Предмет математика
Класс 5
Учитель Коробкова Оксана Вячеславовна
Тема Упрощение выражений
Оборудование мультимедиа-проектор, презентация
Планируемые результаты на уроке :
Предметные : умножают натуральные числа с использованием свойств умножения, упрощают выражения, решают уравнения.
Личностные : получают возможность устранить пробелы в знаниях по теме, развивают умения работать в парах и самостоятельно, правильно пользоваться математической терминологией, учатся позитивно оценивать учебную деятельность и адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметные: умеют действовать по алгоритму, видеть математическую задачу в окружающей жизни, логически рассуждать и делать выводы, учатся представлять информацию в различных моделях, соотносить свои действия с полученным результатом.
Задачи урока:
Обучающие: научить учащихся упрощать выражения, применяя распределительное и сочетательное свойства умножения, закрепить алгоритм решения уравнений.
Развивающие: активизация познавательной деятельности, развитие внимательности, логического мышления
Воспитательные: побуждение учащихся к преодолению возникших трудностей, привитие навыков само и взаимоконтроля.
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы с учащимися : устный опрос, беседа с учащимися, диалог, индивидуальная и парная работа, работа у доски и на местах, самопроверка и взаимопроверка.
Содержание урока :
1. Организационный момент : ( 1 мин.) приветствие
Известный учёный Бируни сказал:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
И сегодня мы с вами отправимся в путешествие за математическими знаниями по заданному маршруту на корабле с юнгой.( слайд)
У вас на столах маршрутные листы, где вы будете оценивать свою работу на каждом из маршрутов.
2. Мотивация. (2 мин.)
Ежедневно ваши родители, отправляя вас в школу, дают вам какой-то наказ: (какой?)
Совершенно верно - НУЖНО СТАРАТЬСЯ ХОРОШО УЧИТЬСЯ, ЧТОБЫ БЫТЬ ГРАМОТНЫМ В НАШЕМ СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Вот мы с вами, ребята, и будем сегодня стараться на уроке работать быстро, правильно, чтобы получить хорошие знания и радовать своих родителей. А девизом нам будет русская пословица « Если за день ничему не научился – зря прожил день».
3. Актуализация знаний ( 3 мин)
Вспомните, какие темы мы изучили на прошлых уроках? ( (ответы детей : Сочетательное и распределительное свойства умножения, порядок выполнения действий, упрощение выражений, решение уравнений ).
Тема изучена, что же дальше? (контрольная работа!)
А чтобы хорошо её написать нам необходимо? (всё повторить!) Правильно.
Ребята, так чем же сегодня на уроке вы будете заниматься?
СЛАЙД №2
4. Целеполагание (3 мин)
Ребята, а для чего нам надо изучать законы умножения?
(дети отвечают: чтобы развивать навыки счёта, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.)
Давайте вспомним законы умножения и запишем их на доске :
( ученики дают формулировки и делают записи на доске)
слайд № 3 дублируется математическая модель этих законов)
5. Включение знаний в систему знаний ученика ( 30 мин)
Просьба: « Ребята! Надо выполнить задание, но никак не могу вспомнить законы и решить задания». Поможете ?
1.Вычислите :
а) 25 *43 *4 НА КАКОЙ закон умножения вы опирались?
б) 125 *3* 8 (ответ: сочетательный закон умножения)
в ) 25 у * 4
№2 Раскройте скобки
а) 13 *(а +5) 3. Вычислить значение
б) (с - 90) *6 выражения удобным способом
а) 36*56 + 56*64
в)205*97 -105 *97
г) 91*8
4. Найдите ошибку
13а+5+а=19а 18у-у=18 8с*5=40с 15х+3+2у=17ху+3
Какие законы умножения вы использовали в № 2 и 3?
Так как же вы должны выполнять упрощение выражений, где есть буквенные выражения и числа?
( действия с числами выполнить отдельно, затем упростить выражение с одинаковыми буквами, записать ответ)
Выполняем № 613(а,б) ( у доски)
Значение какого выражения надо найти? (буквенного)
Что необходимо сделать вначале? ( упростить выражение))
А) 24а+47а+53а+76а, если а = 47
( 200а=200*47=9400)
Какое свойство позволило выполнить сложение рационально?
( сочетательное свойство сложения)
Б) самостоятельно
Если р=11, то 128р-72р-28р= 28р=28*11=308
( проверка устно Гришина Катя)
А вот и станция «ЗАДАЧКИНО» - СЛАЙД №6
Учитель: Кто изображён на слайде? ( дельфин и детёныш)
А кто из вас видел настоящих дельфинов?
