СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказке-были К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказке-были К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб" 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 5 классе по сказке-были К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"»

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке-были

К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Почему нельзя жить с «охлаждённым» сердцем?

Цель урока: размышление над проблемой добра и зла, формирование понятия совесть

Задачи:

1) познакомить с биографией К.Г. Паустовского,

2) обратиться к смыслу названия произведения, его жанру, отработать навыки выразительного чтения, пересказа и инсценировки произведения,

3) воспитывать сочувствие к чужой боли, развивать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Оборудование:

Учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент

Доброе утро! Каждый день мы приветствуем друг друга так. И даже не всегда задумываемся, что заключено в этих словах. Помните, Д.С. Лихачёв в письме «Самое большое» писал: «Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким»? Сегодня мы поговорим о добре.



  1. Работа с темой урока. Постановка проблемы

Ребята, вы видите на доске вопрос. (Почему нельзя жить с «охлаждённым» сердцем?) Прочитайте его и скажите, есть ли ответ на данный вопрос в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?

Да, есть. Найдём же его!

  1. Биография К.Г. Паустовского

Дома вы прочитали автобиографию Паустовского «Коротко о себе». Что из рассказа автора о самом себе вам запомнилось? Что удивило?

  1. Особенности жанра, хронотоп произведения

Говоря о произведении «Тёплый хлеб», следует обратиться к определению его жанра: сказка это или быль? Вспомните, на прошлом уроке мы сопоставляли понятия сказ и сказка. Назовите особенности сказки. Попробуем найти их в произведении Паустовского.

Остановимся подробней на месте и времени действия в произведении «Тёплый хлеб». Паустовский выбрал реальное или вымышленное пространство?

«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».

Читаем сноску: «События в сказке Паустовского проходят в годы Гражданской войны». В какое время года происходит действие?

«Зима в этот год стояла тёплая». « В один из таких тёплых серых дней…»

Итак, в совершенно реальной деревне Бережки зимой «случились те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было».

Физкультминутка

Представьте: внезапно наш класс сковал лютый холод. Покажите, как вы будете двигаться, чтобы согреться.

  1. Что же случилось в деревне?

Индивидуальное, а затем хоровое выразительное чтение фрагментов:

«…и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл,

засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и

короткий свист - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».

(Обратите внимание на глаголы действия).

«А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах и они трещали и лопались».


Какой художественно-выразительный приём использован в данном отрывке?


«За окнами воздух был синий, густой, страшный. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота - жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда. Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные».


Мы с вами увидели, как деревенский знакомый и уютный мир превращается в сказочно-мифологическое пространство.


  1. Испытание героя

По чьей вине всё внезапно переменилось?

Рассказ о Фильке. Пересказ эпизода с конём.

Какой человеческий закон преступил мальчик? За что наказан герой, а вместе с ним и вся деревня?

Осознал ли Филька свой грех?

Инсценировка эпизода «Разговор Фильки с бабушкой».

Обсуждение выступления.

  1. Примирение и награждение героя

Ответьте на вопросы:

– Что такое совесть?

– Нужна ли она нам?

– Как совесть влияет на принятие решений?

Разберёмся в названии произведения.

Сообщение ученика о трансформации эпитета «тёплый» в тексте.

Зима была тёплой, как сердца сельчан (каждый считал своей обязанностью покормить коня, пострадавшего от врага). Филька обидел коня, и эпитет «тёплый» заменяется на «холодный», «лютый», появляется образ «охлаждённого» сердца.

Приёмом антитезы автор пользуется, чтобы показать не только отношение природы к происходящим событиям, но и чтобы дать свою оценку.

Герою необходимо изобрести спасение от стужи. Филька его изобрёл? Найдите подтверждение в тексте. Для чтения фрагмента выберите подходящую интонацию.

«На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось

низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.


Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

Оттаяло сердце мальчика, раскрылось для любви и добра к ближнему. Тёплый хлеб – это символ примирения.

Чтение финальной сцены.


  1. Выводы и размышления учащихся

Когда мы видим, что окружающий мир и отношения в нём нужно изменить, то начинать стоит каждому с себя. Вспомним вопрос начала урока: «Почему нельзя жить с «охлаждённым» сердцем?»

Ответы учащихся.

  1. Домашнее задание

Написать в тетрадях ответ на вопрос: «Почему нельзя жить с «охлаждённым» сердцем?»





  1. Рефлексия

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Оказался ли он полезен для вас?

Сегодня К.Г. Паустовский дал нам урок добра. А вы на него откликнулись своим добрым сердцем. Спасибо!















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!