Кто такие насекомые ?
Природоведение (1 класс)
Учебник: Мир вокруг нас А. А. Плешаков
Страницы:
Наглядно-демонстрационные материалы:
Большая картина луга, картинки с изображением насекомых
Вводная часть:
Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие на луг и познакомимся с разными насекомыми. Сначала повторим правила поведения на лугу.
1. Не рвать цветы.
2 .Не ловить бабочек, кузнечиков
З. Не нарушать тишину ведь луг — это дом для насекомых
Итак мы путешественники. Наш девиз: «Любить и охранять родную, природу!»
Основная часть:
II. Работа по теме урока
Л. А. Плешаков в одной из книг писал «Однажды сидел я у реки. Над зарослями желтой кубышки летали стрекозы. А рядом купались ребята. Вот они выбрались из воды, обсохли немного и... начали вдруг охотиться на стрекоз. Сбивали их рубашками, ловили шапками». Оказывается, они делали это просто так. А зачем? Ведь стрекоз надо беречь. Почему? Да просто потому, что они красивые, а человек не может прожить без красоты, К тому же нельзя забывать, что, погубив одну-единственную стрекозу, человек, можно сказать, выпускает на волю сотни, тысячи комаров и мошек. А ведь у стрекоз комары и мошки любимая еда. Комара стрекоза съедает на лету. А муку — садясь на веточку, неторопливо.
Поэтому стрекоз надо беречь. Вот и просьба на дереве:
«Берегите нас! Мы вам еще пригодимся». Стрекозы.
Сейчас во многих странах стрекоз становится все меньше и меньше. Особенно уязвимы стрекозы, личинки которых могут жить только в чистых водоемах.
Стрекозы заслуживают бережного отношения. И ребята могут для них многое сделать. Остановить, например, того, кто собирается в речке помыть машину, мотоцикл: это ведь очень загрязняет воду. Не ловить стрекоз, а наблюдать за ними! Может быть, кому-то удается увидеть то, чего не знают еще даже ученые...
Очень нравится всем божья коровка. Посадит человек ее на руку и приговаривает
Божья коровка — легкая букашка,
Божья коровка — ласковые крылья,
Скажи, не таи секрет:
Холодно будет или тепло?
Если жучок взлетит при слове «холодно» человек холода и ждал, если взлетит при слове «тепло» — ждал тепла. А в некоторых странах верили: раздавить случайно этого жука — жди беды.
Иногда думают, сколько точек у коровки на крыльях столько, сколько ей лет. Но это неправда. Точки не о возрасте говорят, а о том, к какому виду какая из коровок принадлежит.
Коровками их называли потому что умеют выделять «молоко», правда не белое, а оранжевое. Испугайте жука и увидите, на сгибах его ног появляются оранжевые капельки.
Вот послушайте:
Вот темно-красная божьи коровка,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вот в одинаковых платьях, как сестры,
Бабочки сели в траву отдыхать
То закрываются книжечкой пестрой
То, раскрываясь, несутся опять.
С.Маршак
Если говорить о божьих коровках, то только внешне они такие мирные А они — хищники Очень прожорливы.Ученые подсчитали, что за свою жизнь божья коровка может съесть 4000 тлей. Божью коровку боятся колорадские жуки Люди давно поняли, что божьи коровки — отличные помощники в борьбе за урожай давайте к ним относиться бережно Тем более, что божьи коровки, как утверждают старинные поверья, приносят счастье
Проходим дальше по царству растений.Сколько здесь летает шмелей!Гудят они сильно .
-Что же здесь их привлекает? (Клёвер).
Вы совершенно правы, они опыляют цветы. Многие виды шмелей, а также многие бабочки, например бабочка-махаон стали редкими, их надо охранять. Некоторые ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их «вредными» Это ошибка.Большинство гусениц никакого ущерба хозяйству человека не приносит.Зато, в каких красивых бабочек они превращаются!
Весной ребята поджигают старую прошлогоднюю траву на лугу .Того делать нельзя Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей птиц.Не делайте этого.
Завершающая часть:
Итог урока.
Вот и закончилось наше удивительное путешествие на луг. Что вам запомнилось больше всего? О каких насекомых вы узнали? Как мы будем беречь, охранять их ?
Выставка эмблем, посвященных природохранной тематике.
Домашнее задание:
Первого уровня:
Закройте глаза и представьте летний луг. А дома нарисуйте представленную вами мысленно картину на бумаге. -