Конспект урока литературы в 5 классе по сказке-были
К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Почему нельзя жить с «охлаждённым» сердцем?
Цель урока: размышление над проблемой добра и зла, формирование понятия совесть
Задачи:
1) познакомить с биографией К.Г. Паустовского,
2) обратиться к смыслу названия произведения, его жанру, отработать навыки выразительного чтения, пересказа и инсценировки произведения,
3) воспитывать сочувствие к чужой боли, развивать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
Оборудование:
Учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент
Доброе утро! Каждый день мы приветствуем друг друга так. И даже не всегда задумываемся, что заключено в этих словах. Помните, Д.С. Лихачёв в письме «Самое большое» писал: «Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким»? Сегодня мы поговорим о добре.
Работа с темой урока. Постановка проблемы
Ребята, вы видите на доске вопрос. (Почему нельзя жить с «охлаждённым» сердцем?) Прочитайте его и скажите, есть ли ответ на данный вопрос в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?
Да, есть. Найдём же его!
Биография К.Г. Паустовского
Дома вы прочитали автобиографию Паустовского «Коротко о себе». Что из рассказа автора о самом себе вам запомнилось? Что удивило?
Особенности жанра, хронотоп произведения
Говоря о произведении «Тёплый хлеб», следует обратиться к определению его жанра: сказка это или быль? Вспомните, на прошлом уроке мы сопоставляли понятия сказ и сказка. Назовите особенности сказки. Попробуем найти их в произведении Паустовского.
Остановимся подробней на месте и времени действия в произведении «Тёплый хлеб». Паустовский выбрал реальное или вымышленное пространство?
«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».
Читаем сноску: «События в сказке Паустовского проходят в годы Гражданской войны». В какое время года происходит действие?
«Зима в этот год стояла тёплая». « В один из таких тёплых серых дней…»
Итак, в совершенно реальной деревне Бережки зимой «случились те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было».
Физкультминутка
Представьте: внезапно наш класс сковал лютый холод. Покажите, как вы будете двигаться, чтобы согреться.
Что же случилось в деревне?
Индивидуальное, а затем хоровое выразительное чтение фрагментов:
«…и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл,
засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и
короткий свист - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».
(Обратите внимание на глаголы действия).
«А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах и они трещали и лопались».
Какой художественно-выразительный приём использован в данном отрывке?
«За окнами воздух был синий, густой, страшный. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота - жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда. Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные».
Мы с вами увидели, как деревенский знакомый и уютный мир превращается в сказочно-мифологическое пространство.
Испытание героя
По чьей вине всё внезапно переменилось?
Рассказ о Фильке. Пересказ эпизода с конём.
Какой человеческий закон преступил мальчик? За что наказан герой, а вместе с ним и вся деревня?
Осознал ли Филька свой грех?
Инсценировка эпизода «Разговор Фильки с бабушкой».
Обсуждение выступления.
Примирение и награждение героя
Ответьте на вопросы:
– Что такое совесть?
– Нужна ли она нам?
– Как совесть влияет на принятие решений?
Разберёмся в названии произведения.
Сообщение ученика о трансформации эпитета «тёплый» в тексте.
Зима была тёплой, как сердца сельчан (каждый считал своей обязанностью покормить коня, пострадавшего от врага). Филька обидел коня, и эпитет «тёплый» заменяется на «холодный», «лютый», появляется образ «охлаждённого» сердца.
Приёмом антитезы автор пользуется, чтобы показать не только отношение природы к происходящим событиям, но и чтобы дать свою оценку.
Герою необходимо изобрести спасение от стужи. Филька его изобрёл? Найдите подтверждение в тексте. Для чтения фрагмента выберите подходящую интонацию.
«На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось
низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.
Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».
Оттаяло сердце мальчика, раскрылось для любви и добра к ближнему. Тёплый хлеб – это символ примирения.
Чтение финальной сцены.
Выводы и размышления учащихся
Когда мы видим, что окружающий мир и отношения в нём нужно изменить, то начинать стоит каждому с себя. Вспомним вопрос начала урока: «Почему нельзя жить с «охлаждённым» сердцем?»
Ответы учащихся.
Домашнее задание
Написать в тетрадях ответ на вопрос: «Почему нельзя жить с «охлаждённым» сердцем?»
Рефлексия
С каким настроением вы заканчиваете урок?
Оказался ли он полезен для вас?
Сегодня К.Г. Паустовский дал нам урок добра. А вы на него откликнулись своим добрым сердцем. Спасибо!