Тема: К.Г. Паустовский «Барсучий нос»
Цели:
Формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского «Барсучий нос».
Развивать умения работать с текстом; умения критически мыслить и творческие способности учащихся.
Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность и любовь к природе.
ХОД УРОКА
I Организационный момент
Ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения! Давайте улыбнемся друг другу и с прекрасным настроением отправимся навстречу новым знаниям и впечатлениям.
II Стадия вызова
Введение в тему
Сегодня мы открываем новый интересный раздел большой страны Литературии. Чтобы узнать его название послушаем замечательное стихотворение. (3 ученика читают стихотворение о природе)
- О чем это стихотворение?
- Прочитайте название раздела. (Люби всё живое)
- Что авторы хотели сказать нам этим названием?
(Любить живое – это значит беречь всё живое, растения, животных. Авторы обращаются к нам с призывом: «Люби все живое!». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, к животным, берегли и охраняли их)
- Вспомните, какие произведения о животных вы читали?
Фильм о природе
Природа – это наш дом. Дверь в него всегда открыта. Посмотрите, как здесь красиво. Почувствуй, как ласково прикасается к тебе солнечный луч. Вдохни полной грудью аромат леса. Подружись с теми кто вокруг тебя. Как прекрасен этот удивительный мир!
Много интересного в природе. Нужно только уметь наблюдать, быть добрым. И одним из таких людей был писатель К.Г.Паустовский.
Биография.
Этот человек очень любил быть на природе. Целыми днями он всматривался и вслушивался в каждый ее уголок. Бродя среди старых деревьев он впитал всю мудрость природы и все увиденное воплотил в своих произведениях.
Сегодня мы познакомимся с одним из лесных жителей из рассказа Паустовского «Барсучий нос»
Прием «Корзина идей»
О чем может быть рассказ с таким названием?
III Стадия осмысления
Словарная работа (слайд)
Чтение 1 части
- О каких приметах осенней природы рассказывает автор?
- Какую рыбу ловили рыбаки?
-Какие литературные приемы использует автор в этой части?
- Приведите примеры сравнений, олицетворения.
- О чем мы узнали из этой части?
- Как можно ее озаглавить? ( Осенняя рыбалка у озера)
Чтение 2 части
- Кто еще был с путешественниками в лесу?
- Как его называет Паустовский?
- Как автор относится к нему, прочитайте из текста
- Как вы думаете, человек выдумщик: это хорошо или плохо?
- Как мы назовем вторую часть? (Ужин у костра)
Чтение 3 части
Чтение до слов: … внимательно на меня посмотрел…
- Что могло произойти дальше?
- Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?
Прием «Словарь характеристик»
- Какие слова вы бы выбрали, чтобы описать характер барсука?
( Слайд)
- Как повели себя другие обитатели леса, когда барсук сильно закричал от боли?
- Как озаглавим третью часть? ( Зверек решил поужинать у людей)
Физминутка
Чтение 4 части рассказа
-Кто первым увидел, что барсук лечит свой нос?
- Как это характеризует мальчика?
- Как назовем эту часть рассказа? ( Барсук лечит свой нос)
Чтение 5 части
-Как вы думаете чем могла завершиться эта история?
- Почему автор узнал барсука?
-Как озаглавим эту часть?
III Рефлексия.
Понравился вам рассказ?
Что особенно вам запомнилось?