СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вниманию педагогов конспект урока по литературному чтению  во 2 классе И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"  УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению во 2 классе И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе от 13.11.2015

по теме И.Соколов-Микитов «Зима в лесу»

учителя начальных классов

МБОУ НОШ 39 г.Белореченска

Немовой Светланы Николаевны

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом И. Соколова-Микитова «Зима в лесу», обучения анализу, сравнению, формулировке выводов, коллективной работе (в парах, группе); способствовать формированию умения работать с текстом, развитию коммуникативных компетенций, творческого воображения и художественного вкуса; совершенствовать навык выразительного, осознанного, правильного чтения; обогащать словарный запас; создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений

Планируемые результаты

Предметные: делят текст на части, пересказывают по готовому плану

Метапредметные:

познавательные: овладевают приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; адекватно воспринимают оценку учителя; оценивают правильность выполнения действия;

коммуникативные: слушают и понимают речь других

Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Образовательные ресурсы: портрет, выставка книг И. Соколова-Микитова; картинки с изображением животных, их следов


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Прозвенел звонок, начался урок.

На уроке тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры

В вестибюли, в коридоры.

Нам урок пора начать

И заданье проверять

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе

II. Проверка домашнего

задания

Осуществляет проверку домашнего задания

Зачитывают мини-сочинения
о зиме

Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности

III. Актуализация знаний

Прозвенел давно звонок.

Продолжаем мы урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно в лес – 

Чудеса посмотреть.

– Закройте глаза и представьте себе такую картину: Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками.
Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов.

– Откройте глаза. Куда мы с вами сейчас перенеслись?

– Не эту ли картину вы увидели с закрытыми глазами?

На доске – картинка «Жизнь животных зимой в лесу».

– Что мы можем увидеть в лесу зимой?

– Отгадайте, чьи следы можно увидеть в лесу на снегу. Вам необходимо найти на доске картинку-отгадку.












Отвечают на вопрос.



– Сугробы, деревья, следы.

Отгадывают загадки

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

IV. Постановка учебной задачи

– Давайте познакомимся с произведением Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Узоры на снегу». Писатель очень любил природу, изучал ее и свои наблюдения отразил в рассказах

Внимательно слушают, рассматривают выставку книг

V. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя о И. Соколове-Микитове

Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в Осеки Калужской губернии. Русский писатель-путешественник, он родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство».

В I мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий. После Октябрьской революции оказался в эмиграции, но в 1923 г. вернулся на родину.

Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвященные природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество. Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр – «На камушке», «Заря-заряница» – с народными традициями и фольклором.



Внимательно слушают учителя

Формулируют ответы
на вопросы.

Владеют навыками осознанного чтения

2. Первичное чтение

– Послушайте, как И. Соколов-Микитов описывает зимний лес и его обитателей в своем произведении «Зима
в лесу»


3. Беседа по содержанию прочитанного

– О каком времени года рассказал автор?

– Где мы сейчас с вами побывали?

– Следы каких зверей встречаются в зимнем лесу?

– А почему не видно следов медведя?


– В зимнем лесу.

Отвечают, опираясь на картинки на доске

4. Словарная работа

Пороша – свежий слой выпавшего вечером или ночью снега.

Горностай – небольшое хищное животное.

Натропил – оставил много следов.

Просека – узкая полоса дороги в лесу.

Объясняют значение слов и выражений. При необходимости обращаются к словарю

Владеют навыками работы со справочной литературой

Физкультминутка

Снег идет, снег идет.

Дворник улицу метет.

Стороной народ идет.

Заниматься нам не лень.

Мы немного разомнемся,

За дела опять возьмемся.


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Работа по составлению плана рассказа

– Понравился ли вам рассказ?

– Что вас удивило?

– К какому жанру относится данное произведение?

– О чем этот рассказ?

– Какие животные встретились в лесу?

– Какую картину зимы нарисовал писатель?

– Сколько здесь смысловых частей?

1-я часть.

– Как автор описывает лес? Обратитесь к тексту.

– Кто испытывает в осеннем лесу трудности и почему? Прочитайте.

– Чему обрадовались зайцы-беляки? Прочитайте.

– Озаглавьте 1-ю часть рассказа.

2-я часть.

– Какие непонятные слова вам встретились?

– Зачем охотник отправился в лес?

– Кого увидел охотник в лесу?

– Как озаглавим 2-ю часть рассказа?

3-я часть.

– Кому комфортно зимой в лесу?

– Как медведь готовился к зиме?

– Как чувствует себя медведь в берлоге?

– Озаглавьте 3-ю часть рассказа

Отвечают на вопросы.







Читают по цепочке.

Составляют план по ходу чтения.



– «Первый снег».

Применяют «жужжащее чтение».





– «Следы на снегу».

Читает хорошо читающий ученик.




– «Медвежья квартира»

Осуществляют логическую операцию – анализ объектов с целью выделения признаков.

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

6. Обобщающая беседа

На доске иллюстрации с изображением животных и их следов.

– Чьи следы мы увидели на снегу?

– Найдите и зачитайте, как в лесу натропил зайчишка.

– Найдите следы зайца.

Рассказывает о зайце.

– Заяц так много бегал, что протоптал тропу. Зайцы бегают по своей тропе, никогда не забегая на чужую. Свою тропу они метят и определяют ее по запаху.

Далее работа проводится аналогично.

– Чьи следы нам еще встретились?

– Найдите и прочитайте, как по лесу пробежал горностай.

– Как по лесной опушке ходит старый лис? Найдите
и прочитайте.

– Найдите следы старого лиса.

– Как прошли разбойники-волки?

– Как прошли лоси?



Отвечают на вопрос.

Выполняют задание.

След зайца прикрепляют под изображением зайца.

Внимательно слушают

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

VI. Итог урока. Рефлексия

– Расскажите, что нового узнали на уроке.

– Какое произведение читали?

– Что вы можете сказать о И. Соколове-Микитове?

– Смог бы он написать этот рассказ, не посещая лес?

– Зачем человек часто ходит в лес?

– Только любовь к природе, животным, ее глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения.

– Чьи следы встретились в рассказе?

– У каждого на столе лежат несколько ладошек. Если вам понравился урок, прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет – красные

Отвечают на вопросы учителя.








– Заячьи, лисьи, волчьи, лосиные, горностая

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала

Домашнее

задание

Пересказать текст с. 128–129

Записывают задание на дом, задают вопросы

Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!