СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 6 классе. Тема "Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 6 классе. Тема "Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 6 классе. Тема "Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка"»

10.10.17 год. Конспект урока по литературе. 6 класс. ( 17 урок)

Тема: « Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

Цель:

Образовательные: расширение знаний учащихся о творчестве А.С.Пушкина; систематизация знаний по сборнику «Повести Белкина», изучение явления «игры» в литературном произведении.

Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие умения обобщать полученные знания, проводить аналогии.

Воспитательные: развитие эстетического вкуса учащихся,

Задачи: дать представление о мастерстве Пушкина как прозаика; пробудить интерес к художественной литературе; научить давать характеристику героя литературного произведения.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся навыков исследовательской и творческой деятельности.

Метапредметные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного; выполнять УД в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий.

Предметные: научиться определять особенности повествования.


Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний.

1)Проверка домашнего задания.

Сегодня мы говорим о повести «Барышня-крестьянка». Напомните мне, в какой сборник вошла эта повесть. Чем повесть отличается, например, от романа?

Сборник повестей сначала получил отрицательные отзывы. «Слишком просто». Впоследствии это мнение изменилось (слайд 2) Вспомните, почему о Пушкине часто говорят на уроках не только литературы, но и русского языка.

Помимо языка произведений Пушкина, сегодня на уроке мы обратим внимание на  несколько литературоведческих терминов (слайд 3). В начале урока мы уже повторили один из терминов - «повесть».


III. Целеполагание.

Откройте, пожалуйста текст. Кто же, по словам Пушкина, рассказал историю о барышне покойному И.П.Белкину? Какие ещё истории принадлежат этому рассказчику? Можем ли мы, исходя из этого, предположить содержание и характер повести?


IV. Изучение нового материала.  

1.Беседа

«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. Как вы понимаете значение слова «пародия»? (Пародия – комическое или сатирическое подражание кому-либо, чему-либо.) Можете ли вы, прочитав это произведение, ответить на вопрос: «Серьёзное оно или юмористическое?». (Больше юмористическое.) Почему? Тем не менее, в нём Пушкин рассуждает об очень серьёзных проблемах, но с юмором. А что это за проблемы? 

Дома, читая повесть, вы, наверно, обратили внимание на её заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково по-вашему мнение значение слов «барышня» и «крестьянка»? Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.) Что даёт совмещение этих двух слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения.) Как называется литературный приём, основанный на резком противопоставлении понятий и образов? (Антитеза.) Можно ли сказать что слова «барышня» и «крестьянка» - это антонимы?

     А теперь обратимся к эпиграфу повести и попытаемся объяснить его смысл. Для этого  прочтём его. («Во всех ты, Душенька, нарядах хороша…») Как вы понимаете значение эпиграфа?(Эпиграф взят из поэмы Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

 2. Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)

Перейдём непосредственно к самой повести, точнее, к её персонажам. Анализ персонажей начнём со старшего поколения. Выявим отличия. Я даю вам минутку, чтобы подготовиться к заполнению таблицы. У нас есть два персонажа – И. П. Берестов и Г. И. Муромский. Найдите в тексте их портрет и характеристику, как они ведут своё хозяйство, относятся друг к другу, как относятся к ним другие люди. Работать мы будем по вариантам. Первый вариант работает над описанием И. П. Берестова, второй – над Г. И. Муромского 

Иван Петрович Берестов. Григорий Иванович Муромский

1. Ведёт хозяйство на русский манер: «В будни он ходил в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расходы и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».

1. Англоман: «…развёл он английский сад… Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличии от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.)

2. Из людей осуждавших Г. И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

2. «Почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым». «Выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

     Отметим иронию А. С. Пушкина в описании отношений Берестого старшего и Муромского. В их изображении писатель тоже использует приём антитезы. Однако, не смотря на отличия, у них много общего. Что же общего мы можем заметить в двух этих персонажах?

- Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

- Григорий Иванович Муромский – «Это был настоящий русский барин», любил «проказничать».

- Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребёнком.

     Именно благодаря общности жизни Берестов старший и Муромский в конце концов смогли найти общий язык и помирились.

     А теперь обратимся к их детям. Работать будем так же, как и с предыдущими персонажами: первый вариант ищет портрет и характеристику Алексея Берестова, второй вариант – Лизы (Акулины).

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина (Имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина.)

3. Характеристика персонажа, портрет

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался… Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай» (атрибут военного). Он был «в самом деле, молодец… Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь». Барышни сходили по нему с ума. Алексей носит маску страдающего влюблённого, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой.

«Ей было 17 лет. Чёрные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следствие, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон…». «За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня». 

    Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своём истинном обличии? Почему Алескей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алескей, не смотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждение невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли отца.

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, лёгкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность. «Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны, … хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Алексей обладал высокими душевными качествами, а незаурядность Лизы – Акулины вызывала у него сильные чувства.

     К сегодняшнему уроку я давала вам задание; приготовить выразительное прочтение наизусть фрагмента повести. Кто хочет выступить? (Чтение фрагмента повести наизусть одной из учениц.)

V. Физминутка.

Посмотрите вправо-влево,

Руки сжали у груди,

А теперь их отведи,

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя!



VI. Закрепление материала.

1.Беседа.

- Какое настроение передается в «Барышне-крестьянке»? (Весёлое).

- Кто главные герои повести? Лиза и Алексей.  Подчеркните слова, которые выражают отношение автора к героям. Как он относится к ним? (Иронически) Какие слова помогают нам понять это?

- Развитие отношений между героями.  Первая встреча героев. Кем представляются герои? - Как это видно в тексте? Речь героев. (разговорная лексика). Но как при этом герои проявляют себя во время встреч?

- Какую ещё маску надевает Лиза? (сцена в доме Муромских). Слайд 6. Но что всегда происходит с тайной? Что грозит человеку, который слишком «заигрался»? Слайд 7 Кто может быть примером такой жизни? (Муромский).

- Чем заканчивается повесть? Можем ли мы по финалу сказать, как автор относится к героям?

- Почему они получили награду?

- Что хотел этим сказать Пушкин.



2. Работа над композицией и сюжетом повести

Как мы уже говорили на прошлом уроке, произведение А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка» - это повесть. Рассмотрим её композицию: экспозиция – завязка – кульминация – развязка – эпилог (не обязателен).

     Начнём с экспозиции: рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

     Завязка: Настя, служанка Лизы, знакомится с Алексеем Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с Алексеем Берестовым влечёт за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Акулины с Алексеем.

     Кульминация: случайная встреча с Лизой – Акулиной в её доме. Кульминации предшествует ещё одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым старшим.

     Развязка: отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»


VII. Итог урока.

Почему повесть называется "Барышня - крестьянка"?

- Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья ,праздника).

- Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Самсона Вырина).

- Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.


VIII. Рефлексия.

 - Кто вам больше всех понравился в повести?

- Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С.  Пушкина?


IX. Домашнее задание.

  1. Выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Лизу, Алексея, Берестова и Муромского.


  1. А поскольку развязка у этой повести отсутствует, дома я предлагаю вам пофантазировать и написать в 5-7 предложениях, чем же, по вашему мнению, закончилась эта романтичная история.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!