Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.
Цели:
закреплять умения представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; повторить соотношение между частью и целым; закрепить умения решать текстовые задачи.
Создать условия для понимания алгоритма сложения двузначных чисел с двузначными без перехода через разряд;
развивать внимательность, мышление; воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Ход урока.
I. Организационный момент и психологический настрой:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
II. Мотивация к учебной деятельности:
- Скажите, пожалуйста, зачем вы пришли сегодня на урок? (Получать новые знания).
- А зачем вам нужны новые знания? (Чтобы учиться дальше, и получить хорошую профессию).
- Вот в этом орешке лежат новые знания.
"Орешек знаний твёрд,
Но мы не будем отступать,
Нам расколоть его поможет
Огромное желание:.
Хочу ! Всё! Знать !"
Мы уже умеем складывать и вычитать двузначные числа.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым вычислительным приемом.
Вы готовы к плодотворной работе?
II. Актуализация знаний.
1.Математический диктант (дети работают в тетрадях, один ученик у доски).
50 увеличить на 20;
к 30 прибавить столько же;
какое число следует при счете за числом 29;
какое число предшествует при счете числу 51;
первое слагаемое 40, второе слагаемое 7, найдите сумму;
уменьшаемое 32, вычитаемое 2, найдите разность;
1 дм 6 см, сколько см;
Проверка.
70 60 30 50 47 30 16 см
2. Составление двухзначных чисел.
1 число, в котором 2 десятка и 8 единиц. (28)
2 число, в котором 3 десятка, а единиц на 4 больше. (37)
3 число – это сумма 10 и 9. (19)
III. Постановка проблемы. “Открытие детьми нового знания”
- Найдите сумму и разность чисел 35 и 23.
ПРОБЛЕМА!
35 + 23 =
35 – 23 =
- Мы умеем решать такие примеры? (Нет.)
- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Сложение и вычитание двузначных чисел ).
- Тогда какие задачи перед собой поставим на сегодняшний урок? (Научиться складывать и вычитать двузначные числа).
- Кто попробует объяснить с помощью моделей, как найти сумму этих чисел?
(1 ученик объясняет у доски).
- 35 – это ? (3 десятка 5 единиц.)
- 23 – это ? (2 десятка 3 единицы)
- Что значит найти сумму двузначных чисел ( Надо десятки сложить с десятками, а единицы сложить с единицами
Сумма равна.
35 + 23 =58
(Дети проговаривают хором.)
- Откройте учебник на странице 68. Сравните свой вывод с авторским.
Чтобы сложить двузначные числа, надо к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.
IV ФИЗМИНУТКА
Вверх руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Комментированное объяснение у доски:
- Найдите разность чисел 35 и 23.
35– 23 =
- Как найти разность двузначных чисел? (Ответы, предположения детей.)
Надо из десятков вычесть десятки. Остался один десяток. Надо из единиц вычесть единицы. Осталось две единицы. Разность равна.
35 – 23 = 12
(Дети проговаривают хором.)
- На странице 68. Сравните свой вывод с авторским.
Чтобы вычесть двузначные числа, надо из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы.
Рассмотрим другие случаи.
1. Возьмем числа 46 и 20. Оба числа являются двузначными. Но число 20 круглое число, т.е. содержит 0 единиц, поэтому достаточно сложить или вычесть десятки, а единицы оставляем прежними, так как при сложении числа с нулем, получается то же самое число.
46 + 20 = (40 + 20) + 6 = 66
46 – 20 = (40 – 20) + 6 = 26
Итак, важно запомнить:
1. При сложении двузначных чисел без перехода через разряд нужно к десяткам прибавить десятки, к единицам – единицы.
2. При вычитании двузначных чисел без перехода через разряд нужно из десятков вычесть десятки, из единиц – единицы.
3. При сложении или вычитании двузначных чисел, одно из которых круглое число, достаточно сложить десятки, а единицы остаются без изменения.
VI. Первичное закрепление знаний.
1. Работа с учебником.
Задание №3, страница 68.
– Сосчитайте, назовите ответ . Сделайте вывод.
(учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи)
Задание №6.
– Внимательно посмотрите на задание в № 6.
– Какой компонент нужно найти под буквой а)?
– Как найти неизвестное слагаемое?
– Как найти неизвестное вычитаемое?
Психогимнастика.
Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.
Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга,
Указательного – улучшает работу желудка,
Среднего – кишечника и позвоночника,
Безымянного – печени,
Мизинец помогает работе сердца.
Встряхните руки, словно сбрасываете капельки воды.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
- Пользуясь выведенным правилом распределите примеры на 2 группы: 1 группа – решены правильно, 2 группа – решены неправильно.
42 – 11 = 31 58 – 32 = 23 99 – 77 = 11
67 – 15 = 42 96 – 25 = 71 79 – 45 = 34
84 – 63 = 22 35 – 24 = 21
VIII. Повторение и закрепление материала.
- Где пригодятся нам знания сложения и вычитания двузначных чисел? (В магазине, при решении задач на уроке математики.)
№ 4 (а), стр. 69.
- Что известно в задаче? (что за день на почте приняли 43 телеграммы, из них 12 – срочные, а остальные простые).
- Что надо узнать? (Сколько простых телеграмм?).
- К какому виду относится эта задача? Что нужно найти? ( Задача на нахождение части).
- Какая схема подходит к задаче? (Схема ”1”. )
- Чтобы найти часть нужно… ( надо из целого (43 телеграммы) вычесть известную часть 12.)
- Запишите в тетради решение задачи. Используйте новый вычислительный прием сложения двузначных чисел. (У доски 1 человек
43-12 =
Десятки вычитаю из десятков, а единицы – из единиц.
43-12= 31 (m.)
Ответ: 31 телеграмма.
IX. Итог урока. Рефлексия
Оцени свою работу на уроке (у детей на парте розовое яблоко, голубой цветок, желтый лист).
Дети выбирают плод, цветок, лист, подходят к доске и приклеивают на дерево Успеха:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/13/s_5aa83298b8a0d/857743_1.png)
Урок прошел для меня плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим складывать и вычитать двузначные числа.
(Яблоко розовое)
Я научился складывать и вычитать двузначные числа, но мне еще нужна помощь.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/13/s_5aa83298b8a0d/857743_3.png)
(Цветок голубой)
Мне было трудно на уроке. Я плохо усвоил новый вычислительный прием.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/13/s_5aa83298b8a0d/857743_4.png)
(Листик желтый)