СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "Принятие христианства на Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: раскрыть содержание понятий:"религия", "христианство", "православие"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Принятие христианства на Руси"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумячская средняя школа имени В.Ф.Алешина»



КОНСПЕКТ УРОКА

по окружающему миру в 3 классе

на тему:

«Принятие христианства на Руси».

Подготовила

учитель начальных классов

Марченкова Любовь Александровна


пгт. Шумячи

2017 г.

Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные действия)

Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе, рассказывать об основных исторических событиях.

Интеллектуальные учебные действия: высказывание предположений; анализ, сравнение, обобщение изученного материала.

Личностные учебные действия: идентификация себя с национальностью и верой, уважение к людям других вер, развивать интерес к истории страны.

Креативные учебные действия: разыгрывание воображаемых ситуаций.

Речевые умения: правила участия в диалоге, рассказ - рассуждение, рассказ по воображаемой ситуации, рассказ - описание (по репродукции).

Основные методы и приёмы

Рассказ учителя о принятии христианства на Руси.

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ – описание «Крещение Руси» (по картине В. Васнецова).

Учебный диалог: поиск ответа на вопрос, «Какому событию посвящен праздник Рождества Христова?».

Воображаемые ситуации: разыгрывание картинок народного праздника «Рождество Христово».

Рассматривание и описание сюжета картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии» и картины К.П. Брюллова «Гадающая Светлана»

Чтение и анализ текста в учебнике на странице 95-96 «Пасха – Светлое Христово Воскресение».

Мини – дискуссия: «Другие, нехристианские, веры в России», рассказ-рассуждение о своей национальности и вере.

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ - описание «Пасхальный натюрморт» (по картине С. Жуковского).




Подготовка к уроку

  1. Узнать о христианских праздниках.

  2. Подготовить разыгрывание картинок народного праздника «Рождество Христово».

  3. Выучить отрывок из стихотворения Я.П. Полонского « День Крещения Руси».















Задачи урока

Обучающая:

- познакомить учащихся с причинами принятия христианства, событиями крещения Руси, методами крещения;

- сосредоточить внимание учащихся на деятельности русских князей в деле укрепления государства;

- выявить причины принятия христианства, раскрыть особенности и преимущества христианской религии.

Развивающая:

-понять, какое значение имеет Крещение в жизни человека и целой страны;

-развивать логическое мышление, творческое воображение; умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать; систематизировать знания (заполнение таблицы); развивать речь детей, внимание.

Воспитывающая:

-воспитание чувства гордости и уважения к славной истории жизни своих предков; привитие интереса к предмету; воспитание патриотизма;

-осознание того, что представление о святой Руси – это представление о России;

-воспитание культуры общения: умения слушать, умение вести диалог, уважать мнение товарища и право на ошибку.

Цели урока:

- раскрыть содержание понятий: «религия», «христианство», «православие», «крещение», «христианские праздники» (Пасха, Рождество Христово);

- объяснить причины принятия христианства на Руси;

- выяснить последствия принятия новой религии. Сравнить и выделить общее и особенное языческой и христианской веры.

Предполагаемый результат: в области межкультурной компетенции учащиеся развивают способность понимать и уважать религиозно-культурные взгляды, духовный мир других людей через личностное культурное развитие, освоение и принятие социально-значимых ценностей.



















Оборудование:

  1. Н. Ф. Виноградова, Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2 –3-е изд., дораб.– М.: Вентана – Граф, 2012. – 160с.: ил.

  2. Н. Ф. Виноградова, Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2 –3-е изд., дораб.– М.: Вентана – Граф, 2012. – 36с.: ил.

  3. Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  4. Лента времени.

  5. Карточки со словами (идолы, святилища, Боги, Духи, жертвоприношение).

  6. Медиапродукт: презентация «Принятие христианства на Руси. Христианские праздники»21 слайд (среда POWER POINT).

  7. Справочники, словари

Ключевые понятия и ключевые слова урока: христианство, православие, Крещение Руси, христианские праздники, язычники, религия, князь Владимир, Пасха, Светлое Христово Воскресение.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.





1. Мобилизационный момент.

Учитель Сегодня мы отправляемся ещё в один исторический промежуток времени.

Задача наша не проста

Дорогу в прошлое найти.

Богиня Клио поведёт туда,

А с ленью нам не по пути.

Покровительница науки история богиня Клио поведет нас во времена давно минувших дней. (Слайд 2 «Богиня Клио»).

(Ученик читает письмо)

Внимательно слежу за вашими успехами в изучении истории. Меня радует ваша любознательность. Приглашаю всех по землям наших предков. Надеюсь, что в дороге нам удастся раскрыть много тайн и загадок.

