СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и закрепление знаний учащихся о луге как целостном природном сообществе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру.»

ТЕМА. Жизнь луга.

ЦЕЛЬ УРОКА

Обобщить и закрепить знания учащихся о луге как целостном природном сообществе.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Компьютер, презентация, интерактивная доска; макет луга; конверты с заданиями для работы в группах; энциклопедии, справочная литература; «волшебная» коробочка.

Ход урока.

I. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в удивительное путешествие. Чтобы оно прошло интересно, мы должны с собой что-то взять. Определите – что нам нужно. Для этого подберите к именам прилагательным, записанным на слайде, имена существительные.

На слайде:

Верные … Хорошее … Прочные …Крепкая … Вежливые …

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Отправляемся в путь!

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

У. А сейчас попробуйте догадаться, куда мы с вами отправимся.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Бежит тропинка через луг,

Ныряем влево, вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета,

Красивых радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

Дети. Мы пойдем на луг.

У. Правильно, мы отправимся в путешествие на луг. Сегодня мы повторим, обобщим и закрепим знания о луге, полученные нами на предыдущих уроках.

III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ РЕШЕНИЕ

Какие бы вы взяли краски, чтобы нарисовать луг? Почему?

Дети отвечают.

– Посмотрите на изображение луга на слайде. Совпали ваши представления о луге с тем, что вы увидели? Луг нельзя раскрасить одной краской, он пестрит разнотравьем.

Каждая группа получает фрагмент макета

луга.

У. Луг – одна из природных экосистем. Жизнь на лугу многообразна. Там можно встретить птиц, насекомых и зверей. Все обитатели приспособлены жить на лугу: кузнечик зеленый, как трава, бабочки разноцветные, как цветы. Но самое главное на лугу – это солнце, именно оно дает тепло, свет и энергию для жизни.

Давайте вспомним, что растет на лугу.

– Молодцы, вы прекрасно знаете растения луга! А сейчас давайте повторим правила работы в группе.

На ваших столах в зеленом конверте лежат загадки. Найдите среди них загадку про растение луга, отгадайте ее и раскрасьте соответствующий шаблон цветка.

Группа 1

Стоит Ивашка,

Белая рубашка.

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка.)

Цветет он майскою порой.

Его найдешь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (Ландыш.)

Группа 2

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

(Земляника.)

Вырос во поле цветочек:

Сверху – синий огонечек,

Снизу – тонкий стебелек.

Что за цветик? (Василек.)

Группа 3

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчики.)

Всех цветов она царица.

Страшен ей приход мороза.

А зовут царицу... (Роза).

Группа 4

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож. (Тюльпан.)

В поле у овражка

Красненькая кашка. (Клевер.)

У. Кого можно увидеть на лугу среди растений?

Д. Насекомых, птиц, зверей.

У. Мы поподробнее поговорим о насекомых.

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

У каждой группы в розовом конверте лежат пазлы. Соберите картинку, наклейте ее на основу и подготовьте рассказ для класса о вашем жителе луга. Для этого у вас на столах лежат учебники, энциклопедии, справочная литература.

Группа 1 – божья коровка.

Группа 2 – пчела.

Группа 3 – бабочка.

Группа 4 – муравей.

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «БАБОЧКА»

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

Ты летай, как бабочка,

Крылышками помаши,

Бабочка-порхалочка,

Ты ко мне спеши!

У. Жизнь луга удивительна и многообразна. Все его жители нужны друг другу. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мертвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве, – дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы. Благодаря разрушителям поддерживается высокое плодородие луговых почв. Человек не должен нарушать целостность этого живого комплекса.

VI. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ МИНИАТЮРА

Учитель читает текст.

Наташе очень нравились разноцветные бабочки. Она вспомнила, что где-то дома у нее есть старенький сачок. «Вот бы составить коллекцию

бабочек!» – подумала Наташа. Учительница меня похвалит. Девочка взяла сачок и отправилась на луг. Поймать бабочек было несложно, и через час у нее в баночке их было уже пять штук. Они бились в закрытой банке, как будто просили ее: «Отпусти нас! Не убивай нас!» Насаживать бабочек на булавку Наташа не смогла – было жалко. «Пусть умрут сами», – подумала она. Утром она увидела на дне банки безжизненных бабочек. Они были не такие красивые, как на полянке. Наташа не захотела составлять коллекцию и выбросила банку с бабочками.

У. Какие чувства у вас вызвала эта сценка?

Вам понравилось поведение Наташи? Почему?

Выслушиваются рассуждения детей.

– Как же должен вести себя на лугу человек, чтобы не навредить природе? Давайте сформулируем правила поведения на лугу.

Правила поведения на лугу

1. Не рвите охапками цветы.

2. Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдет опыление – не будет плодов и семян. Бабочка-махаон, многие виды шмелей стали редкими и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.

3. Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносит. А между тем, они превращаются в красивых бабочек.

4. Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнезда птиц.

5. Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые размножаться и погубят множество растений.

VII. ИТОГ УРОКА

У. Сегодня мы побывали на лугу, вспомнили его обитателей, составили правила поведения.

Но хочется узнать о луге что-нибудь необычное. У нас есть «волшебная» коробочка, в которой

собраны необычные факты о жизни луга. Пусть представитель каждой группы вытащит любой

из интересных фактов и зачитает его нам.

􀁹 Самые быстрые насекомые на планете – это стрекозы. Их скорость может достигать 57 км/ч.

Самые известные «прыгуны» – это кузнечики и блохи. Дальность прыжка кузнечика достигает

40 длин его тела, а блохи 130.

􀁹 У обычных пчел имеется 5 глаз, 3 из которых располагаются в верхней части головы, а 2 –

в передней ее части.

􀁹 Жужжание медоносной пчелы создается из-за очень быстрого махания крылышками – около

11400 взмахов в минуту.

􀁹 У многих видов светлячков летают и светятся только самцы. Самки же бескрылы и червеобразны, похожи на личинок.

􀁹 Божья коровка в большинстве европейских языков имеет схожее по смыслу название.

Во Франции, например, ее называют «курочкой

VIII. РЕФЛЕКСИЯ

У. Ребята, я хочу закончить наше путешествие такими словами:

Человек! Ты царь природы!

О тебе веду я речь.

Можешь ты помочь живому

Иль на гибель всех обречь.

Помоги траве родиться,

Белкам жить, а речкам течь.

Ты на свете самый главный –

Значит, должен всех беречь!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!