, воплощённого в сказках).

- Какой смысл приобретают финальные строчки пролога? (Автор проводит читателя через всё, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой).


V. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», с.124-126.

2.Инд.задание: подготовить сообщение о романсе А.А.Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

3.Групповое задание: подготовить выставку репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога».

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!