СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Перестановка слагаемых" 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике "Перестановка слагаемых" 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Перестановка слагаемых" 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"»














Предмет, класс, автор учебника

Математика, 1 класс, А. Л. Чекин «Математика», Москва «Академкнига/учебник», 2012г.

Автор конспекта

Золотарева Людмила Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

УМК

«Перспективная начальная школа»

Тема урока

"Перестановка слагаемых".

Цель

Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

Тип урока

Открытие нового знания

Задачи урока

Образовательные (предметные):

усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения – переместительного (коммуникативного) свойства сложения;

формирование вычислительных навыков на основе использования переместительного свойства сложения;

развитие математической речи с использованием нового математического термина «переместительное свойство сложения»;

Развивающие (метапредметные):

Познавательные:

Развивать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

Развивать умение работать с информацией и обмениваться её.

Формировать умение использовать полученную информацию.

Работать над использованием знаково-символических средств.

Продолжить работу над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельной работы.

Коммуникативные:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Способствовать осуществлению взаимодействия ребёнка с соседом по парте.

Формировать умения слышать друг друга и понимать.

Помочь ребёнку в аргументации своего мнения.

Регулятивные:

Формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Формировать умение соотносить свои знания, определять проблему.

Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Способствовать выполнению пробного действия.

Развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность.

Формировать умение высказывать своё предположение.

Воспитательные (личностные):

Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.

Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении.

Методы обучения

Частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, работа в парах , работа в группе, самостоятельная работа

Средства обучения

основные: А.Л.Чекин. Математика 1 класс,

тетрадь на печатной основе О.А.Захарова, Е.П.Юдина 1 класс;

дополнительные: интерактивная доска; презентация; тетрадь; фишки;

электронная физкультминутка

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Содержание урока

Универсальные действия


1.Организацион-ный момент

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для осознанного нахождения учащихся в пространстве учебной деятельности на уроке

Отвечают на вопросы учителя, проговаривают свои ожидания от урока









Работают с карандашами

Организует эмоциональный настрой на урок

Звучит музыка.(слайд 3)

Дыхание: глубокий вдох, выдыхаем частями в три приема, растираем ладошки так, чтобы они стали горячими, растираем ушки вверх, вниз – поцокали, подергали за мочки ушей, растираем кулачком носик, улыбнулись (нажимаем на кончик носа), тихо сели.

-Возьмите лист«самооценки». Он сделан в виде снеговика и раскрасьте верхний круг синим - если у вас хорошее настроение и красным - если плохое настроение в начале урока.

(слайд 4)Проверим все ли готово к уроку и (слайд 5) правильно ли мы сидим.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Коммуникативные УУД).



Положительное отношение к уроку;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

(Личностные УУД)

2.Актуализация знаний, определение темы, целей урока

Цели:

-организовать повторение материала, необходимого для самостоятельного выведения правила, выявление затруднений.

Совместно с учителем формулируют цель урока.

























- Вместе разберёмся, для чего нужно и когда переставлять слагаемые.









Рассматривают страницы. Планируют.-Мы будем думать, работать в печатной тетради, в тетради в клетку, поработаем в парах, фишками.

Демонстрирует стаканы с карандашами, создает проблемную ситуацию.



















Озвучивает тему урока.


-Сколько карандашей в первом стакане?(5)

-Положите столько красных кругов.(слайд 6)

- Сколько во втором?(4)

-Положите столько же синих кругов.

-Составьте и запишите выражение. Прочитайте.

- Сколько всего карандашей?

- А если мы стаканы поменяем местами, сколько будет карандашей?

-Поменяйте круги местами.

-Составьте и запишите выражение. Прочитайте.

-Что произошло со слагаемыми?(Они поменялись местами).

-Какая тема нашего урока?

(Перестановка слагаемых.)

( слайд 7 )

Сформулируйте цель урока.

- Я согласна с вами. Цель урока: узнать, понять и попытаться применить правило перестановки слагаемых.

– Что нам поможет достигнуть поставленные цели? (Учебник.)

– На какой странице в учебнике расположена тема урока? Где должны посмотреть? (В содержании, стр. 26) Открываем учебник.

– Спланируем свою работу.

– Что вам помогло спланировать работу? (Условные обозначения.)


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).






3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

на основе наблюдений вывести правило перестановки слагаемых.














Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

-Рассматривают рисунок. Думают. -Миша считал слева направо и написал, что на столе 3+4 ягодки. Маша тоже считала слева направо, но она смотрит с противоположной стороны, поэтому она написала, что на столе 4+3 ягодки.

- Значения сумм будут равны, так как набор ягод один и тот же.

2.Записывают в тетради в клетку модель правила перестановки слагаемых 3+4=4+3



3.Пытаются высказать предположения.

-Слагаемые поменялись местами. Значения сумм не изменились.











( Слагаемые как бы «перемещаются», меняются местами.)



Выполняют упражнения.





4. В парах выполняют задание №2. Первые суммы в столбцах записывает один, вторые – другой. Сравнивают. Читают правило в учебнике. Делают вывод, проговаривая правило.







5.Взаимопроверка

Образец ответа: 6 + 2 = 8 2 + 6 = 8, от перестановки мест слагаемых сумма не изменилась, следовательно, 6 + 2 = 2 + 6





1. Организую ситуацию решения учебной задачи, используя систему вопросов, позволяющих найти правило перестановки слагаемых.



2. Организую ситуацию построения модели понятия

3. Прошу проговорить теоретическую формулировку, используя модель.











