Тема. Внеклассное чтение по рассказам Евгения Чарушина.
Тип урока: обобщающий.
Цели урока:
1) образовательные: - тренировать детей в правильном, беглом и выразительном чтении целыми словами; инсценировать прочитанное (рассказ «Никита-
доктор»);
-активизировать знания детей о жизни и творчестве писателя, развивать связную речь;
-закреплять умения детей воспроизводить краткое содержание прочитанных рассказов по вопросам учителя (с опорой на читательские дневники);
коррекционные: - контролировать произношение, развивать слуховое восприятие;
3)воспитательные: - воспитывать положительное отношение к самостоятельному чтению.
Оснащение урока: таблички с краткой записью предложений о жизни, творчестве Евгения Чарушина, план урока, читательские дневники, вопросы для беседы, отрывки из произведений, рисунки детей с изображениями героев по прочитанным рассказам, необходимые предметы для инсценирования рассказа «Никита- доктор» (простыня, дудка - игрушка, очки, зубная щетка), картины с изображением панорамы города Санкт-Петербурга, Петербургская Академия художеств, портрет писателя Е. Чарушина, рисунки, иллюстрации Е. Чарушина к детским книгам, выставка детских книг.
Речевой материал: табличка - словарь для закрепления и знакомства с новыми словами, материал для фонетической зарядки.
Ход урока.
Организационная часть.
Проверка и настрой ЗУА.
-Здравствуйте!
-Как вы слышите? (имена детей)
Установление психологического комфорта.
-Вы готовы к уроку?
- Какое у вас настроение?
-Пожелайте друг другу хорошего, бодрого настроения!
Фонетическая зарядка (На доске табличка предложения с проставленными орфоэпическими знаками).
- Прочитай, соблюдая правила орфоэпии.
Евгений Чарушин - детский писатель и художник. Он иллюстрировал детские книги писателей.
Основная часть.
Сообщение темы, плана урока.
План урока.
Рассказывать о жизни, творчестве писателя Е. Чарушина.
Беседовать о прочитанных рассказах.
Угадывать рассказы по отрывкам, узнавать героев по
рисункам.
Читать рассказ «Никита-доктор».
3. Инсценировать рассказ.
2. Беседа у выставки книг.
- Какие книги вы читали?
- Кто написал эти книги?
- Что вы знаете о Евгении Чарушине?
- Кто расскажет о писателе?
3. Рассказы детей о жизни и творчестве Евгения Чарушина (сообщения детей).
1-й ученик.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году. Отец был архитектором. По его проектам построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Мать была умелым
садоводом.
Они жили в большом доме с садом. Во дворе были поросята, кролики, цыплята, котята, подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили.
2-й ученик.
В доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а еще в доме жили пес Бобка, друг маленького Жени.
3-й ученик.
Женя в детстве много читал книги о животных. Он окончил школу, служил в Армии 4 года, учился на художника в Санкт- Петербурге 5 лет.
Ребенок показывает на картины с видами города Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской Академии художеств.
Учитель - Верно, ребята, Е. Чарушин успешно закончил С.- Петербургскую Академию художеств, став художником - анималистом. А вы знаете кто такой анималист?
Объяснение нового слова.
Анималист - художник, рисующий животных.
4-й ученик.
Е. Чарушин работал художником, иллюстрировал книги писателей. Он написал много книг для детей, нарисовал картинки к своим произведениям. Ребенок показывает на иллюстрации художника Е. И. Чарушина к разным произведениям писателей.
Физпауза.
-Устали немного? Встаньте и вместе сделаем зарядку.
Хорошо говорите текст зарядки.
Мы сейчас все дружно встанем.
Отдыхать, как зайки, станем...
Вправо, влево повернись,
Наклонись и подтянись.
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
( Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
4. Беседа о прочитанных рассказах с опорой на читательские дневники.
- Какие рассказы писателя вы прочитали?
Дети работают с опорой на читательский дневник.
Автор рассказа | Название рассказа | Главные герои | Краткое содержание |
Е. И. Чарушин | «Томкины сны» | Щенок Томка | Томка видел о сне зайчонка, козу, медведя. |
| «Почему Тюпу прозвали …» | Котенок Тюпа | Тюпа увидит бабочку, птицу, двигает губами и тюпает. |
| «Лисята» | 2 маленьких лисенка | У охотника жили лисята. Они любили играть, шалить. |
| «Никита-доктор» | Мальчик Никита, щенок Томка | Никита играл в доктора, а Томка так и не научился играть, шалить |
- О ком говорится в рассказе «Томкины сны»? Расскажи краткое содержание рассказа.
- О ком говорится в рассказе «Почему Тюпу прозвали Тюпой?»
- Тебе понравились рассказы «Лисята» и «Никита-доктор»? Расскажи об этих рассказах.
- А вы читали рассказ «Волчишко»?
Восприятие слов на слух.
-А теперь послушайте и повторите слова.
Писатель, художник, Евгений Чарушин, учился в Петербургской Академии художеств.
Угадывание рассказов по отрывкам, героев - по
Рисункам.
А) Угадайте, из какого рассказа?
«...Он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп»
«.. .глядит охотник - из сапога хвост высовывается...»
«...Томка вырвался из рук, утащил щетку...»
Б) Рассматривание рисунков к рассказам.
Чтение рассказа «Никита-доктор» цепочкой.
- Молодцы, ребята! Я довольна вашими ответами.
8. Инсценирование рассказа детьми.
- Кто будет автором (доктором, щенком)?
Ответы детей:
- Я автор.
- Я – доктор. Я – щенок.
Инсценирование отрывка из рассказа.
III. Заключительная часть.
Итог урока.
Рефлексия.
-• Что нового узнали на уроке?
Оценка, взаимооценка ответов детей.
Домашнее задание.
-А какое домашнее задание вы будете выполнять дома?
Дети: - Мы будем читать рассказ «Волчишко».
Методическая разработка
«Внеклассное чтение по рассказам Евгения Чарушина»
(литературное чтение, 3 класс)
в специальной (коррекционной) школе – интернате для глухих и слабослышащих обучающихся
Разработала учитель начальных классов Усманова Минигуль Насибулловна
Адрес образовательного учреждения ГБОУ Стерлитамакская КШИ для глухих и слабослышащих обучающихся
Мы сейчас все дружно встанем Отдыхать, как зайки, станем...
Вправо, влево повернись,
Наклонись и подтянись.
Лапки вверх и лапки вбок И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
'Vi о. дни дм, мои зайчишки!
Движения в соответствии с текстом.
4. Беседа о прочитанных рассказах с опорой на
читательские дневники.
-Какие рассказы писателя вы прочитали?
Дети работают с опорой на читательский дневник. |
Автор ; Название рассказа . расе каза | Главные герои | Краткое содержание |
Е. И. «Томкины Чарушин ; сны» | Щенок Томка | Томка видел во сне зайчонка, козу, медведя |
: «Почему Тюпу I прозвали...» | Котенок Тюпа | Тюпа увидит бабочку, птицу, двигает губами и тюпает. |
: «Лист га» j | 2 маленьких лисенка | У охотника жили лисята. Они любили играть, шалить. |
: «Никита- |доктор» 1 | Мальчик Никита, щенок Томка | Никита играл в доктора, а Томка так и не научился играть, шалить. |
... О ком говорится в рассказе «Почему Тюпу прозвали
Тюпод» :