В добрый путь! Ваш друг богиня Клио.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности.

Учитель. Что станет сегодня предметом исследования, узнаете, если разгадаете кроссворд (по вертикали) и прочтёте ключевое слово.

1). Работа в парах. Звучит спокойная музыка.

2). Проверка. ( Дети называют ключевое слово – РЕЛИГИЯ, учитель показывает кроссворд – ключ).

  1. Первый русский князь.

  2. Бог грома и молнии у славян.

  3. «Предсказал мне кудесник, будто смерть моя от коня моего».

  4. Специальные места, куда славяне приносили жертву своим Богам.

  5. Князь, отправившийся за данью к древлянам и убитый ими.

  6. Наука о прошлом человечества с момента его зарождения.

  7. Кто из князей сказал такие слова: «Да не посрамим земли русской, но костьми ляжем, дабы мёртвые не знают позора».

Что такое религия? (работа со словарём) (Вера в сверхъестественные силы, в богов.)

Учитель. Итак, религия становится методом нашего исследования. Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, какие понятия, относяшиеся к славянской религии здесь зашифрованы? (На слайде иллюстрации святилища, идолов, Перун, Даждьбог, Леший, Водяной) (Слайд 3).

- Святилище (в Смоленской области Красногорское святилище, VIII – X)

- Идолы, Боги, Духи, жертвоприношение.

Слова- понятия на карточках.

Учитель. Что объединяет эти понятия? Что вы знаете о верованиях славян? Заполнение таблицы по ответам детей.(Христианская вера заполняется позже в ходе изучения темы) (Слайд 4).

Линия сравнения

Языческая вера

Христианская вера

1. В кого верили славяне?

Во многих богов(солнца, ветра, неба, и т.д.)

В одного бога

2.Было ли специальное изображение богов?

Да. Идолы деревянные и каменные.

Иконы

3. Были ли помещения для молитвенных обрядовобрядов?

Да. Земляные и деревянные постройки, но могли молиться и вне построек.

Да. Храмы, монастыри.

4. Приносили ли жертву богам?

Да. Приносили в жертву животных, редко были человеческие жертвы.

Чаще всего продуктами.

5. Были ли специальные записи о богах?

Нет.

Да. Евангелие.

6.Проводили ли специальный обряд по принятию веры?

Нет.

Да. Крещение

7.О чём просили богов?

Просили о помощи в земных делах (урожая, дождя, удачной охоты)

О спасении души человеческой

3. Определение темы урока

- Как вы думаете , изменилась ли вера людей со временем? Почему?

Тема урока: «Принятие христианства на Руси»(Слайд 5)

4. Постановка проблемы

- Зачем приняли христианство и отказались от язычества?

- Когда и кем было принято христианство?

- Чем христианство отличалось от язычества?

Вы можете ответить на эти вопросы?

5. Работа по теме урока.

Рассказ учителя «Как крестилась Русь».

В те далёкие времена новая религия – христианство утвердилась во многих странах.

- Что же это была за вера?

Появилась она много веков назад.Люди верили, что на землю приходил Спаситель.Рассказы об этом люди передавали друг другу. Потом их записали, и получили они название «Евангелие», по-гречески означает «добрая весть». В нём повествовалось о земной жизни Иисуса Христа – Сына Божьего.

Решающее значение в выборе православия оказало сильное влияние Византии, с которой Русь была давно уже тесно связана. Ещё в 867 году князья Аскольд и Дир приняли христианскую веру от греков. Первой русской правитильницей, принявшей христианскую веру, была княгиня Ольга. Ольга надеялась, что последовав её примеру, в новую веру захотят обратиться и другие. Она желала видеть Крещёной всю Русь и очень много сделала для утверждения христианства на Руси. Православная церковь объявила Ольгу святой.(Слайд 6). Но к великому огорчению Ольги, даже её сын Святослав, отказался креститься, так как Христова вера не соответствовала его простой и грубой жизни. Ему были ближе языческие божества.

Крестил всю Русь её внук – Владимир Святославович, прозванный Крестителем Руси и Владимиром Красное Солнышко. В 988 году Византийские священники окрестили князя и его дружину. Князь принял в Корсуне святое крещение с именем Василий, и крестил Русь, сделав православие государственной религией Российского государства.(Слайд 7).

Традиционной датой принятия Русью христианства принято считать 988 год. Как проходил обряд крещения на Руси?

Посмотрим на картину В.М. Васнецова «Крещение Руси». (Слайд 8).

Рассказ – описание «Крещение Руси» (по картине В.М. Васнецова) по возможности учащимися с помощью учителя.

