Конспект урока-экскурсии по окружающему миру в 1 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Май весну завершает, лето начинает.
Цель: наблюдение за изменениями в природе поздней весной.
Задачи: 1. Способствовать формированию понятия «окружающий мир»; расширять представления о приметах весны, об изменениях в жизни растений и животных поздней весной.
2. Развивать умение наблюдать за весенними изменениями в природе, образную память, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте весенней природы.
3. Воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование: стихи о весне, весенние приметы, листы для групповой работы с заданиями, компьютерная презентация, «окно в природу», корзинки.
Ход урока.
Орг. момент
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем
2. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-экскурсия. Мы отправимся в школьный двор. (Организованно выходим на улицу.) Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в парк. (Дети отвечают)
Нельзя разжигать костер пожароопасное время.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Нельзя брать в руки незнакомые растения и насекомых
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Берёмся по парам за корзинки, а теперь в путь.
Работа над темой урока.
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло–голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает
Вместе:
Так давайте сбережем
Наш земной природный дом
- Ребята, посмотрите на наш школьный двор. Как красиво вокруг! Вспомните, как называется все, что нас окружает? (Окружающий мир.)
- Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой. Какое сейчас время года? (Весна.)
- Вспомните, как выглядел наш двор осенью? (Листья опадали, было хмуро.)
- А зимой? (Все было в снегу, деревья без листвы.)
- А сейчас? (На деревьях появились листочки, все зеленеет, птицы поют.)
- Сейчас вы назвали признаки весны. Действительно, весной вся природа оживает. Какие у вас возникли чувства с приходом весны? (Стало веселей, настроение хорошее.)
-Послушайте, какие чувства вызывает у поэтов весна.
Сельская песня. А. Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
- Как красиво весной! Меняется все. И живая природа, и неживая. Скажите, как изменилась неживая природа? (Солнце стало выше, уже припекает. Ветер уже теплее. Небо голубое, хотя часто облачно, срывается дождь.)
- А как изменилась живая природа? (Птицы возвращаются с юга. Листья появляются. Животные выводят потомства.)
- А как изменилась жизнь людей с приходом весны? ( Одеваемся легче (куртки, кофты, без шапки. Начинается посев культурных растений. )
- Мы с вами были здесь и осенью, и зимой, и ранней весной, давайте откроем наше окно в природу и понаблюдаем, что мы в него увидим. (дети смотрят в «окно» и рассказывают, всё, что видят.
4. Физминутка.
- А теперь поиграем. Игра «День и ночь». Представьте, что вы бабочки. Когда я скажу «день», вы будете летать, а когда - «ночь», нужно замереть на месте. (Кто пошевелится, выходит из игры.)
5. Работа по группам.
- А теперь каждая группа будет выполнять свое задание. Затем мы подведем итоги. (Группам даются задания на листочках.) На выполнение задания 10 минут.
1 группа 1. Найдите знакомые вам деревья. Какие изменения с ними произошли с приходом весны? Почему? 2. Понаблюдайте за птицами. Каких птиц вы видите? Каких птиц вы не видели зимой? Как вы их узнали? По каким признакам? Что особенного в их поведении? | 2 группа 1. Понаблюдайте за небом. Как оно изменилось по сравнению с зимой? Почему? 2. . Осмотрите почву. Твердая она или мягкая? Почему? |
3 группа 1. Понаблюдайте, как светит солнце, где оно греет сильнее: на открытом месте или под деревьями? Почему? 2. Понаблюдайте, как одеты взрослые и дети. Сравните с одеждой людей зимой. Сделайте вывод об изменениях. | |
|
- А сейчас проверим, насколько вы были внимательны и наблюдательны. (Проверка заданий групп.)
6. Подведение итогов урока.
- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Подведем итоги. Сейчас я зачитаю вам характеристики периодов весны, а вы подумайте, какая из этих характеристик относится к нашей сегодняшней погоде.
1) от полного схода снега на полянах до зацветания черемухи в лесу (зеленая весна)
2) от зацветания черемухи до отцветания яблони (поздняя весна).
(Подходит второе описание. Экскурсия проводится в начале мая.)
- Молодцы. Нам пора возвращаться в класс. Нас ждёт фильм –презентация по теме нашей экскурсии.