Конспект урока по математике в 6 классе
Составила: учитель математики Черкасова О.Н.
Тема: Шар.
Цели: 1.познакомить учащихся с геометрическим телом - шар и его элементами, научить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемой фигуры.
2.отрабатывать умения решать текстовые задачи, развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы.
3.воспитывать активность, творчество.
Оборудование: чертежные инструменты, ребус, презентация «Шар», маршрутный лист.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Сообщение цели урока
- На уроке вы познакомитесь с новой геометрической фигурой. Чтобы лучше понять изучаемый материал будьте внимательными, активными и сообразительными.Тема урока состоит из слова, которое зашифровано с помощью ребуса. Угадайте его.
Слайд 1.Ответ: Шар
Итак, тема урока «Шар».
3.Актуализация опорных знаний учащихся
1.Блиц-опрос. МЛ№1.
- Обсудите вопросы, связанные с темой «Длина окружности и площадь круга». Задайте вопросы, связанные с данной темой.
1)Какая фигура называется окружностью? 2)Что называют кругом? 3)Что такое радиус? 4)Что такое диаметр? 5)Как найти длину окружности? 6)Как найти площадь круга?
- Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия? Ответ: Они помогут при изучении новой темы.
2.Индивидуальная работа. МЛ №2
Решите задачи.
1.Сравните площади кругов с радиусом в 3 дм и 300 мм. | |
2. Найдите длину окруж-ности, если d = 6 см. | |
3. Найдите площадь круга, если d = 10 см. | |
4. Найдите площадь круга, если r = 2 мм. | |
4.Усвоение новых знаний.
1. Игра «Какая фигура лишняя». Слайд 3
- Какая фигура, по вашему мнению, является лишней и почему?
Ответы: - лишняя, т.к. круглая; - лишняя, т.к. красная; - лишняя, т.к. объемная.
- Хочу заметить, что на уроках математики не имеет значения цвет предмета и материал, из которого он изготовлен.Важна форма и размер изучаемой фигуры. По одной из предложенных вами классификаций лишним является прямоугольный параллелепипед, т.к. он является пространственной фигурой, а остальные фигуры плоские
-Какие еще пространственные фигуры вы знаете?
Ответ: куб, параллелепипед
- Пространственной фигурой является и шар.
2.Решите уравнения. МЛ №3
| Ф | Р | С | Е | А |
х : 7 = 21 :3 | 409 | 90 | 49 | 94 | 194 |
4,5 : у = 6 : 4 | 3 | 30 | 31 | 39 | 15 |
= ![](https://fhd.multiurok.ru/a/6/a/a6aaea91df9c322ac5c7f01d88b889bfb51b42d4/phpvQizlm_Konspekt-uroka-po-matematike-v-6-klasse_0_2.png) | 27 | 45 | 70 | 5 | 175 |
12 : z = 24: 8 | 12 | 4 | 48 | 16 | 42 |
= ![](https://fhd.multiurok.ru/a/6/a/a6aaea91df9c322ac5c7f01d88b889bfb51b42d4/phpvQizlm_Konspekt-uroka-po-matematike-v-6-klasse_0_4.png) | 100 | 16 | 104 | 114 | 60 |
-Рядом с ответами запишите буквы. Прочитайте слово. Ответ: Сфера
3. Составление опорного конспекта.
Поверхность шара называется сферой. Слово «сфера» произошло от греческого слова «сфайра», которое переводится на русский язык как «мяч». Не нужно путать понятия «шар» и «сфера». Сфера – это, можно сказать, оболочка или граница шара. Мяч, глобус, кожура яблока, корка арбуза, воздушный шарик, пленка мыльного – это сферы, а вот арбуз, апельсин, Солнце, Луна, Земля и остальные планеты имеют форму немного сплющенного шара. Слайд 4.
Сфера обладает очень интересным свойством – все ее точки одинаково удалены от центра шара. Представьте себе, что у вас есть деревянный шар, и вы распиливаете его. В плоскости распила получается фигура, она называется сечением шара. Любое сечение имеет вид круга. Если рассекать шар ближе к центру, то круги будут больше, если дальше, то меньше.
4. Игра «Угадай!» МЛ №4.
- Прочитайте п.25 учебника на странице 142.
- Соедините стрелками понятия и их формулировки.
Шар | Поверхность шара |
Сфера | Соединяет любую точку сферы с центром шара |
Диаметр | Рассекает шар |
радиус | Пространственная фигура |
Сечение | Соединяет две точки сферы и проходит через центр шара |
5. Практическая работа. МЛ №5
Нарисуйте окружность. С помощью штриховки придайте «объемность» получившемуся кругу.
6.Решите задачу.
Можно ли поместить в куб с ребром 5 см шар радиусом 3 см. Ответ: Нет, т.к. диаметр шара будет равен 6 см.
5. Физминутка. «Ловим рыбу»
6. Закрепление изученного материала.
1.Назовите предметы, имеющие форму шара.
2.Работа над задачей. № 874, стр 142.
- Прочитайте задачу. - Чему равен радиус? (Диаметр разделить на 2.) - Наша планета Земля – модуль шара. Длина экватора Земли – модель чего? (Окружности.) – Когда надо найти длину экватора, что надо найти? (Длину окружности.) Назовите формулу длины окружности. Самостоятельно запишите решение задачи. Сверьте с образцом на доске.
Дано:
d= 12,7 тыс. км
= 3,1
Найти: r, C
Решение: d=2r, r=d/2=12,7 : 2 = 6,4 тыс.км, С=
d = 3,1 * 12,7= 39,9 тыс.км
Ответ: 6,4 тыс.км, 39,9 тыс.км
7. АБВГДейка.
Терминологический диктант по теме «Отношение. Пропорция. Масштаб. Длина окружности и площадь круга»
- Вставьте пропущенные буквы в математические термины.
Ча…ное
Пр..порц…я
…кружность
Кру…
Д…аметр
Площ…дь
Отн…шение
Рад…ус
Взаимн… …братные
Прям… пр…порциональные
Ма…таб
12.Дл…на
8.Повторение.
Решите задачу и определите зависимость величин.
Для изготовления 10 деталей требуется 30 кг металла. Сколько металла пойдет на изготовление 12 таких деталей?
9.Подведение итогов.
Домашнее задание. П.25 учить правила, №886, 871