СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Мир чувств и эмоций" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок  окружающего мира "Мир чувств и эмоций" ( с элементами проектной деятельности).

4 класс УМК "Начальная школа 21 века". Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Форма урока "Телепередача  В мире чувств". Презентация к уроку выложена отдельно.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Мир чувств и эмоций" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"»

Урок окружающего мира в 4Б классе УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: Мир чувств и эмоций.

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков ( с элементами проектной деятельности).

Цели:

  • Расширить знания детей по теме: «Мир чувств и эмоций»;

  • Формировать навыки культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами;

  • Учить работать самостоятельно, самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации;

  • Развивать коммуникативные и творческие умения учащихся;

  • Повышать интерес к учебному процессу;

  • Воспитывать ответственность за порученное дело.



  1. Орг. момент:

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний:

- Итак, у нас урок окружающего мира. Давайте вспомним изученный материал. Разгадайте кроссворд:




п

е

ч

е

н

ь












у

х

о










к

р

о

в

е

н

о

с

н

а

я








с

к

е

л

е

т






д

ы

х

а

т

е

л

ь

н

а

я






н

е

р

в

н

а

я







п

и

щ

е

в

а

р

и

т

е

л

ь

н

а

я



  1. Орган, очищающий кровь от вредных веществ.

  2. Орган слуха.

  3. Какая система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь?

  4. Опора тела человека.

  5. Какая система организма обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды?

  6. Система, включающая в себя головной мозг, спинной мозг и нервы.

  7. В какой системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества.

III. Мотивация.

-Какое ключевое слово у нас получилось?

- О чём мы будет говорить на уроке? (о чувствах)

Сколько чувств выражают лица:
То радость, то слезами готовы залиться,
То страх, то восторг, то волнение,
То удивление, то огорчение…

Попробуем сегодня мы понять

Как чувства человек умеет проявлять.



- Из данных слогов составьте слово:

ле те пе да ре ча

- Совершенно верно, телепередача.

И мы с вами начинаем телепередачу «Мир чувств» и я её ведущая.

У нас в гостях 4 группы экспертов:

1 гр. Исследователи

2 гр. Искусствоведы

3 гр. Литераторы

4 гр. Биологи

Сегодня мы обсуждаем тему «Мир чувств и эмоций». Наши гости помогут нам найти ответы на вопросы:

  • Может ли человек жить без чувств?

  • Как художники передают чувства людей в произведениях живописи?

  • Отражает ли народный фольклор эмоциональное состояние человека?

  • Есть ли эмоции у животных и как они проявляются?



Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

1. Слушай, что говорят другие.
2. Делай выводы об услышанном,
3. Задавай вопросы.
4.Говори спокойно ясно, только по делу.
5.Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
6.Помогай товарищам, если они об этом просят.

- У каждой группы есть свой план работы, на столах лежат источники информации, с помощью которых наши гости попробуют найти ответы на интересующие нас вопросы.



Итак, приступаем к работе.

IV. Работа в группах.

План работы:

1 группа «Исследователи»

План работы:

  1. Возьми в руки карточку, прочитай текст.

  2. Определи, какое чувство человека описывается в данной ситуации.

  3. Если сомневаешься в правильности ответа, посоветуйся с товарищами.

  4. Наклей карточку на обратную сторону лучика.

  5. С лицевой стороны на лучике подпиши чувство, которое описано в данной ситуации.

  6. После выступления всей вашей группы, приклей лучик к солнышку на доске.

  7. Сделайте вывод: (стихотворение, подготовленное заранее)

На столе лежат карточки:

Ситуация 1.

Мама послала сына в магазин. «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, - сказала она, - мы попьём чаю и пойдём в зоопарк. Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин.

Ситуация 2.

Мама уехала в командировку. Вот уже 2 недели её нет дома. Дочка целыми днями смотрит в окно. Она ждёт, когда же приедет мама.

Ситуация 3.

У Маши долго болел папа. Наконец он выздоровел. Она хотела сообщить об этом событии всем своим подругам. Выбежав во двор, она громко закричала: «Мой папа выздоровел!» Оля посмотрела на неё и сказала: «Ну и что?» Маша опустила голову и отошла в сторону.

Ситуация 4.

Таня с братиком гуляли на детской площадке. Таня качалась на качелях, а братик играл в песочнице. Вдруг откуда ни возьмись, выскочила большая собака и побежала к песочнице. Таня бросилась наперерез собаке, упала и закрыла собой брата. Тут подбежал хозяин собаки и остановил её.

Ситуация 5.

Мише на день рождения купили новый велосипед. Он вышел с ним во двор. Ребята окружили его. Все хотели посмотреть на велосипед Миши.

Ситуация 6.

Однажды маленький Петя гулял с мамой на улице. Ярко светило солнце и вдруг пошёл дождь. Петя поднял голову вверх и широко раскрыл глаза. «Мама, смотри какая красота!» Он раньше никогда не видел радугу.

Ситуация 7.

Серёжа постоянно дёргал Зину за косички. Она очень сердилась и старалась его стукнуть.

Ситуация 8.

Оля не выучила стихотворение, сказав маме, что ей ничего не задавали. А на следующий день она получила двойку. Когда Оля пришла домой, мама спросила: «Как дела в школе?» Оля покраснела и опустила голову.

