Урок окружающего мира в 4Б классе УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Мир чувств и эмоций.
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков ( с элементами проектной деятельности).
Цели:
Расширить знания детей по теме: «Мир чувств и эмоций»;
Формировать навыки культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами;
Учить работать самостоятельно, самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации;
Развивать коммуникативные и творческие умения учащихся;
Повышать интерес к учебному процессу;
Воспитывать ответственность за порученное дело.
Орг. момент:
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Актуализация знаний:
- Итак, у нас урок окружающего мира. Давайте вспомним изученный материал. Разгадайте кроссворд:
| | | п | е | ч | е | н | ь | | | | | | |
| | | | | у | х | о | | | | | | | |
| | к | р | о | в | е | н | о | с | н | а | я | | |
| | | | | с | к | е | л | е | т | | | | |
| д | ы | х | а | т | е | л | ь | н | а | я | | | |
| | н | е | р | в | н | а | я | | | | | | |
п | и | щ | е | в | а | р | и | т | е | л | ь | н | а | я |
Орган, очищающий кровь от вредных веществ.
Орган слуха.
Какая система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь?
Опора тела человека.
Какая система организма обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды?
Система, включающая в себя головной мозг, спинной мозг и нервы.
В какой системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества.
III. Мотивация.
-Какое ключевое слово у нас получилось?
- О чём мы будет говорить на уроке? (о чувствах)
Сколько чувств выражают лица:
То радость, то слезами готовы залиться,
То страх, то восторг, то волнение,
То удивление, то огорчение…
Попробуем сегодня мы понять
Как чувства человек умеет проявлять.
- Из данных слогов составьте слово:
ле те пе да ре ча
- Совершенно верно, телепередача.
И мы с вами начинаем телепередачу «Мир чувств» и я её ведущая.
У нас в гостях 4 группы экспертов:
1 гр. Исследователи
2 гр. Искусствоведы
3 гр. Литераторы
4 гр. Биологи
Сегодня мы обсуждаем тему «Мир чувств и эмоций». Наши гости помогут нам найти ответы на вопросы:
Может ли человек жить без чувств?
Как художники передают чувства людей в произведениях живописи?
Отражает ли народный фольклор эмоциональное состояние человека?
Есть ли эмоции у животных и как они проявляются?
Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе.
1. Слушай, что говорят другие.
2. Делай выводы об услышанном,
3. Задавай вопросы.
4.Говори спокойно ясно, только по делу.
5.Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
6.Помогай товарищам, если они об этом просят.
- У каждой группы есть свой план работы, на столах лежат источники информации, с помощью которых наши гости попробуют найти ответы на интересующие нас вопросы.
Итак, приступаем к работе.
IV. Работа в группах.
План работы:
1 группа «Исследователи»
План работы: Возьми в руки карточку, прочитай текст. Определи, какое чувство человека описывается в данной ситуации. Если сомневаешься в правильности ответа, посоветуйся с товарищами. Наклей карточку на обратную сторону лучика. С лицевой стороны на лучике подпиши чувство, которое описано в данной ситуации. После выступления всей вашей группы, приклей лучик к солнышку на доске. Сделайте вывод: (стихотворение, подготовленное заранее) |
На столе лежат карточки:
Ситуация 1.
Мама послала сына в магазин. «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, - сказала она, - мы попьём чаю и пойдём в зоопарк. Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин.
Ситуация 2.
Мама уехала в командировку. Вот уже 2 недели её нет дома. Дочка целыми днями смотрит в окно. Она ждёт, когда же приедет мама.
Ситуация 3.
У Маши долго болел папа. Наконец он выздоровел. Она хотела сообщить об этом событии всем своим подругам. Выбежав во двор, она громко закричала: «Мой папа выздоровел!» Оля посмотрела на неё и сказала: «Ну и что?» Маша опустила голову и отошла в сторону.
Ситуация 4.
Таня с братиком гуляли на детской площадке. Таня качалась на качелях, а братик играл в песочнице. Вдруг откуда ни возьмись, выскочила большая собака и побежала к песочнице. Таня бросилась наперерез собаке, упала и закрыла собой брата. Тут подбежал хозяин собаки и остановил её.
Ситуация 5.
Мише на день рождения купили новый велосипед. Он вышел с ним во двор. Ребята окружили его. Все хотели посмотреть на велосипед Миши.
Ситуация 6.
Однажды маленький Петя гулял с мамой на улице. Ярко светило солнце и вдруг пошёл дождь. Петя поднял голову вверх и широко раскрыл глаза. «Мама, смотри какая красота!» Он раньше никогда не видел радугу.
Ситуация 7.
Серёжа постоянно дёргал Зину за косички. Она очень сердилась и старалась его стукнуть.
Ситуация 8.
Оля не выучила стихотворение, сказав маме, что ей ничего не задавали. А на следующий день она получила двойку. Когда Оля пришла домой, мама спросила: «Как дела в школе?» Оля покраснела и опустила голову.
(кроме карточек на столе лежат лучики, фломастеры, клей)
Вывод: Не может человек прожить без чувства,
Ведь это ценность для его души,
Но если чувства нет, в душе той пусто,
И нет в ней ни тепла, ни доброты.
