СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Что такое термометр, погода?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру по программе "Школа России" для 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Что такое термометр, погода?"»

КОНСПЕКТ УРОКА

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА





Тема. ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА? ТЕРМОМЕТР.

учитель 2-Ж класса

МБОУ «Школа-лицей» №3

г. Симферополя

Осадчая Н. В.





Урок окружающего мира

Тема урока: «Что такое погода? Термометр».

  Цель: дать общее представление о погоде; познакомить с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, а также с народными и научными предсказаниями погоды.

Задачи: -дать общее представление о погоде и том, из чего она складывается;

- совершенствование базовых знаний и умений по теме;

- познакомить со значением температуры для всего живого;

- научить пользоваться термометром;

- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;

- формирование умения работать в группах;

- понимание важности изучения окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД: : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения, организация работы по  обобщению  информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формулировка проблемы: Что такое температура и как ее определять.

Формулировка нового знания: 

  1. Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.

  2. Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.

  3. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

Тип урока: получение нового знания.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть».  Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров

Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.

Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2класс. 1 часть»

Стаканы с холодной и горячей водой.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

Прозвенел звонок, начался урок.

Нам нужны терпение и внимание

Чтобы получить новые знания.

  1.   Актуализация знаний.

    1. Викторина.

  1. Человек заболел. Он говорит: «У меня жар». Это значит, что у него поднялась … (температура).

  2. Прибор для измерения температуры воды, воздуха, тела человека. (Термометр)

  3. Граница между теплом и холодом, на термометре обозначена цифрой… (0).

  4. Температуру тела человека измеряет… (медицинский) термометр.

  5. Пластинка с делениями. (Шкала).

  6. Одно деление обозначает… (градус).

  7. Число градусов тепла записывается со знаком… («плюс»).

  8. Число градусов холода записывается со знаком… («минус»).

  9. Отсчет градусов мороза ведут от нуля … (вниз).

- У нас в природе осень.  А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?

- Какая основная причина изменений? (Похолодание.)

- Что мы чувствуем, когда говорим похолодание? (трясет, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.)

- А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?

  1.  Самоолределение к деятельности (Создание проблемной ситуации).

Сценка

- Посмотрите небольшую сценку,  постарайтесь найти ответ.

//Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми//

Катя: Женя, ты что все время кутаешься?

Женя: Я совсем замерзла!

Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло!

Женя: А мне кажется – холодно.

- Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?

 - А на улице?

- А вода в проруби?

- Когда утром пьете чай (кофе), какой он?

- Потрите свои ладони, парту. Что вы почувствовали? (Руки нагрелись.)

  1. Формирование темы и цели урока. 

- Отгадайте, о чём идёт речь, и вы узнаете тему урока.

Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а ещё морозная и капризная. Догадались? Ну, конечно, это… (погода).

(Учитель открывает на доске слово «погода»).

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О погоде).

- Прочитайте тему урока на с. 32 учебника. (Что такое погода).

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- А что говорит об этом Муравьишка? Прочитайте в учебнике.

5. Работа по теме урока.

1. Температура.

- Для характеристики нагретости воздуха, воды, почвы или тела, какие слова использовали?

 - Степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела характеризуют температурой.

//Термин дан на доске без понятия.//

 - Температура — величина, характеризующая степенью нагретости чего-то.  В течение года, месяца, недели, даже в течение дня температура воздуха изменяется. Эти изменения влияют на жизнь растений, животных и человека. Одни живые существа могут жить только в тепле, другие переносят суровые морозы. При резкой смене температуры воздуха некоторые растения и животные могут погибнуть.

Работа в парах.

- Самостоятельно составьте план рассказа о природных явлениях и расскажите о них своему соседу по парте, основываясь на своих наблюдениях.

План

  1. Температура.

  2. Облачность.

  3. Осадки.

  4. Ветер.

    1. Работа с научным дневником.