Основной идеей картины, стало осмысление истории становления христианства на территории Древней Руси. В данном творении автор показал момент принятия православия жителями Киевской Руси в водах Днепра. В центре композиции расположена фигура Владимира Святославовича. В отличие от многих религиозных картин того времени, образ правителя Древней Руси наделён индивидуализированными чертами. Его лик выражает торжественность и серьёзное понимание столь серьёзного шага: руки подняты к верху, брови серьёзно нахмурены, одеяние празднично расшито золотыми нитками.

Князя окружают представители высшего духовенства, а также простые служители в белых одеждах. Позади него виднеется хор, воспевающий славу Божью, а также верная рать. На фоне белых ряс духовных лиц и золота Великого Князя резко выделяются фигуры представителей простого народа. Они стоят в очереди перед престарелым священником, который проводит обряд крещения.

Задний план представлен светлым облаком, из которого льётся лучами божественный свет. Жители небес, написанные размытыми красками, сверху радуются происходящему.

Учитель. Владимир, прибыв из Корсуна крестил 12 детей своих и призвал народ принять крещение. Владимир велел идти к Днепру. Народ рассуждал: «Не будь это хорошо, князь и бояре не крестились бы сами».

Когда все собрались у реки, Владимир со священниками вышли к народу. Киевляне по приказанию князя вошли в воду: кто помоложе, тот стоял у берега; маленьких детей держали на руках. Священники с берега читали молитвы и крестили всех, после чего сбросили в Днепр идол Перуна и сплавили его по реке, а других идолов, изрубив, сожгли. И все радовались, что уверовали в единого Бога. (Слайд 9).

Чтение подготовленными учащимися отрывка из стихотворения Я.П. Полонского «Крещение Руси»

Краеведческий материал.

В летописях есть сведения о крещении Владимиром Святославовичем кривичей и вятичей. В 990 году князь Владимир, направляясь с походом в Новгород, заехал с митрополитом Михаилом в Смоленск и крестил смолян. Известно так же, что кривичи принимали участие в знаменитом корсунском походе Владимиром, возможно, часть из них крестилась вместе с князем в Корсуне – Херсоне.

  1. Значение христианства.

Крещение укрепило связи с Византийской империей, самым развитым государством того времени. Русские люди открыли для себя библейские заповеди, христианское милосердие и справедливость. Церковь запрещала жертвоприношение и боролась с кровной местью. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, стали воздвигаться храмы, открываться церковные школы. Русь стала частью цивилизованного мира.

Одной из первых была возведена каменная церковь(церковьУспения Пресвятой Богородицы) в Киеве, названная десятинной. Князь Владимир для его строительства выделил десятую часть своего имения. В Киеве воздвигли Софийский собор – главный храм города. (Слайд 10).

У нас в Шумячском районе есть тоже действующие церкви, которые пост роились в разные времена. (Слайд 11).

Христианство учило людей не совершать плохих поступков, быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими болями и бедами, любить людей, помогать бедным и несчастным, больным, уважать родителей, уважать власть государства и тогда после смерти человек будет вознаграждён. Его ждёт вечная и счастливая жизнь в раю. Кто же не выполнит этих правил, плохо себя ведёт, тот после смерти попадает в ад на вечные мучения. Вывод (Слайд 12).

7. Физминутка

Верю – не верю (верю 3 - шага вправо, не верю 3 - шага влево)

Верите ли вы, что 2010 год это 21 век?

Верите ли вы, что 988 год это 9 век?

Верите ли вы, что 1247 год это13 век?

Верите ли вы, что 1812 год это19 век?

Верите ли вы, что 1438 год это 13 век?

8. Обобщение по вопросам учителя.

Что такое крещение? (Обряд) Уточнение слова в словаре.

С какой целью Владимир крестил Русь?

В чём отличие христианства от язычества?

Легко ли народ принял веру?

Продолжение работы с таблицей, заполнение «христианской веры». (Слайд 13).

9. Христианские праздники.

Став христианами, жители Руси не забывали древних богов и продолжали молиться им, а вера в духов – домовых, водяных, леших – сохранилась ещё дольше. С приходом христианства появились и христианские праздники.

19 января – Крещение Господне (Слайд 14)

А) Учебный диалог: поиск ответа на вопрос, «Какому событию посвящён праздник Рождества Христова?»

-Найдите ответ в учебнике на странице 92.

Б) Рассматривание и описание иконы «Рождество Христово» с помощью учителя (Слайд 15).

В центре композиции представлено Рождество Христово: по свету путеводной звезды направляются три всадника - восточные цари (волхвы); ангел передает весть о рождении Христа пастухам. Внизу показаны Иосиф и старик в звериной шкуре, а также сцена омовения Младенца.