Лишь добрыми словами боль отводят, -
А тёплые слова для всех важны,
Отзывчивость, как помощь, к нам приходит,
Благие чувства - лекари души.
группа «Искусствоведы»
План работы: Возьми в руки репродукцию одной из картин известных художников. Определи чувства героев, изображённых на картине. Подпиши. Посоветуйтесь в группе и выберите четверостишие, которое могло бы стать выводом (итогом вашего выступления). Начните выступление со слов: Мы согласны (не согласны) с мнением предыдущих выступающих о том, что человек не может жить без чувств, рассмотрев картины известных художников, мы увидели… |
На партах лежат репродукции картин, фломастеры, четверостишия.
«Любите, живопись, поэты,
Лишь ей единственной дано,
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно».
Взял палитру художник и кисть,
И слова обратились в картину.
Ив, склонившихся плач у реки,
Ширь полей, что вовек не покину.
Берёзы стан – как в пятнах сажи.
Среди естественных офортов
,Сильней всего люблю пейзажи
И избегаю натюрмортов.
3 группа «Литераторы»
План работы: Прочитайте пословицы. Рассортируйте их по темам. Приклейте пословицы на нужный листок. Сделайте вывод: отражает ли народный фольклор эмоциональное состояние человека? Начните своё выступление со слов: Мы согласны (не согласны) с мнением наших коллег, что человек не может жить без чувств и в произведениях народного фольклора отражается (не отражается) эмоциональное состояние человека… |
На партах лежат альбомные листы, на которые дети наклеивают пословицы, клей, набор пословиц.
Пословицы о печали и грусти:
Занятого человека и грусть печаль не берёт.
Моль одежду ест, а печаль человека.
Печаль не уморит, а с ног собьёт.
Печальному шутка на ум не идёт.
Какова печаль, таковы и слёзы.
Пословицы об испуге и страхе:
Пуганый зверь далеко бежит.
У страха глаза велики.
Он сам своей тени боится.
Волков бояться – в лес не ходить.
Пуганая ворона куста боится.
Пословицы о счастье и веселье:
Всякий счастья своего кузнец.
За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.
Не родись красивой, а родись счастливой.
Счастье – вольная пташка, где захотела там и села.
Счастье не птица: само не прилетит.
Пословицы о любви, нежности и доброте.
Верная указка – не кулак, а ласка.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Ум истиною прославляется, сердце любовью согревается.
Добрый человек, в добре проживёт век.
Доброе слово доходит до сердца.
4 группа «Биологи»
План работы: Рассмотри картинку или фотографию животного. Определи, какие эмоции присущи данному животному. Приведи примеры из жизни, или литературных произведений, в которых описывается данная эмоция животного. Подготовься к выступлению. Начните своё выступление со слов: Мы согласны (не согласны) с мнением предыдущих выступающих, что человек не может жить без чувств, но хотим ещё добавить, что животные тоже обладают (не обладают) эмоциями… |
На партах лежат картинки или фотографии животных, книги детских писателей, с которыми мы знакомились на уроках литературного или внеклассного чтения о животных.
- Сейчас мы послушаем Сапожникову Полину, которая изучала данную тему, немного больше, чем другие ребята. Она подготовила своё выступление дома.
- Спасибо за работу.
V. Применение изученного материала.
- А сейчас я хочу задать вопрос всем нашим экспертам:
как вы думаете, может ли человек управлять своими чувствами?
- Как это сделать?
- Почему человек должен управлять своими эмоциями?
(чтобы не обидеть других людей).
- Послушайте притчу «Гвозди»
Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.
И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.
В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.
- Что нам хотел сказать автор данной притчи?
Работа по учебнику с. 51.
Чтение текста «Учитесь властвовать собой»
- Ребята, что мы можем сделать, чтобы поднять себе настроение? (ответы учащихся)
Вспомнить что-то приятное
Посмотреть забавный фильм
Почитать интересную книгу
Рассмешить себя у зеркала
Сходить на прогулку
Пообщаться с другом
Поиграть в интересную игру
Поиграть с домашним животным
Послушать любимую музыку
Заняться спортом
- Попробуйте заглянуть в свою душу и определить, какая она, продолжив следующие предложения:
Я плачу, когда…
Я смеюсь, когда…
Я радуюсь, когда…
Я грущу, когда...
Итог урока:
- Наша телепередача подходит к концу, и закончить её мне бы хотелось стихотворением:
Мы - разные, но Богом мы хранимы,
У каждого свой Ангел и судьба,
Обидчивы бываем и ранимы
От грубых слов, от зависти и зла.
Случается, что чувства пропадают,
Душа пуста, и только боль утрат...
От добрых слов все чувства оживают,
Боль затихает - снова жизни рад.
А жизнь идёт, всё по местам расставив,
Но жить нельзя нахохлившись всегда.
Пусть нас благие чувства не оставят,
Пусть добротой наполнится душа!
- Рефлексия: На партах у вас лежат человечки с разными эмоциями, покажите нам с каким настроением вы уходите с урока.