СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию "Мораль. Религия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию для обучающихся 11 класса "Мораль. Религия".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Мораль. Религия"»

Урок обществознания 11 класс

Тема: Мораль. Религия.

Цели: особенности религиозной и моральной регуляции общественных отношений; роль морали и религии в формировании и воспитании личности; раскрыть значимость нравственного фактора в жизни и деятельности индивида и общества; систематизировать знания и умения по понятиям: мораль и религия.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Начинаем наш урок. Сегодня нам будут нужны учебники, п. 10; тетради; и конечно ваши знания, размышления, чувства для того, чтобы раскрыть значение и значимость для каждого из вас и общества в целом, таких, на первый взгляд знакомых и простых понятий: Мораль и Религия. Данной темой мы будем заниматься два занятия.

2.Объяснение нового материала.

Проблемное задание.

Прошу вас открыть с. 100,п. 10 и сравнить тему нашего урока в учебнике и на доске, нет ли различий, ошибок?

На доске нет точки, слова расположены далеко друг от друга.

Хорошо. Скажите, а если я вместо точки поставлю союз И? Это меняет тему, придаёт ей другое значение?

Точка обособляет, механическое соединение. Союз И подразумевает объединение этих понятий, возникает желание продолжить тему: Мораль и Религия это -?

Предлагаю записать тему урока в тетрадь без знаков препинания, в конце урока мы расставим,

образно говоря, все точки над И – сформулируем тему, выяснив, чего же больше в этих понятиях общего или различного, а может будут другие варианты.

Чтобы это сделать, нам необходимо набрать определённый материал, ваши предложения, что нам необходимо знать о морали и религии?

Понятие. История возникновения

Знаю…

Структура

Функции

Мы встречались с понятиями мораль и религия не только на обществознании: Духовный мир человека, мировоззрение, но и на истории, эти знания нам сегодня пригодятся. Предлагаю выделить критерий: знаю - сделаем в немзаписи самых важных тезисов, уже известных нам.

Сейчас мы оформим сравнительную таблицу по этим критериям. Таблица три колонки:

Вопросы мораль религия

1. понятие Нормы, правила, регулирующие повеление Мировоззрение, мироощущение

человека и определённое ими поведение

людей на основе веры в бога

2. знаю - разная по эпохам - политеизм, монотеизм

- золотое правило - мировые религии, национальные, родоплеменные

- поддерживается силой общественного

мнения

- изучает этика - религоведение

общее - относятся к духовной сфере общества, к внутреннему миру человека

3. структура Вера, Нравственные категории, Нормы, Особая организация, Культ, Учение, Принципы, Категории долга (распределить) объяснить по учебнику

Нормы Вера

Принципы Особая организация

Нравственные категории Культ

Категории долга Учение

Вера – это вера в Бога как сверхъестественное существо, по меркам которого должны происходить все основные события в земном мире. Чувства, эмоции, настроение

Культ – религиозные обряды, ритуалы, действия

Особая организация – церковь. Чёткое распределение обязанностей на каждом уровне её иерархии. Конфессии(вероисповедание)христианство: католицизм, православие, протестантизм. Ислам: суннизм, шиизм, исмалитизм

Учение – идеи, понятия, принципы ( устройство мира, правила поведения нравственные принципы) Моисеевы заповеди. Нагорная проповедь Христа)

1ряд - работает по структуре морали стр. 104

2ряд - работает по структуре религии стр.108-109

3 ряд – работает по сравнению религиозного учения и моральных норм ( дополнительный материал)

Нормы- формы нравственного требования, определяющие поведение людей (заповеди)

Принципы - базовые моральные ценности( принцип счастья, любви)

Нравственные категории- понятия морали, которые носят всеобщий характер(Добро, зло, Долг).

Категория долга - точка пресечения морального сознания личности с добровольным выбором и поступком(хочу - должен)

Задание. Что общего или различного в христианских заповедях и моральных нормах?

Христианские заповеди - учение (Библия)

- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

-не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

- Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

-Не убивай.

- Не прелюбодействуй

-Не кради.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

Моральные запреты и требования (нормы):

- не убивать

- не воровать

- помогать в беде

-говорить правду

- выполнять обещания

-осуждение жадности, трусости, обмана, лицемерия, жестокости, зависти.

Одобрение свободы, любви, честности, великодушия, доброты, трудолюбия, скромности, милосердия, верности.

4. функции (распределить) РЕГУЛЯТИВНАЯ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ

ИНТЕГРИРУЮЩАЯ - ДЕЗИНТЕГРИРУЮЩАЯ

КУЛЬТУРОТРАНСЛИРУЮЩАЯ

КОМПЕНСАТОРНАЯ

КОММУНИКАТИВНАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ (социализация)

4. Закрепление.

Вернёмся к теме нашего урока. Ваши предложения по её формулировке

5. Итоги урока. Выставление оценок.

6.Домашнее задание. Параграф 9 с.

Продолжи высказывание: Религия и мораль – (разные варианты)

Вопрос 4 стр. 112

7. рефлексия.

-На уроке мы с вами плодотворно работали, каков продукт нашего урока?

-Что показалось трудным в организации деятельности на уроке?

-Что неожиданным и интересным?

-У кого из вас появилось желание расширить свои знания по этой теме?

-Поблагодарим друг друга за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!