I. Организация начала урока | Прозвенел звонок, начался урок. На уроке тишина Нам особенно нужна. Уходите, разговоры В вестибюли, в коридоры. Нам урок пора начать И заданье проверять | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
II. Проверка домашнего задания | Осуществляет проверку домашнего задания | Зачитывают мини-сочинения о зиме | Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности |
III. Актуализация знаний | Прозвенел давно звонок. Продолжаем мы урок. Можно за партой тихонько сидеть, А можно в лес – Чудеса посмотреть. – Закройте глаза и представьте себе такую картину: Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками. Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов. – Откройте глаза. Куда мы с вами сейчас перенеслись? – Не эту ли картину вы увидели с закрытыми глазами? На доске – картинка «Жизнь животных зимой в лесу». – Что мы можем увидеть в лесу зимой? – Отгадайте, чьи следы можно увидеть в лесу на снегу. Вам необходимо найти на доске картинку-отгадку. | Отвечают на вопрос. – Сугробы, деревья, следы. Отгадывают загадки | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
IV. Постановка учебной задачи | – Давайте познакомимся с произведением Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Узоры на снегу». Писатель очень любил природу, изучал ее и свои наблюдения отразил в рассказах | Внимательно слушают, рассматривают выставку книг |
V. Работа по теме урока. 1. Рассказ учителя о И. Соколове-Микитове | Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в Осеки Калужской губернии. Русский писатель-путешественник, он родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство». В I мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий. После Октябрьской революции оказался в эмиграции, но в 1923 г. вернулся на родину. Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвященные природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество. Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр – «На камушке», «Заря-заряница» – с народными традициями и фольклором. | Внимательно слушают учителя | Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками осознанного чтения |
2. Первичное чтение | – Послушайте, как И. Соколов-Микитов описывает зимний лес и его обитателей в своем произведении «Зима в лесу» | |
3. Беседа по содержанию прочитанного | – О каком времени года рассказал автор? – Где мы сейчас с вами побывали? – Следы каких зверей встречаются в зимнем лесу? – А почему не видно следов медведя? | – В зимнем лесу. Отвечают, опираясь на картинки на доске |
4. Словарная работа | Пороша – свежий слой выпавшего вечером или ночью снега. Горностай – небольшое хищное животное. Натропил – оставил много следов. Просека – узкая полоса дороги в лесу. | Объясняют значение слов и выражений. При необходимости обращаются к словарю | Владеют навыками работы со справочной литературой |
Физкультминутка | Снег идет, снег идет. Дворник улицу метет. Стороной народ идет. | Заниматься нам не лень. Мы немного разомнемся, За дела опять возьмемся. | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Работа по составлению плана рассказа | – Понравился ли вам рассказ? – Что вас удивило? – К какому жанру относится данное произведение? – О чем этот рассказ? – Какие животные встретились в лесу? – Какую картину зимы нарисовал писатель? – Сколько здесь смысловых частей? 1-я часть. – Как автор описывает лес? Обратитесь к тексту. – Кто испытывает в осеннем лесу трудности и почему? Прочитайте. – Чему обрадовались зайцы-беляки? Прочитайте. – Озаглавьте 1-ю часть рассказа. 2-я часть. – Какие непонятные слова вам встретились? – Зачем охотник отправился в лес? – Кого увидел охотник в лесу? – Как озаглавим 2-ю часть рассказа? 3-я часть. – Кому комфортно зимой в лесу? – Как медведь готовился к зиме? – Как чувствует себя медведь в берлоге? – Озаглавьте 3-ю часть рассказа | Отвечают на вопросы. Читают по цепочке. Составляют план по ходу чтения. – «Первый снег». Применяют «жужжащее чтение». – «Следы на снегу». Читает хорошо читающий ученик. – «Медвежья квартира» | Осуществляют логическую операцию – анализ объектов с целью выделения признаков. Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. |
6. Обобщающая беседа | На доске иллюстрации с изображением животных и их следов. – Чьи следы мы увидели на снегу? – Найдите и зачитайте, как в лесу натропил зайчишка. – Найдите следы зайца. Рассказывает о зайце. – Заяц так много бегал, что протоптал тропу. Зайцы бегают по своей тропе, никогда не забегая на чужую. Свою тропу они метят и определяют ее по запаху. Далее работа проводится аналогично. – Чьи следы нам еще встретились? – Найдите и прочитайте, как по лесу пробежал горностай. – Как по лесной опушке ходит старый лис? Найдите и прочитайте. – Найдите следы старого лиса. – Как прошли разбойники-волки? – Как прошли лоси? | Отвечают на вопрос. Выполняют задание. След зайца прикрепляют под изображением зайца. Внимательно слушают | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Расскажите, что нового узнали на уроке. – Какое произведение читали? – Что вы можете сказать о И. Соколове-Микитове? – Смог бы он написать этот рассказ, не посещая лес? – Зачем человек часто ходит в лес? – Только любовь к природе, животным, ее глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения. – Чьи следы встретились в рассказе? – У каждого на столе лежат несколько ладошек. Если вам понравился урок, прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет – красные | Отвечают на вопросы учителя. – Заячьи, лисьи, волчьи, лосиные, горностая | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала |
Домашнее задание | Пересказать текст с. 128–129 | Записывают задание на дом, задают вопросы | Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом |