Конспект урока по математике Елисеевой Т. Г. учителя начальных классов МАОУ лицея №3 по теме: « Единица времени – век. Таблица единиц времени». 4 класс
Цель урока: Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, склонность к взаимному сотрудничеству, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Задачи: развивать устную объяснительную речь; создать условия для формирования познавательного интереса к математике; развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль.
Универсальные учебные действия: Личностные: освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться; восприятие ценностного окружающего мира Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; определять цель выполнения заданий; составлять план выполнения заданий; соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем; оценивать выполненное задание по предложенным параметрам Познавательные: умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания; сравнивать и группировать величины Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: научатся пользоваться изученными единицами времени; решать задачи с использованием единиц времени; выполнять арифметические действия.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник М. И. Моро
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай всегда усердно!
2.Актуализация знаний. Фронтальная работа.
Логическая задача:
-На доске записаны 3 слова: папа, сестра и мама. Иванов, Петров и Сергеев написали в свои тетради по одному слову. Иванов и Петров написали слова, в которых поровну букв. Петров не писал слово папа. Какое слово написал каждый мальчик? (Иванов папа Петров мама Сергеев сестра)
-Какие числа записаны (на доске проверка ответа)
4 * 1000 + 3 * 100 + 5 * 10 + 2 (4352)
5 * 100 + 1 * 10 + 4 (514)
2 * 100 + 2 (202)
3 * 10 000 + 5 * 1000 + 0 * 100 + 2 * 10 + 1 (35 021)
-Работа в парах (задания на листочках). Составьте четыре верных равенства, используя следующие значения площади:
15 см² ; 800 дм² ; 30 000 см² ; 23 м² ; 8 м² ; 3 м² ; 2 300 дм²; 1 500 мм² ;
15 см² = 1 500 мм² 23 м² = 2 300 дм²
² = 8 м² 3 м² = 30 000 см² (взаимопроверка)
Самоопределение к деятельности.
Загадка. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (время)
О чем будем говорить на уроке? (о времени) Что такое время и что с ним связано?
Говорят: Время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда. Век живи, век учись. Обещанного 3 года ждут. Делу время, а потехе час. Неделя год кормит. Минута - час бережёт. День да ночь, сутки прочь. Всему своё время. Время – не деньги, потеряешь – не найдёшь. Упустишь минуту – потеряешь час. Минута час бережёт. Народ всегда умел ценить время. Кроме пословиц про время сочиняли и сказки. Послушайте сказку В. Даля «Старик-годовик».
«Вышел старик - годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик - годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз».
Что за первые три птицы вылетели из рукава старика - годовика? Назовите их (декабрь, январь и февраль) Почему вы так думаете?
«Махнул старик - годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы».
Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? (март, апрель, май).
«Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».
О каком времени года идет речь в этой части сказки? (июнь, июль, август)
«Махнул старик - годовик в четвертый раз - полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»
Каких теперь птиц выпустил старик - годовик? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев» Кто отгадает эту загадку? (дни недели)
«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»
Кто отгадает последнюю загадку? (день, ночь – сутки)
Почему старик волшебник назван в сказке годовиком? (это год, а в году 12 месяцев)
О чем говорил старик годовик? (о месяцах, днях недели, сутках).
Что объединяет все эти слова? (это единицы времени)
Вывод. Месяцы, дни недели, сутки – это единицы времени.
Как вы думаете, есть ли единицы времени больше года? Как они называются?
Работа по теме урока.
Запишите в тетрадь единицы времени. Что вы записали? Проверьте по образцу. Оцените работу. Как связаны единицы времени между собой?
1мин=60сек
1час=60мин
1сут.=24ч
1нед.=7сут.
1 год = 12 мес
1 мес = 30 сут или 31 сут(февраль 28 или 29сут.)
1 год = 365 сут или 366 сут
Работа по учебнику. Как называется более крупная единица времени?(век)
Как связана эта единица с уже изученными? Сколько лет в одном веке?
Как перевести более мелкую единицу времени в крупную, т. е по году определять век?
Для этого составим алгоритм.(слайд)
-прочитать число;
-определить количество сотен, чтобы понять, сколько веков прошло;
-записать следующий по счету век
Например, 1799год это 18 век, 1873год это 19век
Вывод. Количество сотен в числе показывает, сколько веков уже прошло, а 99 лет – это года уже следующего века.
– Какого? (18-го).
Значит 1799 год- это 18 век.
1837 год разбираем аналогично.
Какими цифрами обычно записывают века? (римскими).
Работа в парах. (Слайд) Задание: Определите век по году, и подумайте, какое событие из истории нашей страны произошло в этот год. Пользуйтесь алгоритмом. 988г-( 10в) 1147 г. - …(12 век) 1812 г. - …(19 век) 1945 г. - …(20 век)
Проверка. Оцените свою работу.
5.Физкультминутка
На болоте две лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем обтирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям
Физкульт – привет!
6.Продолжение работы по теме урока
Решение задачи.
«В году 366 дней, 1/3 из них дождливые дни, остальные солнечные. На сколько солнечных дней больше, чем дождливых?».
Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
О каких днях узнаем сначала? Каким действием находится часть от целого?
Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
Задание.
1754 г. = …век 3 века 16 лет = …лет
1523 г. = …век 60 мес = …лет
7.Самостоятельная работа.
1) В какой записи век не соответствует году?
А) 1478г. – 15 век
Б) 1602г. – 16 век
В) 1961г. – 20 век
2) Сколько минут в 3-х часах:
А) 300;
Б) 150;
В) 180.
3) В каком выражении знак сравнения поставлен неверно:
А) 1 век 207 лет;
Б) 2 мин. 50 с.
В) 2 ч. 100 мин.
4) Занятия начинаются в 8ч. З0мин. утра – 4ч. в классе и 1ч. в спортзале. В какое время заканчиваются занятия?
А) 12ч. 30мин.
Б) 14ч.
В) 13ч. 30мин.
Проверка.( слайд)
В оценочном листе оцените свою работу. (без ошибок – 5, 1ошибка – 4, 2-3 ошибки - 3)
8. Рефлексия.
- Вспомните, какую цель мы перед собой ставили?.
- Как вы думаете, справились вы с этим?
Попробуйте оценить себя, поставив отметку за работу на уроке в оценочном листе.
Кто доволен собой?
Кому нужно еще подучиться?«Век живи-век учись!»
9.Подведение итогов урока. Подведем итог нашего сегодняшнего урока (слайд с темой и целями урока)
Достигли ли мы поставленных целей?
Назовите единицы времени в порядке возрастания. С какой единицей мы познакомились сегодня? Чему она равна?
10. Домашнее задание. Назвать век и годы рождения родителей, свой, год и век, когда пошли в школу, Какой сейчас год и век.