Учитель. У русского народа существовал такой обычай как гадание в Святочную неделю, то есть неделю после Рождества, отмечаемого 7 января, и в Крещенье 19 января. Святки – волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о счастливом замужестве и любви.

В) Рассматривание и описание сюжета картины К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии», К.П. Брюллова «Гадающая Светлана». (Слайд16).

Светлана прибегает к самому страшному из гаданий – гаданию у зеркала, так как зеркало – способ связи с потусторонним миром.

Г) Воображаемая ситуация: разыгрывание детьми картинок христианского праздника «Рождество Христово».

-Как вы думаете, весёлым ли был этот праздник?

Д) Работа с учебником. Чтение и анализ текста «Пасха – Светлое Христово Воскресение».

Учитель. - С чем связана пасхальная радость в жизни христиан?

Ответы учащихся.

- Христос воскрес из мертвых.

- Христос взял на себя грехи всего человечества.

- Христос победил смерть – «смертью смерть, поправ», поэтому Он именуется Спасителем человечества.

Звучит музыка (Пасху радостно встречаем…..)

Е) Описание иконы «У гроба Господня». (Слайд 18)

Учитель. Придя к гробнице, женщины увидели ангела: "Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его" (Евангелие от Матфея, 28 глава).

Мини – дискуссия с учащимися. Какие «Другие, нехристианские, веры в России», рассказ-рассуждение о своей национальности и вере.

Рассказ-описание «Пасхальный натюрморт» (по картине С. Жуковского) (Слайд 19).

8. Тестирование с взаимопроверкой.

1. Указать имя князя, при котором Русь приняла Крещение.

а) Рюрик, б) Владимир, в) Ярослав, г) Олег.

2. В каком городе крестился князь Владимир?

б) в Киеве, а) в Новгороде, в) в Корсуне, г) в Константинополе.

3. Какое имя при крещении получил князь Владимир?

а) Иоанн, б) Василий, в) Константин, г) Владимир.

4. Найдите лишнее слово.

а) крещение, б) Владимир, в) Днепр, г) Москва.

5. Кем приходился Владимир Красное Солнышко великой княгине Ольге?

а) сыном, б) внуком, в) братом, г) мужем.



6. Что построено при князе Владимире?

а) Софийский собор, б) Золотые ворота, в) Десятинная церковь

7. Определите, сколько лет прошло со дня крещения Руси 
- Отметь на ленте времени дату Крещения Руси.





IXXV XV-XII XVIII-XX XX(с1917 по 1991)

9-15 15-17 18-20 20(1922)

8. Как вы думаете, какая из пословиц и поговорок больше соответствует теме нашего урока и почему?

а) Без добрых дел – вера мертва.

б) Я, слава Богу, крещеный человек.

в) Земля русская вся под Богом.

г) Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

11. Рефлексия (Самоанализ)

- Какова была цель урока?

- Достигли ли мы её?

- Что способствовало достижению цели?

- Что мешало?

- Каковы ваши пожелания?

- Какие советы вы дадите учителю по организации следующих уроков?

11. Домашнее задание

1. Прочитать текст страница 90-96, составить план рассказа.

Для самых любознательных:

2. Приготовь рассказ об истории жизни Христа. Принимаются любые формы - рисунки, сочинения, мультфильмы инсценировки и так далее. Можешь приготовить вместе с друзьями – ум хорошо – а два лучше.

12. Рефлексия (Самооценка) ( Слайд 20).

На уроке я работал Активно/ пассивно

Своей работой на уроке я Доволен /не доволен

Урок мне показался Коротким / длинным

За урок я Не устал / устал

Моё настроение Стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был Понятен / не понятен

Интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется Лёгким / трудным.

Учитель. Спасибо за плодотворную работу. Я думаю, богиня истории довольна нами и на следующем уроке мы отправимся в новое путешествие.

Источники:

  1. Н. Ф. Виноградова, Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2 –3-е изд., дораб.– М.: Вентана – Граф, 2012. – 160с.: ил.

  2. Н. И. Ворожейкина, Н. Ф. Виноградова, Наша Родина в прошлом: Беседы по истории России. – Ассоциация XXI век, Смоленск, 1998с. 70

  3. Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы уроки по учебнику Н.Ф. Виноградовой / сост.Е.Б. Бугрова. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2005

  4. История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Смоленск: Издательство Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2002. – 200с.: ил.