(кроме карточек на столе лежат лучики, фломастеры, клей)

Вывод: Не может человек прожить без чувства,
Ведь это ценность для его души,
Но если чувства нет, в душе той пусто,
И нет в ней ни тепла, ни доброты.
Лишь добрыми словами боль отводят, -
А тёплые слова для всех важны,
Отзывчивость, как помощь, к нам приходит,
Благие чувства - лекари души.





  1. группа «Искусствоведы»

План работы:

  1. Возьми в руки репродукцию одной из картин известных художников.

  2. Определи чувства героев, изображённых на картине.

  3. Подпиши.

  4. Посоветуйтесь в группе и выберите четверостишие, которое могло бы стать выводом (итогом вашего выступления).

  5. Начните выступление со слов:

Мы согласны (не согласны) с мнением предыдущих выступающих о том, что человек не может жить без чувств, рассмотрев картины известных художников, мы увидели…

На партах лежат репродукции картин, фломастеры, четверостишия.

«Любите, живопись, поэты,

Лишь ей единственной дано,

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно».

Взял палитру художник и кисть,
И слова обратились в картину.
Ив, склонившихся плач у реки,
Ширь полей, что вовек не покину.

Берёзы стан – как в пятнах сажи.

Среди естественных офортов

,Сильней всего люблю пейзажи

И избегаю натюрмортов.



3 группа «Литераторы»

План работы:

  1. Прочитайте пословицы.

  2. Рассортируйте их по темам.

  3. Приклейте пословицы на нужный листок.

  4. Сделайте вывод: отражает ли народный фольклор эмоциональное состояние человека?

  5. Начните своё выступление со слов:

Мы согласны (не согласны) с мнением наших коллег, что человек не может жить без чувств и в произведениях народного фольклора отражается (не отражается) эмоциональное состояние человека…


На партах лежат альбомные листы, на которые дети наклеивают пословицы, клей, набор пословиц.

Пословицы о печали и грусти:

  • Занятого человека и грусть печаль не берёт.

  • Моль одежду ест, а печаль человека.

  • Печаль не уморит, а с ног собьёт.

  • Печальному шутка на ум не идёт.

  • Какова печаль, таковы и слёзы.

Пословицы об испуге и страхе:

  • Пуганый зверь далеко бежит.

  • У страха глаза велики.

  • Он сам своей тени боится.

  • Волков бояться – в лес не ходить.

  • Пуганая ворона куста боится.

Пословицы о счастье и веселье:

  • Всякий счастья своего кузнец.

  • За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.

  • Не родись красивой, а родись счастливой.

  • Счастье – вольная пташка, где захотела там и села.

  • Счастье не птица: само не прилетит.

Пословицы о любви, нежности и доброте.

  • Верная указка – не кулак, а ласка.

  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

  • Ум истиною прославляется, сердце любовью согревается.

  • Добрый человек, в добре проживёт век.

  • Доброе слово доходит до сердца.

4 группа «Биологи»

План работы:

  1. Рассмотри картинку или фотографию животного.

  2. Определи, какие эмоции присущи данному животному.

  3. Приведи примеры из жизни, или литературных произведений, в которых описывается данная эмоция животного.

  4. Подготовься к выступлению.

  5. Начните своё выступление со слов:

Мы согласны (не согласны) с мнением предыдущих выступающих, что человек не может жить без чувств, но хотим ещё добавить, что животные тоже обладают (не обладают) эмоциями…

На партах лежат картинки или фотографии животных, книги детских писателей, с которыми мы знакомились на уроках литературного или внеклассного чтения о животных.

- Сейчас мы послушаем Сапожникову Полину, которая изучала данную тему, немного больше, чем другие ребята. Она подготовила своё выступление дома.

- Спасибо за работу.

V. Применение изученного материала.

- А сейчас я хочу задать вопрос всем нашим экспертам:

как вы думаете, может ли человек управлять своими чувствами?

- Как это сделать?

- Почему человек должен управлять своими эмоциями?

(чтобы не обидеть других людей).

- Послушайте притчу «Гвозди»

Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.

И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.



- Что нам хотел сказать автор данной притчи?

Работа по учебнику с. 51.

Чтение текста «Учитесь властвовать собой»

- Ребята, что мы можем сделать, чтобы поднять себе настроение? (ответы учащихся)


Вспомнить что-то приятное

Посмотреть забавный фильм

Почитать интересную книгу

Рассмешить себя у зеркала

Сходить на прогулку

Пообщаться с другом

Поиграть в интересную игру

Поиграть с домашним животным

Послушать любимую музыку

Заняться спортом



- Попробуйте заглянуть в свою душу и определить, какая она, продолжив следующие предложения:

Я плачу, когда…

Я смеюсь, когда…

Я радуюсь, когда…

Я грущу, когда...

Итог урока:

- Наша телепередача подходит к концу, и закончить её мне бы хотелось стихотворением:

Мы - разные, но Богом мы хранимы,
У каждого свой Ангел и судьба,
Обидчивы бываем и ранимы
От грубых слов, от зависти и зла.
Случается, что чувства пропадают,
Душа пуста, и только боль утрат...
От добрых слов все чувства оживают,
Боль затихает - снова жизни рад.
А жизнь идёт, всё по местам расставив,
Но жить нельзя нахохлившись всегда.
Пусть нас благие чувства не оставят,
Пусть добротой наполнится душа!

- Рефлексия: На партах у вас лежат человечки с разными эмоциями, покажите нам с каким настроением вы уходите с урока.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!