СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру"Что такое кровь?" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру в 4 классе "Что такое кровь?". 

Цель:

-Формировать у учащихся новые понятия о составе крови.

-Развивать у учащихся понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток (кровяные клетки).

- Оценивать, что полезно для здоровья, а что -  вредно. 

Формы организации деятельности учащихся на уроке:

 фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы: деятельностный: проблемный диалог,  частично-поисковый.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру"Что такое кровь?" 4 класс»

Тема: Что такое кровь?


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель.

По 1-й линии развития (объяснять мир)

1. Формировать у учащихся новые понятия о составе крови.

2. Развивать у учащихся понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток (кровяные клетки).


По 2-й линии (отношение к миру)

Оценивать, что полезно для здоровья, а что - вредно


Ожидаемый результат:

Учащийся будет:

  • знать:

минимум:

  • кровь

максимум:

  • кровяная плазма, гемоглобин, красные кровяные клетки, белые кровяные клетки, кровяные пластинки.


  • уметь:


  • называть состав крови,

  • объяснять значение и функции крови в организме,

  • оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового образа жизни.

Формы организации деятельности учащихся на уроке:

фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы: деятельностный: проблемный диалог, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, задания для групп

( приложение №1), карточки с названиями состава крови, рисунки с клетками крови

учебник « Окружающий мир». «Человек и природа». 4 класс, А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, и др.


План урока:


I. Самоопределение к деятельности.


II.Постановка проблемы и актуализация знаний.


III. Поиск решения проблемы.


IV.Совместное «открытие» знаний


V. Самостоятельное применение знаний.


VI. Итог урока.


VII. Рефлексия деятельности.

VIII. Домашнее задание.



Ход урока.


I. Самоопределение к деятельности.


- Сегодня замечательный день! Я рада видеть ваш любознательный взгляд, ваши жизнерадостные лица и хочу поделиться вместе с вами энергией, которая поможет нам сегодня на уроке открыть новое знание. Потрите свои ладошки, поделитесь своей энергией друг с другом! А я вам посылаю свою энергию! Удачи вам!


II. Постановка проблемы и актуализация знаний.


- Ребята, я знаю, что вы все любите сказки. Помните, как было в одной русской народной сказке? «Прибежал серый волк, принёс в зубах две хрустальные бутылки с живой и мёртвой водой. Сбрызнул волк Ивана Царевича мёртвой водой, все раны на нём затянулись, брызнул он тогда на Ивана живой водой. Встал Иван Царевич, потянулся и сказал: “Как долго я спал”.

А какую еще жидкость со столь же волшебными свойствами вы знаете?

(Это кровь.)


- Какое значение имеет кровь в жизни человека?

(Кровь играет роль переносчика веществ от органов к каждой клетке. Она транспортирует кислород и углекислый газ, питательные вещества и отходы клеточного обмена веществ.)


(Готовность мышления и осознание потребности в новом знании.)

- Вы знаете, что нашу родину и наш покой охраняют сильные и здоровые воины, но раненный в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы. Спасти его может только переливание крови другого человека.

- Как вы думаете, почему человек, потерявший много крови, погибнет?

( Версии детей)

- А теперь давайте понаблюдаем за нашими героями.


Сценка.

( Девочка перевязывает пальчик мальчику бинтом, приговаривая)

Маша. Вот уже и не течёт… Никита, ведь кровь это жидкость? Почему же она течь перестала? Если, например, дома потекла труба с водой и её перевязать бинтом, она ведь не перестаёт течь.

Никита. Вообще-то кровь это не жидкость. Просто в ней есть клетки, которые закупоривают повреждённые сосуды.


- Ребята, какое вы услышали из диалога наших героев противоречие? Какой у вас возникает вопрос?

( Почему кровь нельзя считать жидкостью?)

(Вопрос записывается на доске)

- А давайте вспомним с вами, что вы уже знаете про кровь?