Электронный ресурс:

http://www.artscroll.ru/page.php?al=Kolyadki_v_Malorossii_181178_kartina

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE икона Рождество Христово

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%20%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F иконаУ гроба Господня

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2.%D0%BC.%20%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8 В.М.Васнецов Крещение Руси

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA.%D0%B8.%20%D0%B1%D1%80%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0 К.П. Брюллов Гадающая Светлана

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%20%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F%20%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F Княгиня Ольга

http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1280&bih=675&q=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%B2+%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5&oq=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%B2+%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5&gs_

http://www.google.ru/search?hl=ru&q=описание%20иконы%20у%20гроба%20господня&tbs=sbi%3AAMhZZiuQ9EQncFjIKJ6lVrv6HWEIB

ww.artscrol.ru/search?hl=ru&q=описание%20иконы%20у%20гроба%20господня&tbs=sbi%3AAMhZZiuQ9EQncFjIKJ6lVrv6HWEIBrIk7pTndrDBpjz6z3MhT

http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.zaarselo.ru/images/arhitektura_8.jpg&imgrefurl=http://www.zaarselo.ru/arhitektura_8.php&h=768&w=1024&sz=

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2) Софийский собор

http://www.google.ru/#hl=ru&gs_rn=2&gs_ri=hp&cp=13&gs_id=2m&xhr=t&q=%D1%88%D1%83%D0%BC%D1%8F%D1%87%D0%B8+Церкви Шумячи


http://helpintourism.com/ukraina/kiev/347-desyatinnaya-cerkov.html

h ttp://900igr.net/prezentatsii/istorija/Mir-istorii/002-Mir-istorii.html Богиня

Дата скачивания: 19.01.13 г., 27. 01.13г., 01.02.13г., 16.02.13г.












Приложение 1.

Тестирование

1. Указать имя князя, при котором Русь приняла Крещение.

а) Рюрик, в) Ярослав,
б) Владимир, г) Олег.

2. В каком городе крестился князь Владимир?

а) в Новгороде, в) в Корсуне (Херсонесе),
б) в Киеве, г) в Константинополе

3. Какое имя при крещении получил князь Владимир?

а) Иоанн, в) Константин,
б) Василий, г) Владимир

4. Найдите лишнее слово.

а) крещение, в) Днепр,

б) Владимир, г) Москва.


5. Кем приходился Владимир Красное Солнышко великой княгине Ольге?

а) сыном, в) братом,
б) внуком, г) мужем.

6. Что построено при князе Владимире?

а) Софийский собор, б) Золотые ворота, в) Десятинная церковь.

7.Отметь на ленте времени дату Крещения Руси. Определите, сколько лет прошло со дня крещения Руси. 






IXXV XV-XII XVIII-XX XX(с1917 по 1991)

    1. 15-17 18-20 20(1922)

8. Как вы думаете, какая из пословиц и поговорок больше соответствует теме нашего урока и почему?

Без добрых дел – вера мертва.

Я, слава Богу, крещеный человек.

Земля русская вся под Богом.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля















Кроссворд Приложение 2.

















































  1. Первый русский князь.

  2. Бог грома и молнии у славян.

  3. «Предсказал мне кудесник, будто смерть моя от коня моего».

  4. Специальные места, куда славяне приносили жертву своим Богам.

  5. Князь, отправившийся за данью к древлянам и убитый ими.

  6. Наука о прошлом человечества с момента его зарождения.

  7. Кто из князей сказал такие слова: «Да не посрамим земли русской, но костьми ляжем, дабы мёртвые не знают позора».









Приложение 3.

Я. П. Полонского «День Крещения Руси».

Сегодня день, когда впервые
Владимир и Мои святые,
Крестили Русь в волнах Днепра!..
Князь киевский, когда-то гневный,

В союзе с греческой царевной,
В златом венце и на своем
Великокняжеском престоле,
Для пахаря в далеком поле,

Для гусляра на вольной воле,
И для дружинника с копьем –
Для всех стал другом и отцом,
И красным солнышком желанным...

Пришла Андреем Первозванным
Предвозвещенная пора:
Взыграли омуты Днепра,
Славян пугающие боги

Разбились об его пороги,
И дрогнули богатыри,
И разбежались дикари...
О, как от утренней зари

Бегут, шатаясь, тени ночи,
И солнце радует нам очи,
И озаряет алтари,

Так в день великого Крещенья

Сияй нам, вера! Прочь сомненья!
Русь не была бы никогда,
Такой великою Россией,
Когда б она была чужда

Любви, завещанной Мессией…













Д У Х И

Б О Г И

Л Е Ш И Й

С В Я Т И Л И Щ Е

В О Д Я Н О Й

Ж Е Р Т В О П Р И

Н О Ш Е Н И Е


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!