Решение задачи слайд № 7
« Масса взрослого дельфина в 62 раза больше массы новорождённого детёныша. Сколько весит детёныш, если малыш и его мама вместе весят 504 килограмма».
Каким способом вы будете её решать? ( несложная, с помощью уравнения)
Дайте определение уравнения ( уравнение –это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти )
Как бы вы начали рассуждать, чтобы решить эту задачу?
(Ученик: нужно составить краткую запись)
мама - в 62 раза больше ↓
детёныш - ? ↕ 504 кг.
учитель: какие у вас будут предложения по решению задачи?
(ученик: Обозначим за Х кг. массу детёныша, так как его масса меньше. Тогда мама весит 65Х кг. Вместе они весят 504 кг.
Составим уравнение: Х+62Х=504, 63Х=504, Х=8. Ответ: 8кг)
Учитель: Видите, ребята, какие маленькие рождаются дельфины, а длина его составляет всего 70 сантиметров.
Учитель: повторим алгоритм (последовательность действий) при решении задач с помощью уравнения.
(ученик: обозначим за Х меньшее неизвестное, затем выразим через Х все неизвестные, которые есть в задаче. Найдём ключевое число, связывающее все неизвестные. Составим уравнение)
Отдохнём в проливе « Физкультминутка
Итак мы прибыли на пристань « Смекалистых»
Учитель: Внимательно посмотрите на слайд № 8
Попробуйте решить уравнения
18х-7х+10=21 р:3-17=13
…+10=21 р:3=….+….
11х=…-… …:3=….
….=….. р =…*…..
Х=…. Р=….
Учитель: Как называются числа 1 и 90 в решенных уравнениях? ( корни уравнения)
Решим № 639( б,и) у доски
13у+15у-24=60 89n+68=9057
У=3 n=101
Учитель: В уравнении под буквой (б), что необходимо было выполнить вначале (упростить левую часть уравнения)
Слайд №9 домашнее задание П.14,15 правила, № 639(в,з), 643(1)
Остров « Знатоки математики»
А сейчас вы выполните самостоятельную работу. (приложение)
Время её выполнения и проверки –10 мин. По истечении 10 мин, вы меняетесь работами со своим соседом и оцениваете её согласно критериям.
Самостоятельная работа:
Вариант 1 вариант 2
1. Раскройте скобки:
а) 5*( в+3) а) (6+у)*7
б) (с-7)*8 б) 8*(к-3)
в)5*(4к+2) в) 6*(3р-3)
2.Вычислите удобным способом:
675*45 +325*45 45*632+632*55
Решите уравнения:
25х+9х=102 43у+2у=135
( проверка на слайде № 11, приложение)
Слайд №11:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ :
«5»- НИ ОДНОЙ ОШИБКИ, «3»- 2-3 ОШИБКИ
«4»- 1 ОШИБКА, «2» - 4 И БОЛЕЕ
Задание №1
а) 5в+15 а) 42+7у
б) 8с-56 б) 8к-24
в) 20к+10 в) 18р-18
Задание №2
45000 63200
Задание №3
3 3
6.Рефлексия ( 6 мин)
Ребята, наш урок подходит к завершению. Сегодня на уроке мы совершили математическое путешествие за знаниями.
Понравился ли вам урок?
Выполнили ли вы то, что планировали? Как вы думаете с контрольной справитесь? Подведём итоги в ваших маршрутных листах.( приложение)
Обобщающий урок по теме: « Упрощение выражений» 5 класс
Маршрутный лист
Девиз: « Если за день ничему не научился - зря прожил день».
Русская пословица
| Название маршрута | Критерии оценивания | Количество баллов |
1 | Порт « Устный счёт». | Я не ошибался, всё понятно-1 балл, Ошибки были, но всё понятно-0 баллов | |
2 | Пролив « Неизвестный» №613(а,б) | Самостоятельно решил-2 балла, списывал с доски, но всё понятно-1 балл. | |
3 | Остров « Задачкино». | Самостоятельно решил-2 балла, Списывал с доски-1 балл. | |
4 | Пристань «Смекалистых) № 639(б,и) | Самостоятельно решил-2 балла, Списывал с доски-1 балл. | |
5 | Пролив « Физкультминутка». | Был активен- 1 балл | |
6 | Пункт назначения материк «Знатоки математики» | Максимальное количество- 5 баллов | |
| Оценка «5» | | 12-13 баллов |
| Оценка «4» | | 11-10 баллов |
| Оценка «3» | | 7-9 баллов |
| Оценка «2» | | Менее 7 баллов |
| Моя оценка «____» | | |