- Что приводит кровь в движение?

( Кровь приводит в движение сокращения сердца)

- Какие типы сосудов вам известны?

(Типы сосудов - артерии, вены, капилляры)


- Итак, мы знаем:


- Кровь - переносчик веществ ,транспортирует кислород и углекислый газ, питательные вещества, её приводит в движение сокращения сердца, движется по сосудам - артериям, венам, капиллярам.


- Сформулируйте тему урока.

( Что такое кровь?) (Тема урока фиксируется на доске)


- А какой проблемный вопрос возник у нас на уроке?


( Почему кровь нельзя считать жидкостью?)


- Какие цели вы ставите для себя?


(Узнать из чего состоит кровь, какую работу она выполняет в организме человека, почему она играет важную роль в жизни человека)


III. Поиск решения проблемы.


1. Что такое кровь?

- Мы с вами уже изучили уже некоторые системы органов человека, у вас есть знания о работе этих систем. Как вы думаете, чтобы мышцы и кости могли выполнять определённую работу, должны ли быть их клетки соединены или разрознены?


( Чтобы органы хорошо работали, их клетки должны быть соединены, так как совместно работу выполнять легче)

- А что вы можете сказать про кровь человека? У неё есть клетки? ( Да они есть.)


- Ещё раз назовите, какую работу выполняет в организме кровь? (Кровь - переносчик веществ, транспортирует кислород и углекислый газ, питательные вещества,)


- Вот видите, сколько задач выполняет кровь. Значит, что можно предположить?

Клетки крови соединены или разрознены? ( Версии детей)


- Кровь – внутренняя среда организма. Её клетки не соединены друг с другом, а плавают в жидкой кровяной плазме. Используя текст на с. 36, определите, какое преимущество имеет такое устройство крови.

( Плазма – это раствор веществ, доступный всем клеткам. Значит, клетки крови могут получать все необходимые вещества для своей работы)

- Можете теперь сказать, что такое кровь?

(Кровь – это внутренняя среда организма, её клетки не соединены друг с другом, а плавают в жидкой кровяной плазме.)


- Какие из ваших версий подтвердились?


IV.Совместное «открытие» знаний


1. Из чего состоит кровь?

- Какую цель мы ставили на уроке? ( Узнать из чего состоит кровь)

- Сейчас разделимся на группы - лаборатории. Каждая лаборатория будет исследовать, из чего состоит кровь. Используйте текст учебника на с.36-37 и рисунок на с. 37.


1-я группа - кровяная плазма.

2-я группа – красные кровяные клетки, или эритроциты.

3-я группа – белые кровяные клетки, или лейкоциты.

4-я группа – кровяные пластинки, тромбоциты.

( Каждая группа получает план исследования)













Название составной части крови - ?

Какие вещества содержит данная часть крови?






Способна ли она двигаться?





Какую роль выполняет?






Как можно представить пантомимой данную часть крови?

















Группы представляют результаты своего исследования.

( На доске учитель вывешивает названия составных частей крови.)

Кровяная плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

- А сейчас мы с вами поиграем и отдохнём. Я буду показывать рисунок клетки крови, а вы называть её. ( Показываю рисунки эритроцитов , лейкоцитов, тромбоцитов).

2.Физминутка.

Игра « Клетки крови»

-Что делают эритроциты – переносят кислород. Представим себя эритроцитами – побежали на месте. Что делают лейкоциты - защищают организм от бактерий. Представили себя лейкоцитами - отталкиваемся друг от друга ладошками. Что делают тромбоциты – останавливают кровотечение. Представим себя тромбоцитами – обхватываем себя руками.

3. Выводы по проблеме урока.

- Вернёмся к проблемному вопросу.

Почему же кровь нельзя считать жидкостью?

- Потому что только часть крови является жидкостью – это плазма, остальная часть состоит из клеток, выполняющих разную работу.

- А какую роль играет кровь в организме?

