СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыкальному воспитанию на тему: «Куда ведёт нас марш»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Куда ведёт нас марш» Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Формы работы: Коллективные, групповые(слушание, анализирование, рассуждение) Тема четверти: «Куда ведут нас «Три кита»?» Цель урока: обратить внимание ребят на звучание марша в операх, балетах, на их различный характер. Задачи урока: Образовательная: формировать умение выделять существенные признаки марша, как жанра музыки. Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки. Воспитательная: развивать умение эмоционально откликаться на музыку. Коррекционная: формировать умение анализировать музыкальное произведение и делать обобщение в форме высказывания. Музыкальный материал: 1. Марш «Пусть всегда будет солнце» слова Л. Ошанина, музыка А. Островского. 2. Марш «Деревянных солдатиков» П.И. Чайковского. 3. Марш из оперы «Кармен» Ж. Безе. 4. Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. 5. Марш «Вместе весело шагать» слова м. Матусовского, музыка В. Шаинского. 6. Песня «Бравые солдаты» План: 1. Организация урока 2. Работа по теме урока 3. Итог урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыкальному воспитанию на тему: «Куда ведёт нас марш»»

Конспект урока по музыкальному воспитанию на тему: «Куда ведёт нас марш»





Конспект урока по музыкальному воспитанию

Предмет: музыкальное воспитание

Тема урока: «Куда ведёт нас марш»

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

Формы работы: Коллективные, групповые(слушание, анализирование, рассуждение)

Тема четверти: «Куда ведут нас «Три кита»?»

Цель урока: обратить внимание ребят на звучание марша в операх, балетах, на их различный характер.

Задачи урока:

Образовательная: формировать умение выделять существенные признаки марша, как жанра музыки.

Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки.

Воспитательная: развивать умение эмоционально откликаться на музыку.

Коррекционная: формировать умение анализировать музыкальное произведение и делать обобщение в форме высказывания.

Музыкальный материал:

  1. Марш «Пусть всегда будет солнце» слова Л. Ошанина, музыка А. Островского.

  2. Марш «Деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

  3. Марш из оперы «Кармен» Ж. Безе.

  4. Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

  5. Марш «Вместе весело шагать» слова м. Матусовского, музыка В. Шаинского.

  6. Песня «Бравые солдаты»

План:

  1. Организация урока

  2. Работа по теме урока

  3. Итог урока

Структура

Ход урока

Универсальные учебные действия

Организация урока (2 минуты)

Построение перед классом; вход под музыку марша «Пусть всегда будет солнце» слова Л. Ошанина, музыка А. Островского; похлопывание и протопывание ритма 1 2 и 1 2 3; марширование 1 – 8 с различными положениями рук, акцент на «раз» (начинать с левой ноги)

Учитель: А сейчас прохлопаем и протопаем ритмические рисунки ( учитель предлагает разные варианты ритма). Хорошо, закончили, садимся.

Самоконтроль, волевая само регуляция.

Работа по теме урока (35 минут)

Учитель: под какую музыку мы вошли в класс?

Дети: марш

Учитель: что мы сейчас с вами делали?

Дети: маршировали

Учитель: что такое маршировать?

Дети: ходить

Учитель: да, музыка всех маршей передаёт шаг идущего человека, его поступь, его движения. Марши бывают разные, поэтому поступь разная.

Дети: убыстрённое движение – спортивный марш4 траурный – замедл1ённый шаг; обычный шаг – шаг спокойный; игрушечный, детский – игрушечный шаг, потому что игрушки изображают людей, это тоже шаг, но маленький.

Прослушивание марша «Деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

Учитель: кто может под него маршировать?

Дети: маленькие дети, куклы

Учитель: да, это кукольный марш. Шажки у них маленькие, поэтому шагают часто. Пошагаем на ладони под музыку. Кто написал марш?

Дети: П.И. Чайковский.

Учитель: маршевая поступь есть всюду, где есть человек, где о нем рассказывается. Без маршей нет ни одной оперы и ни одного балета, но только они бывают разного характера. Вот об этом мы и поговорим.

Сейчас я хочу предложить вам послушать марш из оперы «Кармен» и из балета, название которого вы должны угадать, послушав отрывок из сказки. Слушайте внимательно. (учитель читает отрывок из сказки Гофмана «Щелкунчик). Как вы думаете, из какой сказки этот отрывок? Кто вспомнил название сказки?

Дети: «Щелкунчик»

Учитель: значит из какого балета мы будем слушать марш? Правильно, сейчас мы с вами будем слушать марш из балета «Щелкунчик» и марш из оперы «Кармен».

Слушание марша из оперы «Кармен» и из балета «Щелкунчик».

Учитель: где, какой и почему?

Дети: первый – из оперы, песенный характер, второй – из балета, танцевальный характер.

Учитель: правильно, первый – марш тореадора из оперы Ж. Безе «Кармен» (отрывок рисунок тореадора). Это опера о любви цыганки и солдата, а тореадор – участник боя быков. В Испании до сих пор существует бой быков, и многие туристы, да и местные жители, обязательно посещают это зрелище. Быков долго готовят, не дают, есть, злят, а потом выпускают на арену, где их ждут тореадоры – специально обученные мужчины. В руках у них плащ чёрно-красного цвета и копья. Тореадор дразнит быка красным цветом, поворачивая плащ (быка этот цвет раздражает, он думает, что это огонь, не любит красный цвет), а сам при удобном повороте вонзает ему в кожу струю пику, злит зверя ещё больше. Представление длится до тех пор, пока бык не издохнет, но тореадор тоже сильно рискует своей жизнью, ведь может получиться так, что разъярённый бык окажется более ловким. Профессия тореадора очень сложная, требует усиленной тренировки, смелости, силы, ловкости, внимания, а так же знания натуры быков, обучение метанию копья и многого другого. Иногда разъярённые быки бросаются на кричащую толпу зрителей и смертельно ранят их тоже. Но в Испании очень любят острые ощущения. Коррида – бой быков – любимое национальное зрелище.

Сейчас послушаем грамзапись марша тореадора, в нем вы услышите слова « тореадор, смелый в бой» - это подбадривает юношу-смельчака, напоминает ему о силе воле, храбрости, призывает к воинственности, готовит тореадора морально к бою «Покажи себя и победи!»

Прослушивание марша

Учитель: что вы услышали в этой музыке?

Дети: шаги тореадора за сценой и на сцене, его решительное настроение – иначе бык поймёт, что сильнее он, его боятся, и будет нападать агрессивно, а ведь в бою чаще тот победу одерживает, кто более собран, умён и умеет владеть своими эмоциями.

Учитель: какая по характеру эта мелодия?

Дети: торжественная, победная, добрая, энергичная, величественная и т.д.

Учитель: ребята, давайте учиться говорить о музыке. Какие слова из нашей таблицы «Эмоционального настроения» подойдут для музыки марша тореадора? И есть ли в таблице лишнее слово?


Торжественно

Победно

Бодро

Энергично

Величественно

Призывно

Ликующие

Восторженно

Открыто

Значительно

Жизнеутверждающе

Дети: лишних слов нет, все слова подходят.

Учитель: задание «Запомни словечко». Надо прочитать все слова в таблице и запомнить как можно больше слов. (Закрываю таблицу, слушаю)

Учитель: какой цвет вы выбрали бы, чтобы нарисовать эту музыку? Музыка звучит призывно, громко, чётко, отрывисто, на низких и средних тонах.

А теперь послушайте марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. О чём эта сказка?

Дети: о добре и зле.

Прослушивание марша.

Учитель: какой характер у марша?

Дети: танцевальный, звучит звонко, ярко, легко и т.д.

Учитель: кто марширует?