- С сегодняшнего дня мы будем наблюдать за погодой. Погода может быть тёплой или холодной, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Все эти изменения вызываются изменением состояния воздуха, окружающего Землю, его нагреванием и охлаждением. Погода играет исключительно важную роль в нашей повседневной жизни. Не зная прогноза погоды, мы не сможем правильно одеться, прежде чем выйти на улицу.

- Рассмотрите условные обозначения. Давайте попробуем разобраться в том, что они обозначают.



Облачность – скопление облаков.

Ясно – в течение всего дня светит солнце, небо чистое или на небе отдельные небольшие облака.

Переменная облачность – солнце светит лишь часть дня, на небе много облаков.

Пасмурно - всё небо в течение дня покрыто облаками, солнца не видно весь день.

Осадки – это дождь и снег.

Дождь – вид атмосферных осадков в виде водяных капель или струй.

Снег – атмосферные осадки в виде белых пушинок.

Гроза – дождь, сопровождающийся громом и молнией.

Молния – гигантский искровой разряд.

Ветер – перемещение воздушных масс, обозначается стрелкой. Если ветра нет, то стрелка не ставится.

(Учащиеся рассматривают условные обозначения и учатся правильно их рисовать. Учитель показывает изображения природных и погодных явлений).


- При помощи какого прибора можно точно измерить температуру? (При помощи термометра.)

- Как вы думаете, что такое термометр? (Прибор для измерения температуры.)

//Запись определения учащиеся записывают в рабочую тетрадь //

Запись на доске:               терм о метр

В переводе с греческого: тепло  мера

Слово термометр  ввел голландец К. Дреббель в 1636 г. Однако идея прибора, который если не измерял температуру, то хотя бы ее оценивал, принадлежит итальянскому ученому Галилею. В 1592 г. он придумал термоскоп, представляющий собой сосуд с очень узким горлом. В сосуд наливалась вода (примерно до половины), которая при нагревании перемещалась к горлышку. Температуры сравнивались по высоте подъема столбика воды в термоскопе. Первый жидкостный (спиртовой) термометр изготовил немецкий физик Г. Фаренгейт в 1709 г., а в 1714 г. — ртутный. Почти два века люди пользовались этими термометрами, пока не перешли на шкалу Цельсия, ту, по которой сегодня измеряет температуру почти весь мир. Эта шкала впервые появилась в 1742 г. Ее автор — шведский физик и астроном А. Цельсий.

Физкультминутка.

3. Ознакомление с видами термометров.

- Рассмотрите современные термометры.

(Демонстрируются комнатный, уличный, водный, медицинский термометры).

- Из каких основных частей состоит термометр?

//Работа ведется по схеме и моделям термометров. Учащиеся находят шкалу и трубку, наполненную жидкостью, внимательно рассматривают шкалу//

- Каждое деление шкалы соответствует одному градусу. Расстояние между маленькими делениями равно одному градусу. Покажите друг другу один градус, а я пройду между рядами, проверю, а затем проведем опыты.

- Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Как определять температуру.)

6. Актуализация проблемы. 

- Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру.

- А для чего это надо уметь? (Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы.  Сможем помочь Жене и Кате – узнать тепло в комнате или нет)

- Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).

7. Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения. 

- Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойненько в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит? (Он показывает температуру маме.)

  1. Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра. 

- Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.

 - Из чего он состоит? (Трубочка с жидкостью, корпус, деления.)

- Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть. 

//На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра//

- Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры.  Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус  - 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному.

Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.

  1. Виды термометров.



-  Посмотрите на этот термометр. Что видите? (На нем нет значений ниже нуля)

- Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля? (Потому что, наверное, вода замерзает.)

- А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается? (Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено, жидкость странная)

- Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.

- Какая температура у здорового человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.

Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.

//Запись в рабочей тетради //

- Части термометра: стеклянная трубка, наполненная жидкостью и шкала. На шкале каждое деление соответствует одному градусу.

3. Практическая работа: «Принцип работы термометра» 

- Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.

(Работа в группах).

//Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой. Все внимательно всматриваются//

- Почему ползет? ( Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.)

- Понятно. Кто думает иначе?

- При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.

-  А почему жидкость перестает ползти? (Потому что настолько нагрелась.)

- Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.

-  Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет. (ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.)

- Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»? (опустилась вниз.)

Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

//Запись показаний в рабочей тетради //.

Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

4. Практическая работа: «Измерение температуры.»

-  Мы познакомились с устройством термометра и принципом его работы. //Комнатный термометр прикреплен к доске. Два ученика разного роста выходят к доске и снимают показания термометра. Получены разные результаты.//

-  Как могло произойти, что два одноклассника, посмотрев на один и тот же термометр в одно и то же время, увидели разные показания температуры?

(У них разный рост.)

-  Необходимо правильно смотреть на термометр. Глаза должны быть на том же уровне, где находится столбик жидкости в трубке термометра. Что нужно делать, если у вас дома термометр висит слишком высоко, а вы хотите снять показания температуры? (Подставить стул.)

  1. Применение новых знаний. 

  1. Чтение и сравнение температур.

- Прочтите по-разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰  

- В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?

- Покажите на своих моделях эти температуры.

  1. Запись показаний в рабочей тетради.

  2.  Сравните:

 +48⁰ … +54⁰                        +12⁰ … –12⁰

                     –60⁰ … –30⁰                         –8⁰ …  0⁰

                     +23 ⁰… –2⁰                         +4⁰ …  0⁰

  1. Блиц – опрос. 

 - С какой характеристикой погоды познакомились на уроке?

- Каким прибором её можно измерить?

- Какие виды термометров вы знаете?

- Как устроен термометр?

- В каких единицах измеряется температура?

- Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?

- При какой температуре замерзает вода?

- Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?

- Когда мы говорим мороз: - 20⁰ или -2⁰?

- Для кого важна температура?

- Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?

 - Мы познакомились с новой характеристикой погоды - температурой. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы, тела. Её измерить можно с помощью специального прибора - термометра. Они бывают уличные, комнатные, водные, медицинские.

  1. Народные приметы.

- Можно ли измерить температуру без термометра, например, собственной рукой. (Нет.)

- Нельзя, так как тепло и холод каждый человек ощущает по-своему. Предсказывать погоду можно по народным приметам. Вот некоторые из них.

  • Осенью муравьиные кучи высокие – зима будет суровой.

  • Если осиновые листья ложатся на землю наружной стороной вверх или не полностью опадают – будет суровая зима, если сверху оказывается обратная сторона листа – жди тёплую зиму, а если и та, и другая – умеренную.

  • Если стебель камыша изнутри липкий – жди долгую и суровую зиму.

  • Гуси полетели – скоро быть снегу.

  • Если сентябрь холодный – в марте сойдёт снег.

  • Осенью гусь летит - к дождю, а лебедь – к снегу.

Работа с учебником.

- А ещё о народных приметах вы можете узнать в учебнике на с.35.

(Учащиеся читают и обсуждают народные приметы.)

- О том как учёные научились предсказывать погоду, вы узнаете, прочитав текст на с.34.

- Какие вопросы можно задать по этому тексту? (Работа в парах)

  1.  Итог урока.

-  Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.

- Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами? (Дети поднимают руки)

- Давайте же разъясним спор Жени и Кати: Тепло ли у нас было в классе?

(Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 22⁰. Может Женя заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.)

- Есть другие мнения?

  1. Рефлексия

Викторина.

      1. Неизвестно, где живёт,

Налетит – деревья гнёт,

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь. (Ветер)

      1. Её узнать поможет нам термометр. (Температура)



      1. Нашумела, нагремела, Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила. (Гроза)

      1. От количества облаков на небе зависит… (облачность)

      2. Снег, дождь, град – это… (осадки).

      3. Небо чистое, солнечно. Мы говорим: … (ясно)

      4. Наука о погоде. (Метеорология)

      5. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют… (погодой)

- Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

- Кто сегодня самый счастливый из вас, рад полученным знаниям?

Похвалите себя, пожмите друг другу руки.

  1. Домашнее задание.

В течение недели вести наблюдения за погодой и фиксировать результаты наблюдений в научном дневнике.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!