( Плазма – жидкость, кровь может транспортировать питательные вещества к клеткам организма. Клетки крови выполняют важные функции: защищают организм от болезней, переносят кислород и углекислый газ, останавливают кровотечение.)


V. Самостоятельное применение знаний.


1. «Это интересно» (выступление подготовленного ученика)

А) В старину врачи пытались перелить кровь животных человеку, но при этом ЭРИТРОЦИТЫ животных ПОГИБАЛИ в нашей крови, и человек умирал. Потому что у каждого человека своя группа крови. Не каждому человеку можно перелить кровь другого человека. Вся кровь делится на 4 группы. Группа не зависит от возраста. Кровь 1 группы можно перелить любому человеку, а вот кровь 4 группы только человеку с 4 группой крови. У взрослого человека около 5 литров крови, у ребёнка – 3,5 литра. Количество крови в организме человека поддерживается постоянным. Вместо погибших клеток появляются новые. В течение года трижды полностью обновляется вся кровь в организме. И этот процесс происходит всю жизнь без остановок.

Постоянным должно быть в крови и соотношение между её разными клетками: лейкоцитами, эритроцитами и тромбоцитами. Любое заболевание вызывает изменение состава крови.


2.Парная работа в рабочей тетради (тема 8, с.14)

- Выполните одно задание в тетради по выбору.

3. Фронтальная проверка парной работы.

VI. Итог урока.

- Что такое кровь? Для чего она необходима организму человека?

- Назовите основные клетки крови.

- Какую роль играет кровь в сохранении нашего здоровья?

- Где вам пригодятся новые знания?


VII. Рефлексия деятельности.

- Кто из ребят больше всего помог в «открытии» новых знаний?


- Какой вклад в решение проблемы внесла твоя гипотеза?

- К решению ты пришел самостоятельно или тебе помогли подсказки. Если да, то чьи?

- Оцените свою работу.


VIII. Домашнее задание.

С. 36-37, ответить на вопросы учебника. Задания из тетради, тема 8 по выбору.


































Приложение №1


Название составной части крови - ?


Какие вещества содержит данная часть крови?






Способна ли она двигаться?





Какую роль выполняет?






Как можно представить пантомимой данную часть крови?

























Приложение № 2


Кровь-это внутренняя среда организма. Основу её составляет прозрачная желтоватая солоноватая жидкость - плазма, которая состоит из воды и растворённых в ней веществ. В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни. Они защищают человека от повторного заболевания. Говорят: «Появился иммунитет». Эти вещества можно вырабатывать искусственно, делая прививки. В плазме находятся клетки крови.

Больше всего в крови красных кровяных клеток- эритроцитов. Они делают кровь красной. Эритроциты выполняют самую важную работу - переносят в потоке крови от лёгких ко всем тканям кислород, а от тканей к лёгким- углекислый газ. Красные кровяные клетки живут около четырёх месяцев, потом их сменяют новые, которые образуются в костном мозге.


Другая группа клеток- лейкоциты. Это белые кровяные клетки. Точнее, они бесцветные. Лейкоциты значительно крупнее эритроцитов и их в крови гораздо меньше. Они, как сторожевые катера, передвигаются в крови, отыскивая врага. Эти клетки борются с инфекциями, ядами, убивают микробов, проникающих в организм. Если в палец попала заноза, и он нарывает, это значит, в бой с микробами вступили лейкоциты. Гной – это мёртвые тельца защитников организма – лейкоцитов. Когда в организм человека попадают возбудители болезней, в борьбу с ними вступают не только лейкоциты, Но и плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды.

Третья группа кровяных клеток - тромбоциты, кровяные пластинки, которые помогают крови сворачиваться, когда при порезе, ранении она вытекает из раны. Остановить кровь – главная задача тромбоцитов. Ведь её не очень много. У взрослого человека 4,5 – 5 литров, а у детей 8 -12 лет всего 3,5 литра.




6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!