СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Жизнь леса. Природное сообщество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с разнообразием лесных обитателей. А так же с ярусами леса, лесной подстилкой, микроорганизмами,ролью грибов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Жизнь леса. Природное сообщество"»







Урок. Окружающий мир.



4 класс





Учитель: Мерзлякова Н.И.

























Тема: Жизнь леса. Природное сообщество.

Цель:

  1. Содействовать формированию представления учащихся о лесе как природном сообществе.

  2. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

  3. Создать условия для знакомства с разнообразием лесных обитателей, с ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

  4. Содействовать развитию умения находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

  5. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

Оборудование: плакат «Лес», гербарий, записи голосов птиц; схемы и муляжи грибов; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира лесов.

Индивидуальная работа: Ефремова К., Симонова Т., Мичкова О.

Словарная работа: деревья, кустарники, трава (орфография), ярусы, природное сообщество (лексическое смысловое значение).

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Гимнастика: речевая, двигательная.

  1. На доске (дети читают вслух):

Мы пойдем сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

  1. Рассмотреть рисунки животных и растений на доске.

- Что и кого вы видите на доске? (Дети называют).

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О лесе, животном мире леса и растительности леса).

3) Чтение темы с доски и запись в тетрадь, как вывод.

Жизнь леса. Луг – природное сообщество.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Ответы на вопросы:

- Приведите примеры различных типов почв. (Учащиеся отвечают и указывают вид почвы в коллекции).

-Какая почва самая плодородная? (Назвать, показать).

- Какие почвы в нашем крае? (Назвать, показать).

- Почему нужно бережно относится к почвам?

- Как нужно охранять почвы?

2. Тест «Земля-кормилица. Почвы». ( Оля М., Таня С. – с помощью карточки и инструкции учителя).

III. Работа над новым материалом.

  1. На доске плакат «Лес». Звучит запись голосов птиц. Учитель читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».

  2. Учитель:

Ученые называют лес природным сообществом.

- Как вы понимаете слово сообщество? (словарная работа, записать в тетрадь).

- А почему, по вашему мнению лес называют сообществом? (Это значит, что все обитатели живут совместно, тесно связаны между собой).

3.1) Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагаются в порядке уменьшения (записать слова в тетрадь).

- Названия ярусов вы дадите сами, послушав загадки-описания.

  • Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники).

  • Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава).

  • Многолетние растения с крупными твердыми стеблями. (Деревья).

- Расположите названия ярусов в порядке уменьшения. (Запись на доске и в тетрадях, словарная работа).

3.2) Заполнить таблицу (на доске и на карточках).

Деревья

Кустарники

Травы




3.3)

- Что растет на самой земле??? (вывод по ярусам) Лишайники, мхи, трава и т.д.

3.4) Работа со схемой на доске.

волк

орлы

змеи

сова

лиса

жуки - короеды

Д

У

Б

сойка

белка

мышь

лось

кабан



















кукушки





- Что обозначают стрелки? (Цепи питания).

- А чем еще служит лес для животных? (Дом, пища).

3.5) Давайте рассмотрим цепи питания (дуб→жуки-короеды).

Здоровому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справится с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых - польза, для старых – вред).

Короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушишь эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу.

3.6) Ученики приводят примеры.

4)

а) В лесу живут еще одни организмы. Кто же это? Отгадайте.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

(Грибы)

б) Чтение статьи из учебника «Нужны ли лесу грибы?»

в) Ученики.

Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.

Значение грибов

Лекарство и пища для животных



Участвуют в разложении растительных остатков

Помощь растениям в получении солей из почвы







IV. Физкультминутка.

Игра «Съедобное – несъедобное».

- Повторяют упражнения за учителем, отгадки. Если гриб съедобный – выполняют, несъедобный – приседают.

1) Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их (опята).

2) А это – красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки (мухомор).

3) Серенькие шляпки.

Рябенькие ножки.

Под березою растут

Как их зовут? (подберезовики).

4) Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок (масленок).

5) Растут в лесу сестрички,

Рыжие (лисички).

6) У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке висит.

Ты не трогай этот гриб.

Учти – он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки,

Его называют (поганка).

7) Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой

С нежной бархатной прокладкой. (Боровик).

- Молодцы вы грибы знаете.

V.

а) Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Ученики отвечают). Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому и в лесу не скапливается много старой листвы. А для некоторых животных лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой? (Жукам, ежам, мышам, медведям, т.е. тем, кто впадает в спячку).

б) Чтение «О лесной подстилке и микроорганизмах» на стр. учебника.

VI. Закрепление изученного.

а) – Как живут растения в лесу? (Ярусами).

- Как можно назвать лес? (Лес – природное сообщество).

б) Привести примеры природного равновесия в лесу, опираясь на схему (на экране):

грибы

растения

животные

неживая природа









в) Раскрасить грибы на листочках с изображениями грибов.

VII. Рефлексия.

  • Что нового вы узнали на уроке? Чего вы еще не слыхали?

  • Что оказалось самым интересным?

  • Что не понравилось и почему?

VIII. Домашнее задание.

Стр. учебника. Ответить на вопросы «Проверь себя», работа в рабочей тетради стр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!