И ещё эксперимент: к доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей?(6) Поменяйтесь местами. Изменилось количество детей?(нет)

Вывод?(От перестановки слагаемых сумма не изменилась)

(слайд 10)

-Эту особенность ученые заметили давно. Они назвали ее переместительным свойством сложения. Как вы думаете, почему?

( Слагаемые как бы «перемещаются», меняются местами.)







4. Организую деятельность по построению (уточнению) правила перестановки. Предлагаю в тетради в клетку выполнить задание №2 в парах. Предварительно показываю образец оформления на классной доске

5. Устно проверяю правильность выполнения, требую развернутых ответов.

(слайд 8)-Найдите задание №1.(слайд 9)Прошу детей рассмотреть рисунок, математические записи под рисунками и высказать предположение: Почему Миша записал, что на столе лежат 3 сливы и 4 вишенки (3+4), а Маша – что на столе лежат 4 вишенки и 3 сливы (4+3)?

- А будут ли значения этих сумм равны? (Прошу ответить развернутым ответом).









Прошу записать детей эти суммы в тетрадь и поставить между ними знак равенства: 3+4=4+3

-Что можно сказать об этой записи?



































Динамическая пауза

(слайд 11 – 20)

Задание №2 в парах.



5 + 4 = 9 4 + 5 = 9

5 + 4 = 4 + 5(слайд 22)

Сравните значения сумм в парах. Сделайте вывод. (В ситуации затруднения прочитайте формулировку правила, предложенную авторами).


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД).

















Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь сравнивать, анализировать, обобщать.

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь сравнивать, анализировать, обобщать.

(Познавательные УУД)


Установка на здоровый образ жизни и её реализация в жизни.(Личностные УУД)



Сотрудничество со сверстниками; умение слышать друг друга и понимать(Коммуникативные УУД)

4.Первичное закрепление

Цель: умение применять новое правило





Выполняют задание №4 в паре, используя фишки. Составляют 3 пары сумм, отмечая фишками разного цвета.

- От учащихся не требуется находить значения сумм, они выполняют это задание устно с помощью фишек, основываясь на переместительном свойстве сложения (правиле, закономерности).

-Осуществляют самоконтроль и самооценку своей работы. Договариваются о том, кто отвечает

. Высказывают свои версии, оценивают версии других.







Делают вывод.

(Два мешка легче донести до 7 мешков). (Легче к 7 прибавить 2, к большему прибавить меньшее) (работа на интерактивной доске)






Организую ситуацию отработки применения правила.



- Предлагаю выполнить задание №4 с фишками в паре.

-Организую самооценку усвоения детьми нового способа действий.

(Работа в группе) Представьте ситуацию. Новый год. Водном месте 2 мешка с подарками, а в другом – 4 мешков. Деду Морозу нужно собрать мешки с подарками в одно место. Как ему разумнее поступить? Составь математические записи. Сделайте вывод.



  • Итак, ваш ответ.



  • Докажи


Задание №4(слайд 23)

-Прочитайте задание.(слайд 24)

-Какое правило поможет нам выполнить это задание?







Проверка (сумма чисел 7 и 3 равна сумме чисел 3 и 7)

-Кто правильно выполнил, раскрасьте нос снеговика красным цветом, если ошиблись - синим.

(слайд 25)













Дети подходят к интерактивной доске и передвигают мешки

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

(Познавательные УУД).













Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).







Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).



5.Самостоятель-ная работа

Цель:

-проверить умение работать с информацией;

-организовать выполнение самопроверки, самооценки.

Выполняют самостоятельную работу.

















Взаимопроверка.

Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. Исправляют ошибки (если они есть)



















Просит проверить работу по эталону, исправить ошибки, если они есть.


Задание№3 или №5(самостоятельная работа)(слайд 26)

-Прочитайте задания. Выберите то задание, которое вам по силам.

-Какие правила вам помогут?

  • от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется,

  • удобнее к большему числу прибавить меньшее число

Проверим работу.

Сверьте с доской.(слайд 27)

- Кто выполнил правильно, раскрасьте шапку снеговика красным карандашом, кто ошибся – синим.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).








Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, умение использовать полученную информацию.

(Познавательные УУД).


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявление самостоятельности в учебной деятельности

(Личностные УУД).




6.Итог и рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.


По вопросам рассказывают, что узнали, знают, смогли.



Соотносят цель и результаты.







- Новое знание ценно, если знаешь правило перестановки слагаемых, не всегда нужно выполнять вычисления. Это удобно!





Работа с карандашами

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует оценку учебной деятельности.

(слайд )

-Вернемся к началу урока. -Какая тема сегодняшнего урока?

- Почему, когда стаканы поменяли местами, результат не изменился?



-Какой математический закон помогли нам открыть Маша и Миша?

( слайд 28) Как он звучит?

-Стало ли ценным для вас новое знание? В чём его ценность?

(слайд 29)

-Продолжите: При нахождении значения суммы удобнее….

-Молодцы.

(слайд 30)

  • Раскрасьте второй круг снеговика синим - если у вас хорошее настроение и красным - если плохое настроение в конце урока.

  • А теперь оцените свою работу.

Раскрасьте 3 круг.. Он может быть: синим - «Прекрасно.

Я - молодец!

красным- « Я - молодец! Но могу лучше.»

  • Покажите гостям , какие снеговики у вас получились. Молодцы! Кто хочет,

подарите своих снеговиков нашим гостям.

  • Спасибо за урок.

  • Вы хорошо поработали, поаплодируем себе и своим одноклассникам (слайд 31)




Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).













Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Лично стные УУД).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!