Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе «В царстве грибов»
Цели:
ознакомить с грибом как с особым организмом; со способом питания шляпочных грибов; с особенностями строения плодовых тел;
с разнообразием внешнего вида, размеров и расцветок грибов. Формировать представление о роли грибов в жизни растений и животных леса.
обогащать знания и словарный запас учащихся.
воспитывать любовь к природе, желание читать книги о природе.
Наглядность:
Презентация Мiсгоsoft Роwer Point
Корзинка "с грибами".
Тест для каждого ученика.
Конверты для каждой пары.
Раздаточный материал (грибы).
Гость-проводник Гриб Мухомор.
Схема классификации природы (живая и неживая).
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Приветствие гостей.
- Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, повернулись. Поприветствуем их!
Повторение пройденного материала
- Сегодня мы будем путешественниками – исследователями. А куда мы отправимся на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч её долой? (Лес)
- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).
-Это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).
- Итак, мы отправляемся в лес на природу.
- Какая бывает природа? (Живая и неживая).
На доске появляется схема 1(Приложение 1)
- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).
Проверим, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. У вас на столах лежат мозаики, соберите их.
-Что получилось? Какая это природа?
На доске - царство растений, царство животных. Названия царств прикрепляются на доску.
- Сколько групп? Какие картинки лишние? (Грибы). Это особое царство природы.
4 . Постановка цели урока. Формулировка темы урока.
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? Чему учиться?
- Тема нашего урока: «В царстве грибов». Слайд 1.
-Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб мухомор.
-Гриб пришел не с пустыми руками, он принес нам письмо: “Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”.
5. Работа по теме урока
- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).
- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).
- Почему? (Они растут на земле).
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).
- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).
. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Слайд 2.
-Даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже … по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство - царство грибов.
( Прикрепить название) Слайд 3 – строение грибов
6. Первичное закрепление. Работа с учебником.
-Вернемся к вопросу питания грибов, проверим, что нового вы узнали после прочитанного?
- Значит, грибы не производят питательные вещества сами точно так же, как животные. Но они как и растения растут на земле. Поэтому грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
Физминутка.
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз - грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками) Слайд 4
1)Съедобные и несъедобные грибы. Слайд 5
- Ребята, посмотрите кто пришел к нам в гости. Угадайте кто они?
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я ……………(подосиновик).
Не спорю, не белый
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
В красно-белой шляпке,
Расту в лесу, ребятки,
Поднимают люди ор:
- Гляньте, это ж ….. (мухомор)
Нет грибов дружней, чем эти –
Знают взрослые и дети.
На пеньках растем в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят четом
Золотистые … (лисички).
-На какие группы их можно разделить? Слайд 6
Показ слайда о мухоморе, бледной поганке. Слайд 7,8
2) Оказание первой помощи при отравлении.
Мухомор пригласил к нам в гости доктора Пилюлькина. Он принес советы по оказании первой помощи при отравлении. Слайд 9
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно
вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”.
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.
Слайд 10
3) Грибы Красной книги России. слайд 11-15
Но грибы бывают не только опасными. Прежде всего, грибы - это богатство леса. Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные. Но некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России, как вы думаете почему?
4) рабочая тетрадь
7. Домашние задание:
8. Рефлексия:
- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.
И я хотела бы обратить ваше внимание на тот лесной трофей ваших знаний на столах, который мы с вами собрали на “тихой охоте”.
- Раскрасьте ваш гриб. Вручим нашему гостю-проводнику – мухомору