Литературное чтение 1 класс
С.Я. Маршак «Апрель» и Т. Белозеров «Подснежник».
Цели урока:
познакомить с произведением С. Я. Маршака «Апрель» и Белозерова «Подснежник», пьесой П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник»;
формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения;
тренировать навыки чтения целыми словами;
отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворения;
развивать речевые умения учащихся, интерес к предмету, расширять словарный запас.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- Чтение наизусть стихотворений, выученных по выбору.
- выставка иллюстраций к стихам.
Тема урока.
С. Я. Маршак “Апрель”.
Загадки:
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая –
Значит к нам пришла (весна)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая –
Значит к нам пришла (весна)
Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет –
Значит к нам пришла (весна)
Ребята, над какой темой мы сейчас с вами работаем?
Учитель: Сегодня мы с вами на уроке продолжим знакомиться с произведениями разных авторов о весне. Это замечательное время года, когда природа просыпается, умывается, прихорашивается и предстаёт перед нами красавицей.
Говорят у весны три дела: одно - тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. В марте появляются проталины, первые перелётные птицы. Снег согнать, землю разбудить и отогреть – этим апрель занимается. В апреле пробуждаются насекомые, появляется первая зелень и цветущие растения. И третье дело – теплую землю в зелень убрать – это работа мая. Май – месяц цветения растений, первых весенних гроз. С мартом мы уже простились. Какой месяц нам в окно , улыбается?(апрель)
Сейчас мы с вами будем читать произведение, которое так и называется “Апрель”. Его написал замечательный детский поэт С. Маршак.
( портрет автора)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/27/s_59cc03825ee01/696636_1.jpeg)
Он написал для детей очень много весёлых, поучительных стихов, сказок, перевёл с английского языка детские песенки.
2. Чтение учителем стихотворения .
3. Выявление первичного восприятия.
- Какие приметы весны описал поэт? Найди.
- Расскажи, что ещё происходит ранней весной?
- Каким настроением окрашено это стихотворение?
( рисунок “Подснежник”, под рисунком - слова:
Красота нежна, беззащитна и уязвима. Только любовь к прекрасному, нежное и бережное отношение к окружающей природе спасёт красоту.
Чтение цепочкой стихотворения.
4. Словарная работа.
- Что такое “капель”, “валежник”, «стужа», «сквозь»?
КАПЕ́ЛЬ
Женский род
Падение с крыш, с деревьев оттаявшего снега каплями, а также сами эти капли.
ВАЛЕ́ЖНИК
Мужской род
Сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
СТУ́ЖА
Женский род
разговорное
Сильный холод, мороз.
СКВОЗЬ
предлог
Через что-н., через внутренность чего-н.
5.Чтение трудных слов.
про-би-ра-ет-ся - пробирается
ва-леж-ник – валежник
рас-цвёл – расцвёл
под-снеж-ник – подснежник
6. Работа над выразительностью.
- Какие строки в тексте будешь читать громко, радостно? Почему?
Прочитайте выразительно стихотворение. (Хорошо читающий ученик)
-Звуки чего услышал автор? (капели, как медведь пробирается сквозь валежник)
-Чьи голоса услышал С.Я.Маршак? (птиц)
-А какие звуки природы вы услышали?
А вот что услышал композитор Петр Ильич Чайковский.
Звучит пьеса «Апрель. Подснежник». П.И.Чайковского.
-Кто сможет сказать, когда слушали музыку кого или что себе представляли?
Сегодня мы наблюдали, как работали великие мастера своего дела. Поэт словами рисует картины, композитор – через звуки изобразил пробуждение природы и они призывали своими произведениями любить родную землю. Только любовь к природе, её глубокое знание, доброта, помогли С.Я.Маршаку и П.И.Чайковскому написать такие замечательные произведения.
Прочитайте, как называется следующее стихотворение и кто его автор?
(«Подснежники» Т.Белозёров.)
Читает стихотворение учитель
- Какое настроение у вас было во время слушания стихотворения?
- С чем Белозёров сравнивает подснежники? (со слезами Снегурочки)
- Почему Снегурочка оказалась всем чужая?
Чтение по 1 строчке.
Раскрасить подснежник. Откройте ваши тетради по литературному чтению. Вам нужно будет попроовать нарисовать подснежник.
Итог урока (Продолжить фразу)
-С какими произведениями познакомились на уроке?
-О чём эти произведения?
Пусть ваша жизнь с приходом весны станет радостнее, милее, интереснее, богаче впечатлениями и наблюдениями. С родителями сходите на прогулку, вдохните запахи весны, послушайте её голоса.
Д/з : выучить понравившееся стихотворение и сделать к нему иллюстрации.