Дети: маленькие дети, игрушки. Музыка звучит ритмично, в среднем регистре, высота звука средняя, не низкая и не высокая, негромко, небыстро. Мелодия плавная. Хотя это и марш, но она как танец, нет такой чёткости, как в первом марше, где музыка очень воинственная, твёрдая, решительная.

Учитель: а какой ей подойдёт цвет? Какие слова из нашей таблицы «Эмоционального настроения» подойдут для музыки марша «Щелкунчика», и нет ли здесь лишних слов?


Танцевально

Звонко

Ярко

Легко

Весело

Празднично

Игриво

Полетно

Живо

Задорно

Лучезарно

Искрясь

Бойко

Проворно

Юрко

Дети: лишних слов нет.

Учитель: (задание на память и внимание «Запомни словечко») А сейчас, надо прочитать все слова таблицы и запомнить как можно больше слов. Вот и сравните оба марша. Что вы можете сказать о них?

Дети: оба марша, но разные по характеру. Марш тореадора – военный, а марш из балета «Щелкунчик» - кукольный, сказочный.

Учитель: давайте заполним нашу таблицу.



«Марш тореадора»

«Щелкунчик»

Сила звучания (динамика)

Громко

Тихо

Темп (быстрота)

Медленный

Быстрый

Регистр

Низкий

Средний

Характер

Серьёзный

Шутливый

Учитель: ребята, все встали. Физическая минутка. Мы промаршируем . встали около своих парт, подровнялись. Маршируем, делая упражнения под музыку марша «День победы».

8 шагов – руки на пояс

8 шагов – руки в стороны

8 шагов – руки на поясе

8 шагов – левая рука вверху, правая в сторону

8 шагов – руки на поясе

8 шагов – правая рука вверху, левая в сторону

8 шагов – руки на поясе

8 шагов – руки вверху, в стороны

8 шагов руки на поясе

Учитель: сели на места. Вот какой получился у нас красивый класс! У кого поднялось настроение? Очень хорошо!

Учитель: теперь мы с вами послушаем песню – марш «Вместе весело шагать» слова М, Матусовского, музыка В. Шаинского. Понравилось? Песня, ребята, для вас знакомая, о чём в ней поётся?

Дети: о берёзках, о дождинках, о дружбе.

Учитель: а что у всех маршей общего? Какой инструмент все марши любят?

Дети: барабан. Общее – равномерность, чёткость, звуки короткие, характер энергичный, бодрая музыка, марш поднимает настроение. А ещё все марши ритмичные.

Учитель: что такое ритм?

Дети: чередование сильных и слабых долей.

Учитель: в марше это чётко заметно. Сильная доля называется «ударная». Марш всегда исполняется по счёт: «раз-два», при чём «раз» - ударная доля, а «два» - тихая. Ритм марша всегда очень чёткий. Я предлагаю вам исполнить ритм песни «Вместе весело шагать». Я хлопаю «раз» - сильную долю, а вы «два» - слабую долю (под фонограмму).

Учитель: песня «Бравые солдаты» весёлая или грустная?

Дети: весёлая

Учитель: о чём эта песня?

Дети: о том, что мальчишкам хочется стать солдатами и шагать так же, как они.

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Подбирать слова отражающие содержание музыкального искусства. Эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки, на живописные, музыкальные и литературные образы. Определять жизненную основу музыкальных произведений

Итог урока ( 3 минуты )

Учитель: о чём говорилось на уроке? Почему тема урока была «Куда ведёт нас марш»? куда он привёл?

Дети: о разных характерах маршей в балетах и операх. Характер зависит от персонажа, который музыка «марш» выражает. Марш привёл в оперу Ж. Бизе «Кармен» и в балет П,И, Чайковского «Щелкунчик».

Учитель: оценивает учащихся. Даёт домашнее задание (знать хорошо слова песни «Бравые солдаты»).

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!